22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упрощенец выиграл тендер как быть с ндс

Содержание

Уменьшение цены госконтракта на НДС: правомерно или нет?

Среди участников госзакупок встречаются компании на УСН. Как будет определяться цена контракта при победе такого участника в тендере? Будет ли цена снижена на размер налога на добавленную стоимость или нет?

Закон № 44-ФЗ и упрощенная система налогообложения

Ограничения по одностороннему изменению цены контракта

Двойное налогообложение поставщика

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС.

Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставлять счет-фактуру и уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению их прав.

НДС как прибыль поставщика

Таким образом, существует четкая позиция, согласно которой уменьшение цены контракта, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, на размер НДС в случае победы исполнителя, который находится на упрощенной системе, является незаконным.

Закон № 223-ФЗ и упрощённая система налогообложения

Включение условия о снижении цены в конкурсную документацию

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок и способы закупки, не регулирует вопросы заключения, изменения и расторжения договоров, а только устанавливает общие принципы и основные требования к закупкам.

Заказчики руководствуются в том числе разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке, содержащими требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Согласно ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В связи с этим отметим, что ни Закон № 223-ФЗ, ни какие-либо подзаконные акты, принятые в исполнение этого федерального закона, не разъясняют, следует ли определять стоимость закупаемых товаров, работ или услуг с учетом либо без учета косвенных налогов (в данном случае НДС).

С целью определения правомерности снижения цены договора на размер НДС необходимо изучение конкурсной документации по закупке.

Как правило в Информационной карте, в Проекте договора и в Техническом задании имеется указание на то, что в случае если победитель конкурентного отбора в соответствии с законодательством РФ не признается плательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС, то договор с таким победителем заключается по предложенной им цене, сниженной на сумму НДС в размере ставки, определенной в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приведенное условие может быть расценено судом при рассмотрении спора как соответствующее ст.4 Закона № 223-ФЗ и определяющее порядок формирования цены, что лишает возможности ссылаться на согласованность твердой цены с заказчиком независимо от режима налогообложения участника.

Стоит обратить внимание на то, что участник имеет право на обращение к заказчику за разъяснениями положений конкурсной документации.

Несмотря на наличие конкретного вопроса заказчик не смог дать на него однозначного ответа и лишь сослался на положения информационной карты.

Включение НДС в цену как необоснованное преимущество для исполнителя, который находится на УСН

Стоит отметить, что применительно к Закону № 44-ФЗ суды признают такую прибыль обоснованной.

Соответствие цены заявке победителя аукциона

В постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 № 16АП-326/17 отмечено, что само по себе применение ООО «Витаминка» УСН не является безусловным основанием для исключения суммы НДС из цены предложения, поскольку в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ общество не лишено возможности выставить администрации счет-фактуру с выделением суммы налога с последующей уплатой ее в бюджет. Оплата контракта, заключенного по результатам конкурса, должна производиться именно исходя из той цены, которая предложена заказчиком аукциона и указана в данном контракте, а данная цена, в свою очередь, формируется исходя из аукционной документации и заявки участника — победителя аукциона. При этом возможность уменьшения цены контракта на НДС при условии применения победителем конкурса УСН Закон № 223-ФЗ не предусматривает. Следовательно, цена контракта, учитывая факт применения обществом УСН, в рассматриваемой ситуации изменяться не должна.

Таким образом, позиция указывает на возможность включения НДС в цену договора, но с оговоркой на то, что это влечет налоговые последствия для участника (например, самостоятельную уплату такого налога в бюджет).

Анализ законодательства и сложившейся практики его применения приводит к выводу о том, что снижение цены контракта, заключаемого на основании Закона № 44-ФЗ, неправомерно.

Относительно аналогичной ситуации при заключении договора по Закону № 223-ФЗ отсутствует четкое законодательное регулирование, а судебная практика не является единообразной. Это свидетельствует о том, что при рассмотрении спора судом решение может быть как за включение НДС в цену, так и против.

Если вы столкнулись с подобной проблемой, обратитесь к практикующему юристу, специализирующемуся на разрешении споров с сфере госзакупок, который знаком с последними изменениями законодательства и тенденциями складывающейся судебной практики. Он оценит перспективы и возможности по изменению цены контракта в зависимости от системы налогообложения.

Только до завтра запись со скидкой 20%. Программа вебинара тут.

Письмо Минфина России от 21.04.2020 № 24-01-08/31861 «О заключении и оплате контракта заказчиком, если победитель закупки применяет УСН»

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе освобожденный от уплаты налога на добавленную стоимость и применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках.

Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

Победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Кодекса.

Таким образом, в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применяемой победителем системы налогообложения.

Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.

Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки действующими нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.

При этом в ряде случаев в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика уменьшить сумму, подлежащую уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, только в случае, если заказчик является в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.

Дополнительно отмечаем, что пунктами 2 и 3 статьи 346.11 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость эти суммы налога подлежат уплате в бюджет в полном объеме.

Пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 разъяснено, что возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов. На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Кодекса определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Кодекса не предусмотрена.

НДС для упрощенцев по 44-ФЗ: теория и практика

НДС для упрощенца по 44-ФЗ: позиция Минфина

В письмах Минфина неоднократно давались разъяснения по поводу НДС для упрощенцев по Закону № 44-ФЗ. Очередное письмо Минфина России от 16.11.2017 № 24-03-08/75962 гласит, что контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки. Цена является твердой величиной и определяется вплоть до окончания срока исполнения контракта. В составе заявок участники не обязаны предоставлять данные об используемой системе налогообложения. Этого 44-ФЗ не требует. Также он не определяет порядок действий заказчика на случай, если победитель процедуры использует или переходит на УСН. Исходя из всего изложенного, контракт должен быть заключен и оплачен по цене, предложенной победителем, независимо от того, какую он использует систему налогообложения. Соответственно, менять стоимость в какую-либо сторону по данному основанию нельзя.

В последнем дополнительно сказано, что цена не может быть уменьшена на величину НДС, если победитель упрощенец. Если организация в 2019 году перешла на УСН, а ранее был заключен контракт с НДС, то она обязана восстановить вычеты НДС по материалам, основным средствам и товарам, которые будет использовать на упрощенке. Отразить их нужно в декларации по НДС за 4 квартал. Подробнее о том, какие документы регистрируются в книге продаж при восстановлении НДС при переходе на УСН, Минфин разъяснил в письме от 06.09.2018 N 03-07-09/63731.

НДС для упрощенца по 44-ФЗ: практика

Суды также склоняются к тому, что оплатить контракт заказчик должен по цене, предложенной победителем, при условии полного и качественного исполнения обязательств. Стоимость не должна зависеть от системы налогообложения. Возможность менять цену в зависимости от этого фактора в 44-ФЗ не предусмотрена. В случае с упрощенцем НДС считается его прибылью (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 № 07АП-1505/16).

Однако некоторые суды указывают на возможность снизить цену на размер НДС при условии, что в контракте сказано, что цена включает этот налог (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 № 02АП-6019/15).

Рассмотрим пример из административной практики по НДС для упрощенца — решение Алтайского краевого УФАС России от 21.12.2018 № 728/18. Победитель подал жалобу в УФАС на заказчика. Причиной стало то, что заказчик якобы неправомерно включил сумму НДС в цену контракта, несмотря на то, что заявитель работает по УСН. Он попросил обязать заказчика направить проект контракта с учетом этого фактора. Заказчик с такими нападками не согласился. Он указал на то, что принимая участие в аукционе, участник согласился на все условия и ему было заранее известно о порядке формирования цены, в том числе о том, что в нее включаются все налоги.

Что на это сказало УФАС? Ведомство установило, что согласно проекту контракта в цену включен НДС 18%, а если победитель не платит этот налог, цена контракта уменьшается на размер НДС. Участие автора жалобы в аукционе свидетельствует о том, что он согласился со всеми условиями аукциона, в том числе и с формированием цены. В итоге УФАС отметило, что действия заказчика не противоречат закону, и признала жалобу участника необоснованной.

Также рассмотрим пример из практики по 223-ФЗ — решение ФАС России от 09.01.2019 № 17/231/19. В документации заказчик установил, что если участник не платит налог, итоговая цена договора с ним снижается на сумму налога. При этом в документации о закупке заказчик по закону должен установить одно значение начальной цены для всех (независимо от системы налогообложения), указав при этом, включен или нет в стоимость НДС. Заказчик не имеет права вычитать какие-то суммы из ценовых предложений и использовать разный порядок оценки заявок в зависимости от категории участника. В итоге УФАС решило, что заказчик ограничил конкуренцию.

Что делать участнику на УСН, если цена контракта содержит НДС

В последнее время от наших клиентов, использующих упрощенную систему налогообложения (плательщиком НДС не являются), все чаще поступают вопросы относительно закупок, цена которых включает в себя НДС. Давайте попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Начнем с НДС. Налог на добавленную стоимость (НДС) это косвенный налог, исчисляемый продавцом при реализации товаров, работ или услуг покупателю. Покупатель платит продавцу налог со стоимости товара (работы, услуги), а продавец перечисляет НДС в федеральный бюджет. Налог исчисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи. Плательщиками

НДС в бюджет могут являться как организации (в том числе и некоммерческие), так и индивидуальные предприниматели. Организации и предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе – упрощенную систему налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) в большинстве случаев плательщиками НДС не являются.

В настоящее время (с 1 января 2019 года) ставка НДС равна 20 %. Но при этом в отношении ряда операций применяются пониженные ставки налога. С 2001 года порядок исчисления и уплаты НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Теперь давайте обратимся к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ). В извещении о закупке заказчик в обязательном порядке должен указать начальную (максимальную) цену контракта (п. 2 статьи 42 44-ФЗ). При этом в соответствии с письмом Министерства финансов России от 27.12.2017 г. № 24-03-08/87276, заказчик при установлении НМЦК должен учитывать все факторы, влияющие на порядок формирования цены: условия, сроки поставки, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, заказчик в извещении о закупке может указать, что НМЦК включает в себя НДС. Закон «О контрактной системе» (44-ФЗ) не ставит возможность участия в государственных закупках в зависимость от применяемой участниками системы налогообложения. Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Исключение составляют только оффшорные компании (п. 4 части 1 статьи 3).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения, вправе участвовать в государственных и муниципальных закупках наравне с участниками, применяющими общую систему налогообложения, поскольку законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) не установлено никаких ограничений в отношении применяемого ими налогового режима.

Теперь перейдем непосредственно к вопросу заключения контракта с победителем закупки. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой и окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 статьи 34).

При заключении контракта в его текст обязательно включается положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 статьи 34).

Сразу отметим, что при формировании ценового предложения участник закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить согласно НК РФ (т.е. в соответствии с применяемой им системой налогообложения).

Законом № 44-ФЗ (статья 95) не предусмотрено право заказчика на корректирование цены контракта (уменьшения на размер НДС, если исполнитель не является плательщиком налога), контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки. Таким образом, требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе.

Такой вывод подтверждается письмом Министерства финансов РФ от 02.11.2017 г. № 03-07-11/72354.

Помощь участникам госзакупок !

Электронная подпись, прохождение аккредитаци, тендерное сопровождение,

банковские гарантии, кредиты и займы

Итак, мы установили, что заказчик не имеет права требовать уменьшения цены контракта на том основании, что исполнитель не является плательщиком НДС. А что делать такому исполнителю закупки, если в действующем контракте сумма контракта указана с учетом НДС и в платежном поручении на оплату контракта заказчик выделил сумму НДС. Платить налог или не платить? Ответ прост – не платить. В подтверждение этого обратимся к письму Федеральной налоговой службы России от 08.11.2016 № СД-4-3/21119@.

В этом письме, рассмотрев обращение по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщиком — исполнителем государственного контракта, применяющими упрощенную систему налогообложения, ФНС сообщает, что в случае, если стоимость контракта в соответствующем пункте контракта указана «включая НДС» и при оплате контракта заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС, но счет-фактура участником закупки не выставлена, т.к. он применяет спецрежим, то и обязанность уплатить НДС в бюджет согласно положениям главы 21 НК РФ не возникает.

В такой ситуации сумма НДС, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет дополнительной прибылью участника закупки.

Вроде бы все предельно ясно. Учитывая, что письмо налоговой службы датировано еще 2016 годом, вопросов возникать не должно. Но на практике разногласия между заказчиками и исполнителями продолжаются. Об этом свидетельствуют новые обращения наших клиентов и широкая арбитражная практика.

Желая покончить с разбродом и шатаниями в этом вопросе, Федеральная антимонопольная службы выпустила письмо от 18.06.2019 г. № ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона № 44-ФЗ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения».

Необходимо принимать во внимание, что решением Верховного суда РФ от 09.12.2019 № АКПИ19-798 указанное выше письмо Федеральной антимонопольной службы признано недействительным. Верховный суд посчитал, что ФАС превысила полномочия, давая разъяснения по вопросам применения положений закона 44-ФЗ. Решение суда вступило в законную силу.

Опубликовано Решение Верховного Суда РФ от 09.12.2019 № АКПИ19-798, которое признает недействительным письмо ФАС России от 18.06.2019 № ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим

В этом письме ФАС, являющаяся федеральным контрольным органом в сфере закупок, в целях формирования единообразной практики применения положений закона «О контрактной системе в сфере закупок» еще раз разъясняет:

1. Контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Уменьшение цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель закупки применяет упрощенную систему налогообложения не допускается.

2. Любой участник закупки, в том числе и освобожденный от уплаты НДС и применяющий УСН, вправе участвовать в закупках. В связи с этим заказчику в проекте контракта необходимо установить вариативное условие о цене контракта – «включая НДС/ НДС не облагается».

3. На стадии подписания контракта победитель закупки, применяющий УСН, должен направить заказчику протокол разногласий по вопросу исключения из проекта контракта условия о включении НДС в цену контракта с приложением документов, подтверждающих факт применения УСН. На основании полученного протокола разногласий заказчик обязан исключить указанное условие и внести изменения в проект контракта, дополнив его условием «НДС не облагается» с указанием основания.

Итак, мы привели точки зрения Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и Федеральной антимонопольной службы по вопросу НДС в госзакупках. И, как ни странно, мнения по этому вопросу всех трех ведомств совпадают. Более того, эта позиция подтверждается арбитражной практикой (например, определение Верховного Суда РФ от 23.09.2019 № 306-ЭС19-15999 по делу № А12-25318/2018). Этого достаточно для того, чтобы убедить самого упрямого заказчика.

Не бойтесь отстаивать свою точку зрения, если уверены в собственной правоте. И удачных Вам закупок.

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство – мы делаем госзакупки доступными!

Как правильно учитывать НДС в закупках по 44‑ФЗ, 223‑ФЗ

Включать НДС в цену контракта? Изменять цену контракта, если исполнитель на УСН? Узнаем позицию экспертов и судов

В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт по торгам Станислав Грузин рассказал особенности учета налога на добавленную стоимость (НДС) на этапах:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
  • оценки и сопоставления заявок, выбора победителя;
  • заключения контракта с победителем;
  • оплаты контракта.

В этих ситуациях у заказчиков и поставщиков возникают сложности с учетом НДС. Разберем их в статье на основе рекомендаций вебинара.

НДС в закупках по 44-ФЗ

Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене

Начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ). В Законе 44-ФЗ не указано, что заказчик должен включить или не включить НДС в стоимость контракта. Но такая обязанность следует из разъяснений Минфина и сложившейся закупочной практики.

Минфин России в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 отмечает: «При обосновании НМЦК заказчик может установить условия формирования цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей». Цена контракта должна содержать все потенциальные расходы поставщика, в том числе налоги.

Рекомендация заказчикам: включайте НДС в стоимость и выделяйте в цене контракта.

Заказчик тоже устанавливает требования к формированию цены предложения, которая должна содержать обязательные платежи, в том числе налоги.

Совет поставщикам: учитывайте НДС в цене предложения.

Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом

Если продукция не облагается НДС, заказчик не включает налог в НМЦК и не выделяет в стоимости, а поставщик предлагает цену без НДС. Например, при закупке программного обеспечения.

Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя

В Законе 44-ФЗ нет норм, которые регулируют порядок и процедуру рассмотрения и оценки заявок, определения победителя среди участников, применяющих различные системы налогообложения.

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников закупки. Любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

Ценовые предложения участников, которые не являются плательщиками НДС, будут отличаться от остальных. Например, НДС не платят компании на упрощенной системе налогообложения. Поэтому их итоговая цена предложения будет ниже. Но это не значит, что заказчик должен прибавить к цене предложения такого участника сумму НДС.

Вне зависимости от системы налогообложения заказчик использует в расчетах при оценке и сопоставлении заявок или выборе победителя ту цену, которая подана.

Заключение контракта с победителем

« Если в заявке победителя указано 100 рублей, то и в итоговый контракт попадет 100 рублей. Даже если победитель применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Никаких 20 рублей НДС дополнительно! Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Случаи, когда цену можно пересмотреть, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ — там нет ситуации, когда победил неплательщик НДС ».

Оплата цены контракта

Рекомендация заказчикам: контракт оплачивается по цене, предусмотренной в контракте. Режим налогообложения участника не может оказывать влияние как на формирование цены контракта, так и на сумму оплаты по нему.

Совет поставщикам: внимательно анализируйте содержание контракта. Условиями контракта предусмотрено выставление счета-фактуры? Обратите внимание, если «упрощенец» выставит счет-фактуру заказчику с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (см. п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Важно: по контрактам, которые заключены до 1 января 2019 года и исполняются в текущем году, допускается изменить цену в пределах увеличения ставки НДС. Такое соглашение стороны могут заключить до 1 октября 2019 года.

НДС в закупках по 223-ФЗ

Разберем этап оценки и сопоставления заявок, где возникает больше всего вопросов участников.

Закон № 223-ФЗ не регламентирует, должен заказчик включать НДС в цену контракта или нет. Заказчик может самостоятельно определить в Положении о закупках, на каком этапе он будет начислять НДС:

  • включать в начальную (максимальную) цену договора (Н(М)ЦД) и оценивать заявки только по цене предложения участника;
  • включать в Н(М)ЦД, но при оценке сравнивать УПЗ на УСН или нет;
  • учитывать НДС только при оплате за поставленный ТРУ.

Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения

Позиция судов 1: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, даже если участники закупки применяют различные системы налогообложения:

  • «…Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции.
  • Установленный порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными». •
  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014.

Позиция ФАС:

  • «В соответствии с документацией, в случае если претендент не является плательщиком НДС, то цена не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. На стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15.

Вывод: проводить оценку по ценовым предложениям, указанным в заявках.

Позиция 2: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, если это не предусмотрено документацией о закупке:

  • «Комиссией. УФАС России установлено, что Закупочной документацией не предусмотрен порядок сравнения цен участников без НДС;
  • . Ввиду того что. по итогам Закупки договор заключается по цене, включающей все налоги. наиболее предпочтительным. предложением от участников. будет являться предложение с наиболее низкой окончательной ценой вне зависимости от применяемой участником Закупки системой налогообложения как не оказывающей никакого влияния на качество и полноту оказания услуг по договору;
  • Комиссия УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора закупки по неправомерному сравнению заявок участников Закупки по ценам без НДС. нарушения пп. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16.

Позиция 3

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554:

  • «При проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.
  • . Заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила применения налогового вычета НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.
  • В случаях когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов. ».

Как быть с НДС, если заказчик на УСН, а исполнитель на ОСНО и наоборот?

Камеральные проверки по НДС начинаются с анализа счетов-фактур. Все понятно, если заказчик и исполнитель применяют одну систему налогообложения: один выписывает документы с НДС, другой — ставит налог к возмещению. У предпринимателей возникают вопросы, если обе стороны используют разные системы. В статье разберем, кто и когда платит НДС и как не допустить ошибок при расчете налога.

  • Заказчик на УСН, исполнитель на ОСНО
    • Кто платит НДС
  • Заказчик на ОСНО, подрядчик на УСН
    • Кто платит НДС
  • Заказчик и подрядчик на УСН
  • Заказчик и подрядчик на ОСНО

Заказчик и исполнитель могут использовать разные режимы налогообложения. Например, заказчик может находиться на УСН, а исполнитель — на ОСНО. При этом, организации на ОСНО являются плательщиками НДС, а организации, выбравшие УСН, освобождены от уплаты НДС. Об этом говорится в п. 2 ст. 346.11 НК РФ. УСН выгоден малому бизнесу — можно сэкономить на налогах и упростить учет. Однако, это создает проблемы организациям на ОСНО, т.к. они не могут возместить НДС из бюджета и усложняют бухучет. Рассмотрим на примерах, как оформить и учесть НДС, если заказчики и исполнитель находятся на разных системах налогообложения.

Бухгалтерское обслуживание в «Моё дело» всего от 1667 рублей в месяц

Заказчик на УСН, исполнитель на ОСНО

Пример расчета. Заказчик — организация «СпецСтройМонтаж», работающая на УСН, заключила договор на ремонт офисного помещения с подрядчиком на ОСНО ООО «Ремонт Инвест». Сумма договора составила 240 000 рублей, в том числе НДС — 40 000 рублей. Кроме того, ООО «Ремонт Инвест» закупила материалов на 120 000 рублей, из них НДС — 20 000 рублей. Прочие расходы — зарплата строителям и страховые взносы составили 75 000 рублей.

Рассмотрим, как выглядят проводки у ООО «Ремонт Инвест»:

Корреспонденция счетовКорреспонденция счетовСумма, рублейСодержание операции
ДебетКредит
6051120 000Оплата материалов
1060100 000Оприходованы материалы
196020 000Отражен НДС по материалам
68/НДС1920 000Сумма НДС за материалы к вычету
5162240 000Поступила оплата по договору от ООО «СпецСтройМонтаж»
6290-1240 000Выполнены работы по ремонту офиса
90-368/НДС40 000Начислен НДС
90-220175 000Списана стоимость выполненных работ 100 000 рублей + 75 000 рублей
90-99925 000Прибыль от выполненных работ (240 000 рублей — 40 000 рублей — 175 000 рублей)

Кто платит НДС

Поскольку подрядчик использует основную систему налогообложения, он выставляет счета на оплату и заключает договора с НДС. Это не зависит от того, какую систему налогообложения использует заказчик — УСН или ОСНО. НДС — возвратный налог, он автоматически включается в цену и оплачивается заказчиком. Заказчик платит НДС подрядчику, а тот — перечисляет его в бюджет по итогам отчетного периода. До 25-го числа подрядчик на ОСНО обязан сдать декларацию и заплатить налог в бюджет.

Заказчик, который использует УСН с объектом «Доходы минус расходы» не сможет возместить НДС. Зато может включить всю сумму полностью, включая НДС, в расходы. В нашем примере это сумма 240 000 рублей.

Воспользуйтесь онлайн-сервисом для выставления счетов и формирования документов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector