Машина которая выиграла войну
Айзек Азимов «Машина-победитель»
Машина-победитель
The Machine that Won the War
Другие названия: Кто выиграл войну
Язык написания: английский
Перевод на русский: — В. Баканов (Машина-победитель) ; 1982 г. — 5 изд. Перевод на немецкий: — Ш. Вингеллер (Die Maschine, die den Krieg gewann) ; 1991 г. — 1 изд. Перевод на итальянский: — Ф. Лючентини (La macchina che vinse la guerra) ; 1972 г. — 1 изд. Перевод на болгарский: — А. Хрусанов (Мaшинaтa, кoятo cпeчeли вoйнaтa) ; 1969 г. — 1 изд.
- Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Победа одержана армией Землян! Победа одержана величайшим Искусственным интеллектом всех времен и народов — Мультиваком! Но, когда отгремели фанфары и отзвучали салюты, люди вдруг понимают, что на самом деле выиграло войну.
Первая публикация на русском: Айзек Азимов. Кто выиграл войну?: [Фантастический рассказ] / Пер. с английского Л. Брехмана // Памир (Душанбе), 1976, №1 – с.93-96
Похожие произведения:
Издания на иностранных языках:
Oreon, 27 ноября 2013 г.
Наверно лучший из рассказов про Мультивак (пока не все прочитал, чтоб сказать однозначно). Из минусов он имеет все, что присуще и остальным — некоторую устарелость, некоторую неактуальность темы и надуманность. но из всех прочитанных мною про Мультивак, этот самый реальный и жизненный. И дело тут, наверно, не в том, или не столько в том, что машина без человека это груда бесполезного металлолома, забытый ржавеющий инструмент, а в том что мы так и живем, хорошо это или плохо. Ведь вполне возможно, если бы в рассказе все пользовались инструментом (Мультиваком) аккуратно и согласно инструкций, если б подавали выверенные данные, внимательно получали результат и согласно ему принимали решения и уже по их результатам вносили коррекцию, то и войну выиграли бы раньше и меньшей кровью. А так что мы видим? Все занимались эмуляцией выполнения своей работы, не признаваясь один другому и в конечном итоге опирались на удачу, думая что вот кто-то другой свою работу выполнит надлежащим образом. При этом даже столь высокая цена ошибки и халатности не заставила людей изменить подобное отношение. Вот так мы и живем. Что нам теории, выкладки, инструкции — я и сам лучше знаю!
Ну, а что до того, что война была все таки выиграна, то действительно всю славу получит Мультивак, будучи к победе совершенно не причастен, ведь в противном случаи, думаю, «победителей» за подобное разгильдяйство должна была ждать отнюдь не награда, а так ведь удобно все прикрыть Мультиваком. В этом ключе, наверно, стоит учесть и затраты на Мультивак, на разработку, содержание, персонал, а в итоге оказывается, это большая и дорогая железяка на которую никто не обращает внимания и имитирует работу с ней, зачем такие затраты?
morbo, 5 января 2012 г.
Автор пытается нас обмануть, завершив финал тем, что окончательные решения якобы принимались монеткой по воле случая. Но на самом деле это не так. Решения принимали всё-таки люди, а монетка подбрасывалась лишь в тех случаях, когда из многих равноценных или равновероятных решений нужно было выбрать какое-то одно. Мораль рассказа проста — нельзя слепо полагаться на компьютер. Компьютер — лишь инструмент и поэтому при неправильных исходных данных может давать неправильные советы. Отделить правдоподобное от явной лжи способен лишь разумный и опытный человек. Именно опыт вместе с инструментом даёт хороший результат, а один лишь инструмент не сможет решать задачи, если тот, кто его использует, умеет лишь бездумно нажимать кнопки.
Хорошим примером описанного в рассказе может быть автопилот в современном самолёте, который хорошо работает лишь в штатных ситуациях, а в нештатных всё решает профессионализм и опыт пилота. Дешёвые пилоты-недоучки не смогут заменить опытного асса с многотысячечасовым лётным опытом. В штатном режиме не нужны ни те ни другие, а в нештатном всё решает только человек.
dogushev, 19 марта 2015 г.
В этом рассказе, как мне показалось, автор завуалированно описывает фактические особенности и сложности государственного устройства и управления им в экстремальных условиях (в частности в военные годы, возможно в период второй мировой войны). Хотя и не обязательно в военное время — думаю, что и в мирное мало что меняется.
Показано, что информация передаваемая от «низов» наверх по вертикали власти может претерпевать множество искажений (от случайных — как в «испорченном телефоне», до умышленных, с целью скрыть промахи или преувеличить заслуги). Такие же искажения вносятся и на обратном пути, когда «верхушка» поручает сделать одно, а по мере делегирования полномочий суть поручений может меняться до неузнаваемости.
Но что самое интересное — в итоге такая система может достаточно устойчиво работать. Хоть и не оптимально, как если бы все передавалось и исполнялось без искажений.
Bizon, 12 апреля 2014 г.
Рассказ о роли человека и машины. Точнее о том, как много человеческого фактора в действиях машины: человек разрабатывает программы, человек вводит результаты, человек интерпретирует их, и человек принимает решение. Но на любой стадии человек может принять собственное решение, а не слепо передать данные по цепочке. Шансы на успех в таком случае 50/50 так что зачем растягивать цепочку, когда можно сразу реализовать шансы? в данном случае получилось удачно: планета спасена, машина-герой. Стоит отметить характерную для подобных рассказов финальную фразу. Именно она расскажет вам с шансами 50/50 кто автор: гений или графоман.
IPSE2007, 24 сентября 2018 г.
Удивительно, как сложно многим удержаться от спойлеров. Из 15 предыдущих отзывов 10 слили ключевую изюминку рассказа и так довольно короткого. Видимо большая часть тех, в котором этот рассказ вызвал желание творчески (или не очень) изложить свои мысли и чувства, вызванные рассказом, сфокусировались исключительно на последних словах, на красненькой вишенке на тортике. Но, ведь, помимо них есть еще почти тысяча триста других, которые и составляют весь торт.
Для меня этот короткий рассказ — словно все наше существование. И плевок в сторону сторонников глобального заговора, которые просчитывают все и знают каждого. Сложности планирования, как в мирной жизни, так и в военной могут поставить в тупик любую созданную человеком машину. Возможно в мирное время даже больше, поскольку врага как такового нет, а цели расплывчаты и так хочется, чтобы вышел человек или машина и сказал: — «Делайте так!». Ведь это так легко и приятно, когда кто-то решает за тебя. На него и неудачи повесить можно, ведь мы неудач боимся больше, чем радуемся победам. А Мультивак — это ведь такая машина, которая просто очень большая и горечь поражений и радость побед для ничего не значат. Значит он молодец и всех врагов победил. А вишенка на тортике — для тех, что прочитает рассказ. Вы не будете разочарованы. Я очень на это надеюсь.
Во всяком случае мне очень понравилось.
SergUMlfRZN, 26 июля 2007 г.
Правила использования ЭВМ на ВСЕ времена! Как специалист по промышленным системам автоматического управления заявляю со всей ответственностью. Лучший рассказ в жанре твердой НФ.
A.Ch, 6 мая 2018 г.
Военные после тяжёлой окончательной боевой ситуации решили проанализировать свои действия. Кто что делал и правильно ли поступал. А главным переработчиком данных и направляющей рукой считается гигантский суперкомпьютер Мультивак.
Азимов с иронией показал военных, чуть спрятал в тени искусственный интеллект, и в сумме фантастики здесь очень мало.
Рассказ не о том, что в каждой войне нужно полагаться на себя, а на какие-то вычисления почти разумных механизмов. И не о том, что человек берёт всё в свои руки, когда захочет. И даже не о молчаливом герое Мультиваке, которого почти не видно. Рассказ о Королеве. О Случайности. Вот кто победил в той рассказанной войне.
Gourmand, 24 мая 2015 г.
Подбрасывание монетки — вполне законный способ в математической теории принятия решений. Выбор из двух равновесных вариантов. А вообще, анализ работы человеко-машинных систем — не только увлекательная игра ума, но и имеет важные приложения. Так что автор во многом прав: компенсировать машинными способами искажения, вносимые тысячами людей, на определённом этапе становится невозможным, и тогда систему проще игнорировать.
Но психологический аспект остаётся. Вера в Мультивак, или в Сковородку Богов, или в Камень Последнего Ответа — это нужно людям для уверенности, да.
drogozin, 16 сентября 2009 г.
«Машина-победитель» построена по канону микрорассказа. Для успеха в этой форме должно быть: одна яркая мысль и неожиданная концовка.
Пока я читал, мысль лежала на поверхности. Дескать «Компьютеры, роботы. А без человека всё равно не обойтись.»
Но вот та самая неожиданная концовка всё разрушила. Подбрасывание монетки? :confused: И в чём же тогда смысл? В том что есть плохие компьютеры, а некоторым разгильдяям иногда чертовски везёт? Забавно, но не более.
Pupsjara, 3 февраля 2009 г.
Вот так, полагаясь на авось и выигрываются(проигрываются) великие битвы. А машина, которая в победе почти и не участвовала, еще долго будет восхваляться победителем. Отличный ироничный рассказ, так довольно часто действительно и происходит.
Сказочник, 19 сентября 2021 г.
Прекраснейший ироничный рассказ от Мастера. Странно, что практически все спойлерят концовку. Не надо так. Да, основная идея прекрасна. Да, рассказ весьма короткий. Да, даже уйдя в бескрайние космические дали, человек всё равно будет смотреть на машины, ка на техногенные костыли для своего развития. Однако и отбросить полностью эти самые костыли не представляется возможным. По крайней мере, для широкой общественности. А истинное положение вещей будет известно лишь крайне узкому кругу посвященных.
Daydreamer, 16 декабря 2011 г.
Давайте подбросим монетку — и выиграем межгалактическую войну, проиграть в которой было бы равносильно гибели. Давайте подбросим монетку — и поменяем в вычислениях плюс на минус, икс на игрек, а полученное перемножим! Давайте подбросим монетку — и покажем всем, что компьютер — ничто, пока рядом есть человек.
god54, 17 декабря 2009 г.
В нашей жизни всё сводится к орлу и решке. Сколько мудрых книг написано, как надо руководить, как строить экономику, управлять страной. А все почему-то живут по-принципу: плевал я на это всё. А если ты такой умный, то почему я начальник, а ты умный?
Yazewa, 16 марта 2008 г.
:appl: Замечательный рассказ! Один сочиняет данные, другой плюет на них и сочиняет выводы, а тритий плюёт на всех и командует сам! Во-первых, очень похоже на истину (в России было бы еще хлеще! :biggrin:), во-вторых, возникает некая гордость за Человека: ведь может же сам, может! А монетка всегда найдется.
Droplet, 20 августа 2008 г.
Здорово! Я так смеялась! Нужно было придумывать такие сложные машины, если все сводиться к орлу и решке!
«Есть гордость за наших девочек» Российские фигуристы выиграли два золота на этапе Гран-при в США
25 октября в Лас-Вегасе завершился первый в сезоне этап Гран-при по фигурному катанию. Для сборной России старт сложился относительно удачно: отечественные спортсмены, отправившиеся в США не самым сильным составом, завоевали четыре медали. В соревновании женщин первенствовала Александра Трусова, а Дарья Усачева взяла серебро. В турнире спортивных пар лучшими стали Евгения Тарасова и Владимир Морозов, а третьими финишировали Александра Бойкова и Дмитрий Козловский. Самые яркие моменты американского этапа мировой серии — в материале «Ленты.ру».
Олимпийский сезон в фигурном катании стартовал — теперь об этом можно говорить с полной уверенностью. В США прошел первый этап Гран-при, открывающий череду по-настоящему серьезных стартов. Прежде ведущих спортсменов мира можно было увидеть только на турнирах второй категории, где они обкатывали программы и все-таки имели право на ошибку. Теперь ее цена сильно возросла.
«Это хороший шаг вперед»
В соревновании парников на льду Лас-Вегаса намечалась интрига. Все-таки, на один этап попали две из трех наиболее титулованных российских пар. Опытные Евгения Тарасова и Владимир Морозов, которые в этом году перешли под крыло Этери Тутберидзе в надежде прервать многолетнюю череду неудач, против Александры Бойковой и Дмитрия Козловского, тренирующихся у Тамары Москвиной и в прошлом сезоне внезапно потерявших чемпионскую прыть. Третьим номером от России на турнир поехали пока еще малоизвестные Алина Пепелева и Роман Плешков.
Правда, особенной борьбы в итоге не вышло. Тарасова и Морозов уверенно захватили лидерство еще после короткой программы, а в произвольной, справившись без грубых ошибок (хотя и не без помарок), просто не оставили соперникам шансов. Бойкова и Козловский допустили несколько падений и проиграли не только соотечественникам, но и японцам Рику Миуре и Рюичи Кихаре — обаятельным, но прежде на пьедестал серьезных международных турниров никогда не попадавшим. Пепелева и Плешков стали шестыми.
Какие-то шероховатости были незаметны, потому что сразу после проката было понятно, что это первое место
Срывы Бойковой и Козловского связаны с их стремлением рисковать: они пошли на усложнение программы, но готовы к этому, очевидно, были не до конца. Уже в самой только попытке видится какое-то отчаяние, и в начале сезона это довольно сильно настораживает. Скорее всего, долгосрочная цель номер один для пары — превзойти одногруппников и действующих чемпионов мира Анастасию Мишину и Александра Галлямова, которые в текущем сезоне немного упростили контент. Но Бойкова и Козловский не выкатывают заявленное, не растет и их вторая оценка, поэтому пока все, что они делают, только во вред. Ведь золотое правило фигурного катания заключается в том, что лучше легче, но чище, чем сложнее, но с падениями.
Для Тарасовой и Морозова же эта победа крайне важна с точки зрения психологии. Ведь большинство их поражений были связаны именно с отсутствием моральной готовности. Кто сейчас является лидером сборной России — они или Мишина и Галлямов, — сказать трудно, однако золото Skate America с относительно чистыми прокатами (что очень важно) добавит ученикам Тутберидзе баллов в копилку. Морозов после соревнований подтвердил: «Выступление не было идеальным, но это хороший шаг вперед. Мы будем усерднее работать, чтобы добиться лучших результатов».
«Такой уровень — хочется соответствовать»
Танцы на льду российских болельщиков не очень-то порадовали, но это не стало сюрпризом. Единственные представители национальной команды Аннабель Морозова и Андрей Багин стали пятыми, а пьедестал почета заняли американцы Мэдисон Хаббелл и Захари Донохью, Мэдисон Чок и Эван Бейтс и канадцы Лоуренс Фурнье Бодри и Николай Соренсен. Победителям россияне проиграли больше 30 баллов. Справедливости ради, американский дуэт — неоднократные призеры чемпионата мира, а Морозова и Багин подобными регалиями похвастаться пока не могут.
Мы два раза выступали на Гран-при России, но здесь совсем по-другому. Здесь атмосфера другая, другой уровень — хочется стараться соответствовать
Вторым отечественным дуэтом, который должен был принять участие в американском этапе, были Тиффани Загорски и Джонатан Гурейро. Однако из-за болезни партнерши от старта пришлось отказаться. Это автоматически лишило россиян шанса на участие в финале серии.
В мужском катании произошла похожая ситуация. Россию представлял только один фигурист — Артур Даниелян. Он ошибся на всех прыжках в короткой программе, допустил несколько срывов в произвольной и занял последнее место. Правда, Даниелян никогда прежде не выступал на этапах мировой серии, кроме того, испытывает боль в ноге, поэтому и ожиданий особенных не было. Поддержала россиянина серебряный призер Пхенчхана Евгения Медведева: «Самое важное, что после ошибок он продолжил кататься и бороться», — заявила она в эфире Первого канала.
А вот удивил в турнире одиночников, пожалуй, разве что американец Нэйтан Чен — когда не сумел победить впервые с Олимпийских игр 2018 года. Многократный мировой рекордсмен, обладатель самой сложной в мире технической базы пока не набрал соответствующую форму и стал только третьим. Золото забрал другой представитель США Винсент Чжоу, серебро — японец Шома Уно.
«Каждый день на рекорд не идут»
Перед стартом соревнований в женском одиночном катании пришла неприятная новость: бронзовый призер чемпионата мира Александра Трусова получила травму ноги. Некоторое время было непонятно, сможет ли она вообще выступать, но позже выяснилось, что отказываться от участия спортсменка не собирается. Она просто заявила чуть более слабый, чем обычно, контент, и вышла на лед.
Материалы по теме
«Мы идем побеждать»
«Они получают бонусы за то, что русские»
И ведь в короткой программе ученица Тутберидзе даже без тройного акселя стала первой с личным рекордом. Никаких признаков повреждения у фигуристки заметно не было. «Конечно, у меня было два варианта — сняться или прокатать. Но утром я проснулась и поняла, что нога уже не так сильно болит. Так что можно и прокатать», — пояснила она после выступления. Трусова добавила, что подробности травмы раскрывать не будет. «Можно ли назвать подвигом победу Саши в короткой программе? Да нельзя назвать! Это не подвиг. Прошла лишь короткая программа. Она первая после короткой программы. Точка», — отреагировала на результат заслуженный тренер Татьяна Тарасова в беседе с «Чемпионат.com».
Перед произвольной главный вопрос состоял в том, сколько четверных заявит спортсменка. И позволит ли ее состояние вообще заходить на квады. Тарасова и на этот раз была категорична. «Они с тренером должны понять, сколько им на больной ноге прыгать четверных. Главное, что это Саша должна понять. Люди не идут каждый день на рекорд. На рекорд идут раз в году, а все остальное время готовятся к нему. Тем более что нога болит», — сетовала она в комментарии «Р-Спорту».
На тренировке перед произвольной Трусова решилась только на один квад — лутц — и успешно повторила его в программе. Расчет оказался верным: спортсменки хватило на то, чтобы остальные элементы также исполнить без серьезных помарок и забрать золото. «Я всегда соревнуюсь сама с собой. Считаю, что за время пандемии я сильно изменилась — внутренне и внешне, посмотрела разные тренерские подходы. Это был большой опыт. Думаю, что я с каждым сезоном становлюсь все сильнее», — заявила россиянка на пресс-конференции.
Второй стала другая ученица Тутберидзе Дарья Усачева. Эта фигуристка не владеет ультра-си, однако получает от судей солидную оценку за компоненты и, как правило, стабильно делает свой контент. В Лас-Вегасе Усачева допустила только одну серьезную ошибку — на тройном флипе в произвольной программе. Это не помешало ей обойти, например, Ю Ен из Южной Кореи, которая заявила и чисто сделала тройной аксель.
Есть гордость за наших девочек. Первые в логове. В логове врага. Мы же всегда в логове находимся. Все в разных странах, а мы в логове
Ксения Синицына — третья россиянка, принимавшая участие в турнире, — в итоговом протоколе расположилась на пятой позиции. Она чисто исполнила и короткую, произвольную, а проиграла только за счет недостаточной сложности. Но для 17-летней ученицы Светланы Пановой Skate America стал дебютом на международной взрослой арене (прошлый сезон она пропустила из-за травмы), так что и такой результат можно считать успехом. Кроме того, на тренировках Ксения удачно приземляет квады и в скором времени может стать более чем конкурентоспособной.
Следующий этап Гран-при стартует совсем скоро — 29 октября в канадском Ванкувере. От России там выступят Алена Косторная, Елизавета Туктамышева, Камила Валиева в женском катании; Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин — в парном; Макар Игнатов, Александр Самарин, Евгений Семененко — в мужском; Диана Дэвис и Глеб Смолкин, Елизавета Шанаева и Дэвид Нарижный — в танцах.
До Олимпиады еще три месяца, но уже сейчас важен каждый старт. Так что дальше только интереснее!
Джипы Willys в СССР: могла ли Красная армия победить без них?
С началом Великой Отечественной войны порочная установка высшего советского руководства на копирование зарубежных военных автомобилей, сдобренная отсутствием инженерных кадров и ресурсов на изготовление, фактически лишила Красную армию новой колёсной автотехники. Ситуация в корне изменилась, когда несколько тысяч армейских ГАЗиков с лихвой перекрыл ленд-лизовский вихрь из десятков тысяч американских Виллисов.
Этот спасательный «трюк» оказался возможным по американскому закону о ленд-лизе (lend-lease, дословно — «заём-аренда»), который позволял Соединённым Штатам передавать союзным странам взаймы или в долгосрочную аренду военную технику и вооружение. С Советским Союзом первый договор ленд-лиза был подписан в сентябре 1941 года, положив начало долгой финансовой зависимости от Америки.
Сборка армейских автомобилей Ford GPW на головном заводе корпорации Ford Motor Company. 1942 год
Шеренга из полутора десятков джипов Willys MB на фестивале старинной военной автотехники
Решение о массовом выпуске обновлённых Виллисов состоялось 1 июля 1941 года, когда война перешагнула границы Советского Союза. 18 ноября, будто предчувствуя вступление Соединённых Штатов во Вторую мировую войну, в городе Толедо начали конвейерную сборку новой армейской машины Willys МВ. Выпуск идентичной версии Ford GPW был развёрнут в начале 1942-го сразу на шести предприятиях концерна Ford Motor Company.
Чем же прославился Виллис MB?
Willys МВ был универсальным, маневренным и практичным, но в целом рядовым лёгким армейским автомобилем с четырёхместным кузовом без дверей, брезентовым тентом и откидывавшейся на капот передней панелью с жёстко укреплённым в ней лобовым стеклом.
Автомобили Willys MB раннего выпуска с облегчённой передней защитной решёткой. Декабрь 1941 года
Внешне от предыдущего джипа Willys МА он отличался фарами, перенесёнными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. Машины МВ первого выпуска снабжались отдельной лёгкой сварной решёткой радиатора и оригинальными откидывавшимися вверх фарами, облегчавшими замену лампочек, а также диагональным расположением задних фонарей от модели МА.
Серийный армейский автомобиль Willys MB для обслуживания тяжёлых военных самолётов
Типичный открытый серийный джип Willys MB с радиостанцией и шанцевым комплектом
В середине 1942 года все машины Willys МВ получили хорошо известную внешность со штампованной решёткой радиатора. В техническом отношении автомобиль практически не отличался от своих предшественников Quad и Willys МА, получив отработанный двигатель Willys 442 прежней мощности (54 л.с., по стандарту SAE — 60 л.с.). На нём монтировали трёхступенчатую коробку передач от легковой модели Overland, двухступенчатую раздаточную, рессорную подвеску, барабанные тормоза с гидроприводом, передний управляемый мост с шестью типами шарниров равных угловых скоростей и шины размером 6,00–16.
Американский джип Willys МВ, доставленный по договору ленд-лиза, в Красной армии
Рабочее место водителя джипа Willys МВ с минимальным набором средств управления и контроля
В процессе производства до июня 1944-го Willys МВ постоянно подвергался незначительным модификациям и снабжался разными наборами вспомогательного оснащения. Среди них были новые генераторы, аккумуляторные батареи и гидравлические амортизаторы, модернизированные тормоза и рулевая колонка, разные топливные баки ёмкостью от 38 до 57 литров.
Сохранившиеся до сих пор армейские автомобили Willys MВ
Фото 1. Ранний вариант автомобиля Willys MB со сварной решёткой радиатора
Фото 2. Типовой вариант джипа с лёгким тентом и шанцевым инструментом
Фото 3. Джип с застеклёнными брезентовыми боковинами кузова и прицепом М-100
Форд в подмастерьях у Виллиса
С развёртыванием серийного выпуска модели МВ могущественный концерн Ford со своей неудачной моделью GB с архаичным тракторным мотором оказался не у дел и углубился в тяжбы с Бантамом и Виллисом, которые смогла разрешить лишь комиссия при президенте США.
Разведывательный джип Ford GPW образца 1942 года, идентичный машине Willys MB
Лёгкая боевая машина Ford GPW с крупнокалиберным пулемётом на поворотной стойке
Тем временем военное ведомство озаботилось огромным потоком заказов на джипы и решило развернуть их параллельный выпуск на головном заводе Ford River Rouge в Дирборне. В результате в феврале 1942-го скрепя сердце Ford приступил к массовому выпуску «абсолютно чужих» военных машин с индексом GPW (GP-Willys), включая версии со всеми управляемыми колёсами.
Редкий вариант автомобиля Ford GPW с задними управляемыми колёсами
Органы управления Ford GPW с опознавательной табличкой на правой стороне щитка приборов
Внешне Ford GPW практически ничем не отличался от обычного Виллиса МВ и выпускался с ограниченным набором вариантов, которые использовались для штабной службы, разведки, монтажа радиостанций и пулемётных систем. К мелким отличиям относились невидимые со стороны детали: штампованная П-образная поперечина рамы под радиатором (на Виллисе она была трубчатой), литые педали вместо штампованных, заводская табличка на приборном щитке и особое крепление запасного колеса. На первых выпусках эмблему FORD можно было увидеть на задней стенке кузова и на педалях.
Американские джипы в советском ленд-лизе
Стоит отметить, что прогрессивные на тот момент Willys MB были далеко не первыми джипами, которые поставляли в СССР. Американцы начали с поставок уже порядком устаревшей и не очень удачной техники: Bantam BRC-40, Ford GP и Willys MA. Подобным образом строилась работа, скажем, с Китаем, Бразилией, Южной Африкой и Филиппинами, куда США также отправляли свои машины.
Военный корреспондент Николай Фиников на ленд-лизовском джипе Bantam BRC-40. 1942 год
Джип Ford GP британского авиадесантного подразделения, полученный из Америки по ленд-лизу. 1942 год
Сборка джипов Willys MA, отправленных в Красную армию. Справа — обычная легковушка Americar. 1941 год
Поставки автомобилей Willys MB по ленд-лизу в Советский Союз начались весной 1942 года. Они поступали из США и Великобритании тремя морскими путями через северные, южные и дальневосточные порты.
Подготовка очередной партии Виллисов к отгрузке в страны антигитлеровской коалиции
В основном их поставляли в собранном виде и реже в полностью разобранном состоянии в специальных деревянных ящиках, которые можно было укладывать друг на друга на палубе транспортных судов. Их сборка из машинокомплектов была налажена в иранском порту Бушир, на Московском заводе имени Сталина и на военных предприятиях в Коломне и Омске.
Фото 1. Джип Willys MB для охраны лидеров Тегеранской конференции (кадр из кинофильма «Тегеран-43»)
Фото 2. Президент США Франклин Рузвельт на Виллисе с главами делегаций Ялтинской конференции. Февраль 1945 года
Фото 3. Первая встреча советских и американских военных на конечном этапе Второй мировой. Апрель 1945 года
Фото 1. Генерал-полковник Владимир Судец на Виллисе в освобождённом Белграде. Октябрь 1944 года
Фото 2. Любимый советскими солдатами и офицерами лёгкий полноприводный автомобиль Ford GPW
Фото 3. Советские солдаты на американском джипе въезжают в освобождённую Софию. 1944 год
Фото 4. Колонна из джипов Willys МВ и полуторок в освобождённом Киеве. 1945 год
С точки зрения конструктора и шофёра
Легендарный Willys MB и его копия Ford GPW стали самыми распространёнными лёгкими автомобилями РККА. В большинстве они поступали в единственном универсальном исполнении с четырёхместным кузовом, брезентовым тентом и известной штампованной передней облицовкой с девятью вертикальными воздухозаборными прорезями и отверстиями для фар и подфарников.
С конструктивной точки зрения советские автомобили ГАЗ-64 и ГАЗ-67 вполне могли бы потягаться со своими заокеанскими аналогами. Моторы были схожими: что ГАЗ-64-6004, что L134 (по прозвищу Go Devil) – оба имели чугунные блок и головку, похожие карбюраторы и ГРМ с боковым расположением клапанов. Реальная мощность отечественного мотора была 54 л.с., американского в лабораторных условиях возрастала до 60 л.с., во многом за счёт степени сжатия. У советского джипа она составляла 4,6, у американского — 6,5. Последнее неудивительно, так как ГАЗ проектировали под низкооктановое топливо. Единственное, в чём выигрывал Go Devil, – это в компактности: указанную мощность снимали с блока меньшего объёма, 2,2 литра против 3,3 у ГАЗа.
Наиболее распространённые в Красной армии версии джипов Willys МВ с разными видами тентов
Серийные автомобили Willys МВ с радиостанциями и одноосными грузовыми прицепами
В отличие от модели ГАЗ-67, на Виллисе сохранился исходный размер колеи (1 230 против 1 446 мм), что привело к установке неудобного суженного кузова и снижению боковой устойчивости. По воспоминаниям ветерана В. А. Кригера, «главные недостатки американских машин заключались в их неустойчивости при кренах более 17 градусов, плохой проходимости по бездорожью, слабом электрооборудовании, высокой требовательности к качеству моторных топлив и масел».
Джипы Willys МВ в качестве лёгких артиллерийских тягачей. 1943 год
По классификации военного ведомства США Виллис относился к тактическим автомобилям с полезной нагрузкой в четверть тонны (250 килограммов). Его можно было приспособить под разнообразные военные нужды, установку специального оснащения и вооружения, буксировку прицепов и лёгких артиллерийских систем.
Виллисы Великой Отечественной с радиостанциями и вооружением
Они помогали побеждать: главные машины Великой Отечественной
Содержание
- Грузовик «ГАЗ-АА»
- Автобус «ГАЗ-03-30»
- Бронеавтомобиль «БА-10»
- Вездеход «Я-12»
- Грузовик «ЗИС-5»
- Studebaker US6
- Willys MB
- Внедорожники «ГАЗ-64» и «ГАЗ-67Б»
- «ЗИС-101»
Вторая Мировая вошла в историю не только как самая кровопролитная и бесчеловечная война. Это был первый в мировой истории конфликт с участием рекордного количества технических ТС — на двух, трёх, четырёх колёсах, без колёс вовсе и с крыльями.
Грузовик «ГАЗ-АА»
Она же «полуторка» — безотказный, выносливый, простой и надёжный грузовик, названный так в честь своей грузоподъёмности. Это лицензионная копия автомобиля Ford AA, самим же Генри Фордом в СССР и привезённая. Машина выпускалась на Нижегородском (позже — Горьковском) заводе им. Молотова и стала одной из самых массовых. Общий тираж за 18 лет выпуска (1932-1950) составил более 1 млн единиц.
Автомобиль служил бойцам ещё в Советско-финскую войну, а уж во Вторую Мировую стал просто незаменимым. Он бегал во всех частях страны — от Киева до самых окраин. Его использовали в роли тягача. На это шасси монтировали ремонтные мастерские, радиолокационные станции. Из них делали санитарные машины, а ещё — бронеавтомобили и самоходки.
До наших дней дожили не все «ГАЗы-АА». В СССР запрещалось владеть грузовиками частным лицам, а предприятия, на которых они трудились, нередко пускали машины на металлолом. Живых «полуторок» сегодня единицы. Да и те надежно хранятся в руках коллекционеров.
Автобус «ГАЗ-03-30»
Яркий пример унификации моделей и того, как гражданское производство может перепрофилироваться в военное.
До ВОВ автобус на шасси «ГАЗ-АА» использовался как экскурсионный, служебный и городской транспорт. Во время войны — как санитарный и штабной. В этой ипостаси он получил третью ось (колёсная формула – 6х4) и модифицированный под соответствующие цели кузов.
«ГАЗ-03-30» считается самым массовым довоенным транспортом такого типа. Хотя всего за годы выпуска (суммарно — с 1933 по 1950) произведено чуть больше 18 тысяч штук.
Бронеавтомобиль «БА-10»
«БА-10» — ещё один пример того, во что можно превратить гражданский грузовик. Броневик построен на шасси трёхосного «ГАЗ-АА», которому укоротили раму, усилили подвеску и добавили возможность менять колёса на гусеницы для пущей проходимости. «Кузов» создан из бронелистов, которые между собой соединялись бронеболтами и бронезаклёпками.
С учётом всех модификаций «БА-10» стал самым массовым броневиком того периода. Он успел повидать и бои на Халхин-Голе, и Великую Отечественную войну, и бои с Японией в конце лета 1945. Всего с 1938 по 41-й изготовлено 3 413 штук, из которых до наших дней дожили всего пять.
Вездеход «Я-12»
Артиллерийский тягач непростой судьбы, созданный в сжатые сроки из микса импортных агрегатов. Своих к середине войны уже не хватало, особенно после того, как прекратилось производство моторов на «ЗИСе» из-за эвакуации предприятия.
Так что под новый тягач дизель, сцепления и трансмиссию закупили в Штатах и сели думать, как это всё скомпоновать с имеющимся шасси «Я-11». Придумали. Чертежи и техническая документация были готовы всего за две недели, после чего Ярославский завод запустил тягач в серию.
Он получился лёгким, но выносливым, тягал пушки массой до 8 тонн. И делал это быстро. На пересечённой местности «Я-12» двигался со средней скоростью 13 км/ч. Проходимость при этом страдала из-за пресловутого дефицита деталей. Своих траков не было, использовались танковые, которые пасовали перед грязью и голым льдом.
В войсках он прижился и стал достаточно массовым. Его производили и в первый послевоенный год, а общий тираж составил больше двух тысяч штук.
Грузовик «ЗИС-5»
Если «ГАЗ-АА» был «полуторкой», то «ЗИС-5» по праву можно назвать «трёхтонкой». Именно столько он поднимал на борт. При вдвое большей грузоподъёмности «ЗИС-5» обладал сопоставимым с «полуторкой» запасом хода — порядка 200 км.
Вещь на фронте незаменимая, но по массовости до «ГАЗ-АА» не дотянул. Всего с 1933 по 1948 произведено чуть больше 350 тыс. штук. Но на этом его история не закончилась. После глобальной модернизации его выпуск до 1965 продолжился в Миассе. Уже под именем «УралЗИС-355/355М».
Studebaker US6
Американский царь-грузовик, вобравший в себя всё лучшее и нужное на фронте:
- возил много (грузоподъёмность — 2,5 тонны);
- далеко (запас хода — 400 км, вдвое больше «ЗИС-5»);
- везде (привод — на все три оси, формула — 6х6).
По программе помощи американского правительства (ленд-лиз) советские войска получили более 150 тысяч «Студебекеров». В том числе потому, что, по иронии судьбы, на родине, в США, US6 не использовался в качестве армейского автомобиля. Его двигатель не проходил под требования тех лет, поэтому тендеры на армейские поставки забирал General Motors, а Studebaker отправлял свою продукцию за границу. Где он пришёлся как нельзя кстати.
В сложных дорожных условиях СССР впору был и привод на все колёса, и высокое расположение агрегатов, для которых губительна вода. Так что US6 мог и вброд, и практически вплавь.
Благодаря своей выносливости (при необходимости на него грузили и до 5 тонн груза при паспортных 2,5) Studebaker US6 стал основой для перевозки реактивных установок «Катюша», а после войны разоружился и вполне вольготно чувствовал себя в роли обычного колхозного грузовика.
Willys MB
Культовый внедорожник, имя которого стало нарицательным: джип. Правда, не сразу. Внедорожник MB авторства американской фирмы Willys Overland параллельно производился на заводах компании Ford, где носил индекс GPW. Именно это «Джи Пи» со временем трансформировалось в «Джип».
А в Красной армии он был известен исключительно как «Виллис» и ценился за феноменальную вездеходность. Со своими легковыми полноприводными автомобилями у СССР было туго. Помимо вездеходности, славился «Виллис» и универсальностью. Он работал в разведке, развозил личный состав, тягал пушки, вывозил из-под обстрела раненых на специально оборудованных в салоне носилках.
Универсальность и проходимость оттеняли многочисленные недостатки автомобиля. Нежная американская техника плохо переносила советские ГСМ — низкооктановый бензин и «грязное» масло. При этом карбюраторный мотор поддавался починке даже в полевых условиях благодаря простоте конструкции.
«Виллисы» шли на фронт по ленд-лизу. Всего за годы войны Красная армия получила порядка 50 тыс. машин, многие из которых дожили и до наших дней и даже встречаются в свободной продаже. По цене другого нового «Джипа» — Renegade:
Внедорожники «ГАЗ-64» и «ГАЗ-67Б»
Советский ответ по части полноприводных внедорожников — своевременный, но неудачный. Машина делалась в сжатые сроки (51 день на разработку!) и в спешке, отсюда — конструктивные просчёты и сложность с массовым выпуском. Производственных мощностей просто не хватало на всё: «ГАЗ» был основной площадкой по сборке лёгких танков, реактивных мин и грузовиков. За два года выпущено всего 672 экземпляра.
Что до «сырости» конструкции, «козлик» славился ненадёжной системой зажигания и склонностью к опрокидыванию из-за высокого центра масс и узкой колеи.
«ГАЗ-64» поработал на славу. Он трудился и как транспорт пехоты, и как командирский автомобиль, и как тягач артиллерии. Впоследствии на его шасси создавали бронеавтомобили «БА-64» и «64Б». После модернизации «ГАЗ-64» появился «ГАЗ-67».
Колею расширили до размеров грузовой (1 446 мм). Усилили раму и лонжероны, повысили мощность мотора (54 VS 50 л. с.) и поставили второй бензобак. Последняя черта военных автомобилей дожила и до наших дней. «УАЗ Патриот», например, и во второй половине «нулевых» оснащался по старой армейской традиции вторым бензобаком.
Несмотря на серьёзно улучшенную проходимость, надёжность и управляемость, массовым «ГАЗ-67» в годы ВОВ не стал. Сказывался акцент предприятия на выпуске бронеавтомобилей и другой военной техники. А вот после окончания войны «ГАЗ-67» ударно потрудился и в колхозах, и в геологоразведке.
«ЗИС-101»
Важный автомобиль для важных персон. Сделан из «американца», но на свой особый лад. В основе своей — это Buick 32-90, который по пути на советский конвейер потерял регулировку амортизаторов и автоматический привод сцепления, а ещё — устаревший к середине тридцатых годов кузов. За новый дизайн по советским эскизам тоже отвечали американцы, а сам автомобиль в прессе открыто и официально называли «Советский Бьюик».
Для советской промышленности проект был во многом прорывной. Там появился отопитель салона, радио, усилитель тормозов, а ещё — частично синхронизированная коробка передач (синхронизаторы на II и III скоростях, можно переключать без двойного выжима сцепления).
Несмотря на непростое назначение и премиальное оснащение, «ЗИС-101» обслуживал и обычных людей. До войны он встречался в таксопарках, а порой даже имелся в личном пользовании. Некупленный, конечно, но выигранный в лотерею или полученный в награду за какие-то выдающиеся заслуги.
А на войне «ЗИС-101» использовался не только как автомобиль для перевозки командования. Для писателя Юрия Нагибина из него сделали передвижную радиорубку и студию звукозаписи, в которой писались передачи для ленинградского радио.
Автор: Владимир Андрианов
А какие автомобили Великой Отечественной знаете вы? Расскажите о них в комментариях.