4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто выиграл выборы в афганистане

Премьер Афганистана заявил о своей победе на президентских выборах

Премьер снова заявил о победе над президентом

59-летний глава правительства Афганистана Абдулла Абдулла на пресс-конференции, состоявшейся в Кабуле в понедельник, сообщил, что, по данным его штаба, он лидирует на президентских выборах. Заявление премьера цитирует Al Jazeera. Основным соперником премьера был действующий президент Мухаммад Ашраф Гани.

«У нас большинство голосов. Результаты будут объявлены Независимой избирательной комиссией, но у нас большинство. Второго тура не будет», — утверждает Абдулла. Его команда сформирует новое правительство, также заявил он. При этом, по его словам, некоторые должностные лица незаконно вмешивались в избирательный процесс.

«Никто из кандидатов не имеет права объявлять себя победителем», — отреагировал на заявление представитель избирательной комиссии Хабиб Рахман Нанг. Для победы в первом туре необходимо набрать более 50% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Избирком планирует объявить предварительные результаты 19 октября, а окончательные подвести к 7 ноября. Если никто из кандидатов не наберет больше половины голосов, пройдет второй тур, предварительно назначенный на 23 ноября. Всего в выборах участвовали 15 кандидатов, голосовать могли 9,6 млн зарегистрировавшихся заранее граждан страны.

Абдулла третий раз участвует в президентских выборах. В 2009 и 2014 годах он проиграл, хотя сразу после выборов тоже заявлял о своей победе. В 2014 году подведение результатов затянулось на несколько месяцев, затем прошел второй тур, в котором победил Мухаммад Ашраф Гани. Он набрал 56,44%, Абдулла — 43,56% и потребовал пересчитать все голоса. После нескольких недель препирательств это было сделано, а Абдулла и Гани подписали договор о разделе власти: Гани стал президентом, а Абдулла — премьером.

Заявление Абдуллы стоит воспринимать серьезно, считает директор Института изучения современного Афганистана Омар Нессар: «Слова Абдуллы подкреплены цифрами, которые указывают на его превосходство на севере и в центре страны». Абдулла не первый раз упреждает события, заявил РБК директор Аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев. «В прошлый раз решение было принято не в пользу Абдуллы, так что и его нынешнему заявлению не стоит придавать слишком серьезного значения», — утверждает этот эксперт.

Как итоги выборов повлияют на афганское урегулирование

Выборы сопровождались террористическими атаками — несколько человек погибли в результате взрывов возле избирательных участков в городах Джелалабад, Кундуз, Кандагар. Ранее о непризнании выборов заявило запрещенное в России террористическое движение «Талибан», борющееся за власть в стране.

Более года его представители ведут с США переговоры об условиях вывода американских войск из Афганистана. За это время удалось сформулировать четыре главных условия мирного соглашения: «Талибан» гарантирует, что не позволит международным террористическим группировкам вроде «Аль-Каиды» использовать Афганистан как тренировочную площадку для атак за границей; США обязуются вывести с территории страны войска; конфликтующие афганские стороны должны начать внутриполитический диалог; в стране устанавливается бессрочное перемирие.

Два источника РБК, знакомые с ходом переговоров, сообщали, что базовый сценарий соглашения предусматривает вывод части американского контингента (около 5 тыс. военнослужащих из 14 тыс.) и отзыв оставшихся в течение двух лет. Аналогичную информацию со ссылкой на источники привели The Washington Post и The New York Times. Но президент Гани выступает против такого соглашения.

Если Абдулла одержит верх на выборах, он займет более открытую позицию на переговорах с «Талибаном», чем нынешние власти, считает Нессар. «Еще до выборов Абдулла заявлял о готовности идти на компромиссы, чтобы достичь мира. Конечно, после возможной победы он попытается заручиться широкой легитимностью и для этого может скорректировать свою позицию, но все равно будет проявлять больше активности на переговорах», — сказал эксперт.

Заявление Абдуллы стоит рассматривать как проявление межэтнического кризиса в афганском правительстве, считает Казанцев. «Кроме гражданской войны между властями Афганистана и «Талибаном» происходит конфликт между пуштунами и таджиками внутри правительства», — пояснил он. Как уточнил аналитик, межэтнические противоречия усилились в последнее время, и Абдулла представляет в этом противостоянии таджиков. «Нынешние беспокойства таджиков связаны в том числе с их опасениями, что процесс по урегулированию афганского конфликта — это попытка сговора между пуштунами внутри правительства и внутри «Талибана» за счет национальных меньшинств», — уточнил Казанцев. В этом контексте победа Абдуллы помешает пуштунам прийти к консенсусу, а большее значение в переговорах будет отведено интересам нацменьшинств, в частности таджиков, заключил эксперт.

Афганистан без президента: где итоги выборов и почему им нельзя верить

ДУШАНБЕ, 30 окт — Sputnik, Андрей Злыденный. Независимая избирательная комиссия Афганистана (НИК) взяла дополнительное время для оглашения предварительных результатов президентских выборов. Теперь узнать, как распределились голоса, получится не раньше 14 ноября.

Как происходит подсчет голосов и чем вызвана длительная отсрочка оглашения итогов, разбирался Sputnik Таджикистан.

Сложные выборы президента

Согласно данным афганского избиркома, около 2,6 миллиона граждан, зарегистрировавшихся в качестве избирателей, приняли участие в выборах 28 сентября.

В то же время были зафиксированы нарушения – от неработающих биометрических устройств для подтверждения личности голосующих до использования административного ресурса с целью голосования в пользу определенного кандидата.

В Комиссию по рассмотрению жалоб на выборы было подано более 4,5 тысячи сообщений.

Борьба за голоса после выборов

Изначально предполагалось, что предварительные итоги выборов обнародуют 19 октября, а точные результаты – 7 ноября после завершения расследования поступивших от кандидатов жалоб.

Однако практически с самого начала сообщалось о многочисленных технических проблемах, связанных с передачей в распоряжение НИК биометрически подтвержденных бюллетеней с избирательных участков. Эти задержки и привели к переносу опубликования официальных результатов выборов.

Однако это нисколько не помешало считающимися фаворитами действующему президенту Ашрафу Гани и главе правительства национального единства Абдулле Абдулле воспользоваться сведениями, собранными их избирательными штабами: каждый из них объявил о своей победе. При этом оба заявили, что второго тура не будет. Такой сценарий был возможен, если ни один из участников не наберет больше 50% голосов.

Заявления Гани и Абдуллы, а также неясности в ходе подсчета голосов вызывают неодобрение со стороны других кандидатов в президенты. Так, 15 октября одиннадцать претендентов на высший пост в Афганистане в совместном заявлении обвинили президента и главу правительства в широкомасштабных фальсификациях, а также раскритиковали их за преждевременные высказывания о собственной победе до того, как итоги голосования официально оглашены.

В то же время представители команд Гани и Абдуллы обвиняют друг друга в применении административного ресурса и давлении на НИК.

Объявляя о переносе даты официального объявления предварительных результатов на 14 ноября, председатель НИК Хава Алам Нуристани заявила, что на комиссию «не оказывается никакого давления ни со стороны внутренних, ни внешних сил».

Куда пропали голоса на выборах

Не меньше вопросов вызывает сама процедура подсчета голосов. Помимо переноса даты оглашения результатов и технических проблем, существуют опасения по поводу общего количества голосов, которые будут учитываться.

НИК 23 октября сообщила, что получила 1,93 миллиона биометрически подтвержденных голосов, в то время как официально проголосовали около 2,6 миллиона человек. Представители НИК намерены учитывать только подтвержденные голоса избирателей, а остальные почти 700 тысяч – нет.

При этом в целом НИК не предоставила точных цифр по числу проголосовавших избирателей, количеству участков, биометрических устройств и бюллетеней, что вызывает сомнения в прозрачности и точности подсчета.

Один из кандидатов в президенты, Гульбеддин Хекматьяр, отправил в Комиссию официальное письмо с требованием предоставить полную информацию об этом, а также о тех проблемах, с которыми столкнулись работники НИК в процессе подсчета голосов.

Будущее Афганистана — торг уместен

Политический торг после дня голосования только начался. Решение НИК о переносе обнародования результатов выборов может говорить о том, что в настоящее время между политическими силами ведутся переговоры относительно нового раздела власти.

Всем памятны события, разразившиеся после предыдущих выборов президента в 2014 году. Тогда проигравший по итогам второго тура Абдулла Абдулла оспорил победу Гани. Это привело к острому политическому кризису, поставившему под сомнение устойчивость сложившейся в Афганистане общественно-политической системы, которая к тому же испытывала сильнейшее давление со стороны исламистов из «Талибана»* и только зарождавшейся тогда местной ячейки ИГ *.

Однако в современном Афганистане организация внешне демократических процедур – выборов президента и парламента – всегда приводит к проявлению глубоких трений между различными этническими и политическими группами.

Текущая ситуация во многом схожа с той, с которой страна столкнулась пять лет назад. Главный вопрос лишь в том, будут ли преодолены разногласия между афганскими политиками на начальном этапе или этот процесс затянется.

Не вызывает сомнений, что главными действующими лицами снова окажутся Гани, Абдулла и американцы. Никому из них не нужен второй тур, который будет только означать разрастание нового внутриполитического кризиса.

К тому же имеются объективные препятствия организации второго тура в этом году – суровые условия зимы, нехватка финансовых ресурсов, нерешенные технические проблемы, а также невозможность обеспечить полную безопасность избирательного процесса. Глава базирующегося в Кабуле Фонда за свободные и справедливые выборы Юсуф Рашид считает, что второй тур может быть проведен только в следующем году.

Потому велика вероятность, что в настоящее время между представителями команд главных претендентов на пост президента и эмиссарами Вашингтона идут переговоры о новом переделе власти – перенос даты оглашения предварительных результатов голосования нужен лишь, чтобы дать сторонам больше времени договориться и успеть собрать нужное количество бюллетеней в подтверждение.

Непосредственно в день объявления главой НИК новой даты обнародования итогов выборов Кабул посетил спецпредставитель США по вопросам мирного урегулирования в Афганистане Залмай Халилзад. Он встретился как с Абдуллой, так и с Гани, а также с некоторыми другими афганскими политическими деятелями, в том числе и с бывшим президентом Афганистана Хамидом Карзаем, имеющим большое политическое влияние.

Согласно официальной информации, в ходе встреч, помимо вопросов возобновления диалога между США, афганским правительством и талибами поднимались и проблемы обеспечения прозрачности подсчета голосов и независимости НИК. Вполне возможно, обсуждался и раздел власти между Гани и Абдуллой. Какое давление оказывали США и что обещали взамен, останется за закрытыми дверьми.

Наиболее вероятным представляется сохранение нынешнего статус-кво с некоторыми изменениям: Гани и Абдулла договорятся и сохранят посты и, возможно, даже укрепят позиции на афганском политическом Олимпе. Кроме того, это даст надежду на сохранение хрупкого баланса интересов основных этнических групп страны в сложившейся политической системе. Напомним, президента поддерживает население пуштунских регионов, а премьера этнические меньшинства — таджики, узбеки и хазарейцы.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x