Кто выиграл ралли париж дакар 2016
«Дакар-2016»: прерванная победная серия «КАМАЗ-мастера» и 12-й триумф Стефана Петеранселя
МОСКВА, 16 января. /Корр. ТАСС Дмитрий Анзулис/. Очередной ралли-марафон «Дакар» закончился 12-м триумфом француза Стефана Петеранселя, победившего в зачете автомобилей, и успехом голландца Жерара де Роя на «Ивеко» в зачете грузовиков, который прервал серию из трех побед российской команды «КАМАЗ-мастер».
«КАМАЗ-мастер» не сумел избежать проблем
Перед стартом ралли-марафона фаворитами по традиции назывались экипажи «КАМАЗ-мастера», которые доминируют в зачете грузовиков на протяжении многих лет: с 2000 года отечественный коллектив лишь трижды уступал верхнюю ступень пьедестала. При этом последние три гонки выиграли три разных экипажа. Поэтому в 2016 году было сложно определить, кто из «КАМАЗ-мастера» «выстрелит» в этот раз.
Но на деле оказалось все иначе. Российские пилоты с первых этапов столкнулись с рядом проблем, как технических, так и гоночных. Уже со старта отставание лучшего из «КАМАЗ-мастера» Эдуарда Николаева от лидирующего де Роя было большим. Шансы догнать голландца у него были, но на 10-м этапе Николаев «уложил» свой грузовик на бок и потерял на этом много времени, вычеркнув себя из списка претендентов на победу.
Реноме отечественного коллектива поддержал Айрат Мардеев, который смог финишировать вторым. Для де Роя же этот «Дакар» получился самым ровным за последние годы. Голландец избежал серьезных проблем, которые преследовали его в предыдущие ралли, и довел дело до победы, которая стала для него второй в карьере.
Упущенный подиум Сергея Карякина
Приятный сюрприз российским болельщикам преподнес Сергей Карякин, выступающий в зачете квадроциклов. Лишь на последнем спецучастке россиянин уступил заветный подиум южноафриканцу Брайану Барагванату. Карякин имел преимущество перед соперником чуть более пяти минут, но на последнем этапе проиграл ему почти восемь. В итоге лишь четвертое место, но для второго года выступления на ралли-марафоне это более чем достойный результат.
Стефан Петерансель снова на вершине
В зачете автомобилей ожидалась ожесточенная борьба между гонщиками «Пежо» и «Мини». В составах обоих коллективов были именитые пилоты, но победа досталась самому опытному — французу Стефану Петеранселю. 50-летний гонщик «Пежо» выиграл ралли-марафон уже в 12-й раз. Ранее он побеждал в зачете мотоциклов в 1991-93, 1995, 1997-98 гг. и в зачете автомобилей в 2004-05, 2007, 2012-13 гг.
Интересное противостояние вышло между двумя бывшими соперниками в чемпионате мира по классическому ралли (WRC) — девятикратным чемпионом серии французом Себастьяном Лебом («Пежо») и четырехкратным вице-чемпионом финном Микко Хирвоненом. Для обоих нынешний «Дакар» стал дебютным в карьере. И поначалу лучше выглядел Леб, который даже захватил лидерство в гонке. Но в середине дистанции француз совершил переворот, который стоил ему потери полутора часов, и откатился в конец первой десятки в общем зачете. Хирвонен же стабильно финишировал в десятке сильнейших на этапах, избежав серьезных проблем, и занял четвертое место в абсолюте, лишь несколько минут проиграв третьему месту. Леб же в результате стал девятым.
Россиянин Владимир Васильев, в этом году выступавший на «Тойоте», вновь по итогам ралли финишировал в первой десятке, заняв восьмое место. В прошлогодней гонке Васильев финишировал пятым.
Тоби Прайс положил начало многочисленным победам?
Зачет мотоциклов в этом году должен был получить имя нового чемпиона, ведь победители последних 10 лет испанец Марк Кома (5 раз) и француз Сириль Депре (5) сложили свои полномочия. Первый завершил карьеру после победы в прошлом году и стал спортивным директором ралли-марафона, а второй пытается покорить «Дакар» в зачете автомобилей уже второй год.
И новым победителем в зачете стал австралиец Тоби Прайс, принесший своей стране первую победу в истории ралли-марафона. Мотогонщик уверенно провел всю дистанцию ралли, одержав заслуженную победу. Кто знает, может, эту фамилию мы увидим на первой строчке итогового протокола еще не раз. Ведь ему всего 28 лет и для него это был всего второй «Дакар». В прошлом году он стал третьим.
«Дакар» вновь не обошелся без смертей
В этот раз погибли двое зрителей, при этом участником обоих инцидентов стал автомобиль технической помощи, транспортировавший машину под номером «408» Лионеля Бауда. В первом случае на дорожной секции был насмерть сбит зритель, а во втором — автомобиль столкнулся с другой машиной, вследствие чего погиб один из участников инцидента.
Начиналось же ралли с другого неприятного эпизода. Во время пролога «Дакара», проходившего в Буэнос-Айресе, автомобиль китайской команды потерял управление на повороте и врезался в стоявших вдоль трассы зрителей. Пострадали 11 человек, среди которых были несовершеннолетние и беременная женщина. Автомобилем управляла китайская гонщица Го Мэйлин. Из-за инцидента пролог гонки был отменен.
Радость, досада и усталость: итоги ралли-марафона «Дакар»
Ралли-марафон «Дакар-2016» закончился, став частью истории этого легендарного автоспортивного действа. До финального подиума в Росарио доехали далеко не все, но российская сборная финишировала в полном составе. Пришло время подвести итоги, порадоваться за победителей и послушать мнения гонщиков о прошедшем марафоне и его перспективах.
Скандалы « Дакара »
«Дакар-2016» побил все рекорды по количеству отмененных и сокращенных этапов. Зачастую у гонщиков не было возможности реализовать разработанную стратегию – им просто не давали погоняться, обрезая гонку в самых неожиданных местах. Причины разные: сильнейшие дожди, разливающиеся из-за них реки, невероятная жара, авария с участием зрителей…
Обычно организаторы прокладывают трассу так, чтобы побыстрее сошло побольше участников. И большинство гонщиков с опытом ждали, что решающим станет этап в Боливии, где сойдёт максимальное количество народа. Чем меньше людей остаётся в гонке, тем легче за ними следить и тем проще обслуживать бивуак. Теперь же подход вдруг изменился: например, когда началась адская жара, спецучасток резко сократили.
Жиниэль де Вильерс, выступающий на Toyota Hilux и занявший третью строчку в зачете автомобилей, высказал мнение, к которому присоединялись многие ветераны « Дакара » :
Да, это стал горячий этап, но у нас есть кондиционер, так что никаких проблем не было. Мы готовились к таким условиям. Температуры не отличались от тех, что были в Африке. Пилоты должны быть готовы к ним. Иначе ехать небезопасно.
Вторым негативным моментом стал проложенный маршрут. По разным причинам, в том числе и вполне объективным, из южноамериканского марафона выпали самые интересные участки в Чили и Перу, в частности пески пустыни Атакама. Но и тот маршрут, который остался, можно было сделать намного интереснее.
Это было совсем не то, чего мы ждали. Дороги – вроде тех, что на мировом первенстве по ралли, и это явно не моё. Для меня это ненастоящий «Дакар», и я слышал, что многие думают так же. Это странный «Дакар»: горы, перепады высот, высокие скорости. «Дакар» здесь – только в названии. Это совсем другая концепция.
Победитель «Дакара-2016» в зачете грузовиков Жерар де Рой
Семикратный победитель «Дакара», капитан команды «КАМАЗ мастер» Владимир Чагин поддерживает коллегу и главного соперника:
Такого «Дакар» никогда не предлагал. Например, мы ожидали, что будет сложное бездорожье в гористой местности в Боливии, но организаторы маршрут проложили по ровным участкам, где извилистые дороги и много зон ограничения скорости. Такого количества этих ограничений не было никогда. Участники едут на максимально разрешённой скорости в 140 км в час. В зоне проезда населённых пунктов экипаж сбрасывает скорость до разрешённых 30 или 50 км в час, потом снова разгон… И вот из этого и состоит в принципе весь спецучасток. Это гонка моторов, гонка тормозов.
То есть команды готовились и настраивали двигатели и подвески для совсем других условий, а когда после раллийных спецучастков началось жесткое бездорожье последних дней, гонщики просто не могли перестроиться, и началась череда аварий. Ну а что больше всего изматывало гонщиков – так это частый банальный непрофессионализм судей, бардак с таймингом и работа стюардов на трассе.
У многих гонщиков постоянно ломались «Иритраки» – приборы, отвечающие за контроль прохождения трассы. У нашего квадроциклиста Сергея Карякина «Иритрак» ломался шесть раз! Многие гонщики пропадали из таблицы тайминга и возникали только на финише СУ.
А еще были штрафы, которые начисляли и снимали без внятного объяснения причин. И приехав на финиш этапа, гонщики не могли быть уверены в том, на каком месте они сейчас находятся – иногда за ночь таблица перекраивалась самым невероятным образом.
Все это дополнительно выматывало нервы участникам, командам и болельщикам. Но как бы то ни было, «Дакар-2016» финишировал, и пора рассказать о победителях в лицах.
Мотоциклы
Еще и еще раз невольно вспоминается, что спортивный директор гонки Марк Кома, отвечающий за прокладку трассы, – сам мотоциклист, и трасса была проложена в расчете на двухколесную технику. Об этом говорила и относительно простая навигация, и сам характер мест, в которых проходила гонка: зачастую трассы были проложены так, что даже внедорожникам было тесновато, не говоря уже о грузовиках, которым приходилось сбрасывать скорость, чтобы вписываться в повороты, терять лобовые стекла, выбитые низкорастущими ветками, и менять колёса, пробитые на каменистых обочинах.
Третьим стал чилиец Пабло Куантанилья, выигравший последний, тринадцатый этап. На втором месте словак Штефан Свитко – это его седьмой «Дакар», на 13-м этапе он финишировал пятым и сумел сохранить вторую позицию в итоговой классификации.
А вот Тоби Прайс из Австралии всего второй раз приехал на ралли-марафон и сумел стать победителем:
Я даже не знаю, что сказать – это сумасшедшие впечатления: я первый австралиец, который выиграл «Дакар». Это по-настоящему круто, и я вернусь сюда в следующем году!
В 2013 году я получил перелом шейных позвонков, и мою шею держали 8 винтов и несколько титановых прутьев. Никто и не думал, что я смогу выступать в ралли-марафонах, а тем более побеждать, это просто удивительно, что мне удалось стать первым.
Стоит отдельно отметить, что такая ситуация на финишном подиуме стала возможна еще и благодаря тому, что главные «монстры» мотозачета прошлых лет сменили сферу деятельности: Марк Кома стал спортивным директором «Дакара», а Сириль Депре сменил два колеса на четыре и выступает за команду Peugeot.
Из стартовавших в Буэнос-Айресе 143 мотогонщиков до финиша добрались всего 84.
Квадроциклы
Два завершающих этапа гонки выдались драматическими и выматывающими для всех. До самого последнего момента оставалась надежда на то, что Сергею Карякину удастся въехать на подиум и занять третье место в итоговой классификации, но, к сожалению, у него не получилось.
Сегодняшний день прошел плохо – слил я эти 5,5 минут разницы. Квадроциклист из ЮАР привез мне 7,5 минут на финальном спецучастке. Самое странное, что если смотреть прохождение контрольных точек WP, то первую, вторую и третью я проигрывал Браяну 30 секунд, а за 40 километров до финиша проиграл 7 минут. Причем ему должны были еще пенализацию за скорость прибавить, но так этого и не сделали. Попросил у организаторов также свои временные карнеты, чтобы посчитать общее время на трассе, но они почему-то не знали, где их искать.
Расстроился очень сильно, четвертое место – не третье… Как говорится, нет места обиднее второго и четвертого, но четвертое все-таки намного хуже.
Это третий «Дакар» для екатеринбуржца, и будем надеяться, что у него еще все впереди.
Победителем стал представитель Аргентины Маркос Патронелли (это уже третья его победа в марафоне), на второй строчке его родной брат Алехандро. Браян Барагванат из ЮАР стал третьим.
Главными фаворитами кроме братьев Патронелли были Рафаэль Соник и Игнасио Кассаль, но они сошли с дистанции из-за технических проблем. Зачет квадроциклов – самый молодой на «Дакаре», он существует с 2009 года, и самый малочисленный: всего стартовало 43 квадрика, а до финиша добралось чуть больше половины – 23.
Внедорожники
Победителем в зачете внедорожников стал французский экипаж № 302 Стефана Петеранселя и Жан-Поля Коттре на Peugeot. «Мистер Дакар», он же Стефан Петерансель, одержал свою 12-ю победу на самом знаменитом ралли-марафоне. Шесть раз он побеждал на мотоциклах, и теперь на его счету такое же количество побед и на внедорожниках.
Я думаю, что эта победа станет самой важной для меня, в первую очередь потому, что я выступал за французскую команду, о чем давно мечтал. Победа Франции для меня очень важна!
Стефан Петерансель
Второе место заняли победители прошлого года – Аль-Аттия и Баумель на MINI. На третьем месте расположились де Вильерс и фон Цитцевитц, выступающие на автомобиле Toyota. Они опередили Хирвонена и Перина всего лишь на 2 минуты 31 секунду.
В общем зачете российский экипаж G-Energy Team занял 8-е место. Позади них остались такие гонщики, как Себастьян Лёб, британец Харри Хант, саудовец Язид Аль-Раджи, аргентинец Орландо Терранова, голландец Эрик ван Лун, чех Мартин Прокоп, американец Робби Гордон и многие другие.
Этот «Дакар» был больше похож на удлиненную гонку WRC. Таким его и запомним – как будто мы длинную гонку WRC проехали и оказались в десятке сильнейших. Самым сложным был, наверное, предпоследний этап – 480 км узкой, закрученной дороги, хотя мы показали хороший результат на спецучастке. Считаю, что дальше организаторам нужно делать не WRC, а марафонские гонки, где больше бездорожья и дюн. Сейчас я наслаждаюсь тем итоговым результатом, который есть, но буду доволен только когда поднимусь на высшую ступень подиума. Что касается бензиновых двигателей, то сложно сказать, давали ли они преимущество относительно дизельных или нет.
По прилету домой первым делом расцелую жену и детей. Всем нашим болельщикам хочу передать привет. Мы будем и дальше стараться и добиваться высоких результатов.
Владимир Васильев, пилот G-Energy Team
Оказаться в топ-10 по итогам ралли-марафона – это всегда приятно. Занять в такой сильной компании восьмое место – очень хороший результат. Понятно, что хотелось бы выступить лучше. К сожалению, не сложились несколько дней. Кроме того, этот «Дакар» был более раллийным, чем ралли-рейдовым. Свою силу мы показали в песках Фьямбалы. Я получил удовольствие от езды там. Если бы были три-четыре таких дня в гонке – результат был бы иным. Самым сложным мне показался предпоследний день, когда был раллийный доп протяженностью 500 км. Сейчас надо отдохнуть день-два, на большее нет особо времени. Дел полно, необходимо готовиться к следующим гонкам, у команды много работы. Надо успеть отметить день рождения ребенка, который улетит на учебу. Крайне благодарен всем нашим болельщикам. Я посмотрел Facebook и был поражен тем, насколько внимательно болели за нас. Российские болельщики – самые лучшие.
Константин Жильцов, штурман G-Energy Team
Открытием «раллийного Дакара» мог стать Себастьян Лёб, выигравший четыре этапа, но чудеса случаются крайне редко, и правило «дебютант не может победить на «Дакаре» нарушить очень трудно.
Среди автомобилей потери тоже немалые: из 110 внедорожников на старте финишный подиум увидели всего 66 экипажей.
Грузовики
Победителем ралли-марафона стал голландец Жерар де Рой на Iveco. Второй результат на этой гонке – у камазовца Айрата Мардеева. Хладнокровно и тактически безукоризненно, в настоящем марафонском стиле он привел свой экипаж к призовому месту. Третью позицию на радость местным болельщикам занял аргентинец Федерико Вильягра на Iveco.
Для остальных участников команды «КАМАЗ-мастер» «Дакар» складывался весьма драматично, и в итоге Эдуард Николаев стал седьмым, Андрей Каргинов – 14-м, а Дмитрий Сотников – 15-м.
Полные итоги ралли-марафона Дакар 2016 года
МОТОГОНКИ.РУ, 16 января 2016 —
TRUCKS (Грузовики)
Жерар Де Рой и экипаж его заводского IVECO выиграл гонку в классе грузовых автомобилей, благодаря непробиваемой стабильности: в 12 днях гонки (с учетом отмены СУ1) он лишь дважды финишировал ниже 7-й позиции, выиграл три этапа, еще в двух оказался 2-м и в двух 4-м. У него не произошло ни одной поломки, которые стоили бы ему потери времени. Так что к середине второй недели гонки Де Рой имел в запасе более 40 минут чистого преимущества. На 2-ю позицию подтянулся российский экипаж КАМАЗ-Мастер под управлением прошлогоднего чемпиона Айрата Мардеева.
Из всех КАМАЗов №500 шел стабильнее, но три не слишком удачных этапа во второй половине гонки не позволили сократить отставание от Де Роя, в итоге отставание на финише составило 1 час и 10 минут. Подиум замкнул аргентинский экипаж IVECO под управлением Виллагры. Этот ралли-марафон едва ли не худший по результатам для заводской команды КАМАЗ-Мастер, так как в TOP-10 засеклись лишь два экипажа из представленных 4-х: Каргинов и Сотников завершили гонку на 14-м и 15-м местах.
TOP-7 класса TRUCKS после подведения итогов
1. №501 DE ROOY/TORRALLARDONA/RODEWALD — IVECO — 44:42:03
2. №500 MARDEEV/BELYAEV/SVISTUNOV — KAMAZ — +1:10:27
3. №514 VILLAGRA/PEREZ COMPANC/MEMI — IVECO — +1:40:55
4. №506 STACEY/SERGE/VAN DER VAET — MAN — +2:23:01
5. №516 VAN GENUGTEN/VAN LIMPT/VAN EERD — IVECO — +2:30:59
6. №529 DE BAAR/ROESINK/DE GRAAFF — RENAULT TRUCKS — +3:04:07
7. №502 NIKOLAEV/YAKOVLEV/RYBAKOV — KAMAZ — +3:39:23
CARS (Джипы/багги)
Стефан Петрансель вершит историю в который раз! Легендарный француз выиграл Дакар 2016 года, пополнив свою коллекцию Золотых Туарегов 12-й высшей наградой ралли-марафона: 6 дакаров он выиграл на мотоцикле, затем пересел на джип и выиграл еще 5, и вот.
В 2016 году он выступал за заводскую команду Peugeot и привел к победе прототип 2008 DKR Peugeot. Этот прототип — нечто среднее между джипом и багги. С 3 января Петрансель выиграл 3 этапа и еще трижды финишировал в TOP-3, так что сумел накопить небольшое преимущество ко второй неделе. Наконец, с 12 января он неспешно увеличил его до 35 минут. Вторым гонку завершил катарец Нассер Ал-Аттья на Mini, а третьим стал южноафриканец Жинье Де Виллерс на TOYOTA. Экипаж российской TOYOTA G-Drive Владимира Васильева — 8-й.
TOP-10 класса CARS после подведения итогов
1. №302 — PETERHANSEL/COTTRET — PEUGEOT — 45:22:10
2. №300 — AL-ATTIYAH/BAUMEL — MINI — +00:34:58
3. №301 — DE VILLIERS/VON ZITZEWITZ — TOYOTA — +01:02:47
4. №315 — HIRVONEN/PERIN — MINI — +01:05:18
5. №319 — POULTER/HOWIE — TOYOTA — +01:30:43
.
8. №307 — VASILYEV/ZHILTSOV — TOYOTA — +02:01:45
9. №314 — LOEB/ELENA — PEUGEOT — +02:22:09
10. №323 — HUNT/SCHULZ — MINI — +03:11:30
QUADS (Квадроциклы)
Схватка, за которой с замиранием сердца следила вся Россия, к сожалению, завершилась не в пользу екатеринбуржского квадроциклиста Сергея Карякина: гонщик из ЮАР Браен Барагвана в последний день сумел отыграть 5 потерянных накануне минут и вернул себе бронзу Дакара. Сергей, в итоге, завершил гонку 4-м, что является высшим достижением для российских гонщиков всех времен для классов МОТО и Квадроциклов.
Класс QUADS является самым молодым на Дакаре, и подавляющее большинство участников этой категории — местные парни, из Аргентины, Чили, Перу и других стран Южной Америки. Поэтому для их соперников битва за победу представляется тяжелым испытанием. И на этот раз 1-2 позиции в гонке заняли аргентинцы, братья Маркос и Алехандро Патронелли, которых на финише разделили лишь 5 минут. В пятерке лидеров Сергей Карякин вышел единственным, кто не получил за всю гонку ни одного штрафа за скорость или нарушение правил ралли (пропуск контрольных точек и зачетов). Ему пришлось столкнуться с множеством технических проблем, связанных с оборудованием организаторов, на что ушло много нервов и сил. Часть временных потерь, связанных с ошибками в работе Iritrack, удалось вернуть, подавая официальные протесты — все были удовлетворены. Все гонщики из TOP-5 выступали на модифицированных квадроциклах Yamaha Raptor с 700-кубовыми двигателями.
TOP-5 класса QUADS после подведения итогов
1. №252 M. PATRONELLI (ARG) — YAMAHA — 58:47:41
2. №253 A. PATRONELLI (ARG) — YAMAHA — +00:05:23
3. №274 BARAGWANATH (ZAF) — YAMAHA — +01:41:53
4. №264 KARYAKIN (RUS) — YAMAHA — +01:44:25
5. №254 GONZALEZ FERIOLI (ARG) — YAMAHA — +02:02:08
BIKES (Мотоциклы)
Заводская команда KTM одержала 15-ю победу подряд в самой массовой категории участников — мотоциклистов. Победу заводу принес новобранец KTM Rally Team Тоби Прайс. 29-летний австралиец дебютировал на Дакаре в прошлом году, и сразу же показал великолепный результат, став 3-м (включая победу на самом первом СУ).
Ту гонку Прайс провел в составе команды Honda, но затем перешел в сильнейшую и опытнейшую команду серии, в KTM, что гарантировало ему путь к Золоту. На подиум в Розарио поднялись три представителя Маттигхофена: сильнейший частный пилот Дакара, словак Стефан Свитко стал 2-м, уступив Прайсу 39 минут 40 секунд, а на третью позицию в последний день гонки вышел представитель «братской компании» KTM — заводской Husqvarna — Пабло Квинтанилла.
Гонщики Honda Racing и Yamaha Factory Racing на этот раз не попали на подиум. К сожалению, за последние 3-4 дня все заводские команды лишились, как минимум, одного сильнейшего гонщика. Лидер первой недели гонки Пауло Гонсалвеш из Team HRC выбыл из борьбы за золото за 2 дня до финиша. Лидер KTM Маттиас Валькнер получил тяжелую травму (перелом бедра) за 3 дня до финиша. №3 в заводской команде KTM, Антуан Мео сумел подняться на виртуальный подиум за день до финиша, но на последних спец.участках допустил несколько непростительных ошибок, упал и потерял слишком много времени, оказавшись, в итоге, только 7-м. Пилоты Yamaha, напротив, подтянулись к лидерам за последние несколько дней, но французской команде пришлось пожертвовать двумя пилотами (отдав их технику на запчасти), чтобы Гельдер Родригес и Адриан Ван Беверен смогли без проблем доехать до финиша марафона. Всего финишный флаг в последний день ралли Дакар увидели 84 пилота из 145 стартовавших.
TOP-10 класса BIKES после подведения итогов
1. №3 PRICE (AUS) KTM — 48:09:15
2. №5 SVITKO (SVK) KTM — +00:39:41
3. №4 QUINTANILLA (CHL) HUSQVARNA — +00:48:48
4. №47 BENAVIDES (ARG) HONDA — +00:54:47
5. №7 RODRIGUES (PRT) YAMAHA — +00:55:44
6. №42 VAN BEVEREN (FRA) YAMAHA — +01:46:29
7. №49 MEO (FRA) KTM — +01:56:47
8. №23 FARRES GUELL (ESP) KTM — +02:01:00
9. №48 BRABEC (USA) HONDA — +02:11:27
10. №45 MONLEON (ESP) KTM — +03:27:49
Истории мировых гоночных серий. Dakar.
Ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон «Дакар», основанный французом Тьерри Сабином, проводится с 1978 года. «Дакар» по праву считается самой экстремальной гонкой планеты. Это скорее гонка на выживание, чем традиционное ралли – местность, которую проходят участники намного сложнее, а используемые автомобили — настоящие внедорожники, а не модифицированные седаны, используемые в ралли. Большинство конкурентных участков («этапы» или «спецучастки») проходят по дюнам, грязи, скалам. Дистанция покрытая участниками за день может варьироваться от нескольких километров до нескольких сотен километров.
В гонках «Дакар» принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители, число которых достигает 80 %. В отличие от классических ралли, которые проходят в несколько этапов в разных странах на протяжении года, а победитель определяется по общей сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.
Как правило, ралли финишировало в столице Сенегала — Дакаре. Вот уже второй год знаменитое ралли проходит совсем не в Африке, в вдалеке от Дакара, и тем более Парижа. После срыва ралли в 2008 году из-за угрозы терроризма, в следующем году гонки были перенесены в Южную Америку, на территорию Чили и Аргентины. Теперь от прежнего ралли осталось только название, теперь вместо жарких песков Сахары спецучастки ралли проходят в высокогорье Анд.
История ралли «Париж — Дакар».
Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторалли «Париж-Дакар» — стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан-Ницца». Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с максимальным количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку, путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь.
В первый раз на старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день – 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток – 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. 8 января 1979 года в Гоа был единственный день отдыха.
Испытание для всех было очень серьезным! Дело в том, что в те времена ассистента практически ни у кого не было, а если и была техническая поддержка, то запчастей у них было минимальное количество. Гонщики участвовали практически без специального обмундирования, на сегодняшний день можно сказать, что в те дни подготовка к гонкам, а так же оборудование было примитивным. Тем не менее, до Дакара 14 января добралось треть стартовавших участников – 74 участника.
Маршрут гонки не раз менялся. До 1988 года включительно участники шли по маршруту Франция (Париж) – Алжир – Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса – участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.
В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной: Париж — Дакар — Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.
В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.
В 2000 был один из самых «приключенческих» (в негативном смысле этого слова) «Дакаров». Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар — Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала было решено устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом – для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории «Дакара» с финишем не в самом Дакаре.
Ралли «Париж — Дакар» знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: На «Дакаре-1982» Марк Тэтчер, сын премьер министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на 6 дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета 50 км в стороне от маршрута ралли. Тэтчер, Верни и механик не пострадали. Ралли-рейд «Дакар-1986» вошла в историю тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель «Дакара» Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.
Однако, несмотря на опасности, каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в «Париж-Дакаре», по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к финишу. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.
«Дакар» открыт практически для любых желающих, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. И тут как говорится, кто на что горазд. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на абсолютно серийных автомобилях, лишь оборудованными необходимым минимумом с точки зрения безопасности – каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те же, кто хотят приблизиться к лидерам, по крайней мере, в техническом плане, ищут технику посерьезней.
Легенды «Дакара»: Пять самых успешных команд в истории ралли-рейда
Фото: КАМАЗ Мастер
AUTOSPORT.com.ru продолжает цикл материалов, посвященных 40-летнему юбилею «Дакара». В предыдущем выпуске мы познакомились с самыми титулованными гонщиками главного ралли-рейда планеты, а теперь пришло время узнать про самые успешные команды…
Британский автопроизводитель делит одну строчку с такими марками, как Citroen и Volkswagen, по количеству побед. Все три компании четырежды выигрывали на «Дакаре» в категории внедорожников. Но если VW и «Двойные Шевроны» побеждали по три раза кряду, то победная серия MINI получилась чуть более долгой, да и процент выигранных «Дакаров» у них выше.
Дебютировав при сотрудничестве с немецким гоночным коллективом X-Raid в 2011-м, уже на следующий год MINI отпраздновала первый успех вместе с легендарным Стефаном Петеранселем. Определенно, свою роль в этом сыграл уход Volkswagen, выигравшей все три первых «Дакара» в Южной Америке. Но надо отдать должное: внедорожник MINI ALL4 Racing, основанный на модели MINI John Cooper Works Countryman, оказался очень быстр, эффективен и надежен. Все пять машин не просто добрались до финиша, но и оказались в топ-10.
В 2013-м Петерансель смог повторить свой успех и вновь поднялся на вершину подиума, тогда как российский гонщик Леонид Новицкий и Нани Рома финишировали на третьем и четвертом местах.
Но самым успешным для MINI стал «Дакар-2014». На старт в аргентинском Росарио вышли 11 автомобилей ALL4 Racing и через 14 дней все они благополучно прибыли на финиш в чилийский Вальпараисо, в том числе семь машин были в первой десятке. Преимущество X-Raid было настолько подавляющим, что они позволили себе поиграть с командной тактикой, запутав в конце концов гонщиков и болельщиков. Нани Рому всячески тянули к победе, но даже когда Петерансель специально замедлялся, выйти вперед победителю гонки 2004 года не удавалось. Лишь полная преднамеренная остановка француза в предпоследний день позволила испанцу возглавить общий зачет и остаться впереди до финиша.
Четвертую и на данный момент последнюю викторию на «Дакаре» MINI одержала уже в 2015-м вместе с катарцем Нассером Аль-Аттией. Петерансель присоединился к новому проекту Peugeot, что было ничуть неудивительно после всех событий в предыдущей гонке, и уже на следующий год положил конец доминированию своей бывшей команды.
MINI на двух последних «Дакарах» не смогла составить конкуренцию «Французским львам» и в 2018-м в надежде бросить вызов вместе с обновленным в прошлом году автомобилем Mini John Cooper Works Rally выставит три багги. Так что к юбилейному 40-му ралли-рейду X-Raid подойдет во всеоружии.
Peugeot
История выступлений Peugeot на «Дакаре» насчитывает меньше десяти лет и сейчас к концу подходит второй четырехлетний период, после которого «Французские львы» второй раз после 1990 года уйдут из главного ралли-рейда. Но какая это история!
Переключившись после закрытия Группы B c WRC на «Дакар», Peugeot под руководством Жана Тодта сходу и вопреки всему одержала победу. На самом старте – коротком прологе – главная надежда команды Ари Ватанен разбил свою машину 205 Turbo 16 и откатился в общем зачете на 274 место. Но финн не сдался, наверстал упущенное время и первым прибыл к финишу у Розового озера через 13 000 километров.
Ватанен имел все шансы отстоять звание действующего победителя в 1988 году и лидировал на протяжении 2/3 дистанции, а затем, после 13-го из 19-ти этапов, произошло непредвиденное. Нет, он не попал в аварию, его не подвела обидная техническая поломка. Во время ночевки в столице Мали Бамако его автомобиль Peugeot 405 T16 украли! Машина была найдена, но слишком поздно и после серии протестов со стороны соперников Ватанен был вынужден сняться с дистанции. Не все поверили тогда в версию с угоном, споры остаются и сейчас. Бытует версия, будто не было никакого угона, а Peugeot провернула этот трюк с машиной, чтобы починить неисправный двигатель, на ремонт которого не хватало отведенного лимита времени. Но победа все равно досталась Peugeot – выиграл другой финский чемпион WRC Юха Канкунен.
Ари отыгрался на двух следующих «Дакарах», но сказать, что эти победы дались ему легко – не сказать ничего. В 1989-м финн так отчаянно боролся с напарником Жаки Иксом, что в Peugeot решили определить победителя элементарным бросанием монетки и избежать драматичного исхода этой дуэли. Как сами понимаете, удача оказалась на стороне Ватанена, в том числе и по ходу дальнейшей части дистанции, когда он дважды перевернулся. Несмотря на все проблемы – сломавшийся компас у штурмана и дыру в кузове после столкновения с деревом – финн также выиграл «Дакар-1990» и принес Peugeot четвертую победу из четырех возможных. На этой высокой ноте французский автопроизводитель ушел из знаменитого ралли-рейда и вернулся только спустя 25 лет, когда гонка уже переехала в Южную Америку.
Триумфального возвращения в 2015-м не получилась. Машина 2008 DKR16 получилась сырой, и лучший представитель Peugeot Стефан Петерансель оказался только на 11-м месте, тогда как пятикратный победитель в категории мотоциклов Сирил Депре свой дебютный «Дакар» за рулем внедорожника закончил лишь на 34-й позиции, а Карлос Сайнс сошел после переворота. Для «Французских львов» это поражение оказалось первым и пока единственным. Серьезно поработав над ошибками, компания представила новую модель 2008 DKR, за рулем которой Петерансель в следующие два года добавил еще две победы в свой актив, легенда WRC Себастьен Лёб посражался за победу в обоих изданиях ралли-рейда, а Депре поднялся на подиум в 2017-м.
Предстоящий «Дакар» станет последним для Peugeot. Снова, как и 25 лет, по окончании четырехлетнего отрезка французская марка уходит. В концерне PSA Group, увы, приняли решение перераспределить ресурсы и сосредоточиться на ралли-кроссе.
Выиграть на прощание и одержать девятую из десяти побед будет делом чести для Peugeot.
Насколько важна роль команды, когда все 10 тысяч километров изнурительной и сложной гонки участник преодолевает на мотоцикле, без помощи штурмана и почти в полном одиночестве на трассе, не считая поддержки «водовоза» и соперников в виде ориентиров? Достаточно взглянуть на историю KTM, чтобы найти ответ на этот вопрос. Австрийский мотопроизводитель участвует на «Дакаре» с 1994 года и за эти 23 года одержал 16 побед, причем подряд.
C 2001-го и по сей день KTM непобедима, а два года подряд – в 2002-м и 2003-м – выиграла все спецучастки. Как бы ни пытались Honda, Sherco, Husqvarna или любая другая марка, но такой численностью, надежностью техники и мастерством райдеров они похвастать не могут. Несколько лет назад, когда карьеру в мотоклассе завершили Марк Кома и Сирил Депре, выигравшие на двоих десять «Дакаров» подряд, казалось, что наконец-то победная серия KTM прервется. Но нет. Как и в «КАМАЗ-Мастер» пришла хорошо подготовленная и талантливая молодежь: австралиец Тоби Прайс выиграл в 2016-м, а британец Сэм Сандерленд – в 2017-м.
Сумеет ли KTM одержать рекордную 17-ю победу подряд?
Mitsubishi
За всю историю «Дакара» лишь одному производителю удавалось выигрывать в категории внедорожников больше десяти раз и у никого больше – ни у Citroen, Volkswagen, MINI и даже у Peugeot – нет такой долгой и успешной серии как у Mitsubishi. На протяжении 25 лет японская компания со своим флагманским автомобилем Pajero, получившем прозвище «Король пустыни», задавала жару соперникам, выиграв 12 раз.
Первый успех пришел на третьем для Mitsubishi «Дакаре» в 1985-м, когда первый и единственный раз за всю карьеру выиграл француз Патрик Занироли.
Следующего триумфа японцам пришлось ждать целых семь лет. Уж слишком сильна была Peugeot во второй половине 80-х, да и соперники из Porsche и Citroen не упустили своего шанса. Но ожидание того стоило.
В гонке 1992 года три экипажа во главе с Юбером Ориолем прибыли на финиш у Розового озера на трех первых местах. Еще один триумф пришелся на следующий год – выиграл Бруно Саби.
Настоящий разгром конкурентам Mitsubishi устроила в 1997-м. В первой десятке финишировали шесть машин Pajero, заняв четыре первых места под предводительством к Кенджиро Шинозуке, ставшим первым японским гонщиком, которому покорился «Дакар».
В 1998-м квартету Mitsubishi снова не оказалось равных. Шутка ли – финишировавший пятым Жан-Луи Шлессер на багги имени себя уступил восемь часов победителю Жану-Пьеру Фонтани, около двух часов ставшему вторым Шинозуке и обладателю третьего места Саби. Даже ближайшему конкуренту Хироши Масуоке француз проиграл почти два часа.
Впрочем, это было лишь предвестником доминирования, какого категория внедорожников не видела ни до, ни после.
На протяжении семи лет подряд – с 2001 по 2007 год – «Король пустыни» неизменно финишировал первым, в том числе под управлением немецкой гонщицы Юты Кляйншмидт, с победы с которой, собственно, началась эта серия.
Главного успеха на «Дакаре» Mitsubishi добилась в 2002 году, заняв первые восемь(!) мест по итогам гонки.
В 2008 году ралли-рейд был отменен в самый последний момент, а когда гонка перебралась в Южную Америку, японский концерн заменил Pajero на Lancer. Новая машина оказалось сырой, и из четырех экипажей до финиша добрался только один и только на десятом месте. Затем через несколько недель Mitsubishi объявила о том, что сворачивает свою программу в ралли-рейде. Как Honda и Toyota в Ф1, Subaru в WRC, Suzuki и Kawasaki в MotoGP, на фоне мирового кризиса 12-кратному победителю «Дакара» пришлось перераспределить ресурсы.
Несколько лет назад в 2015 году во время визита в Москву Хироши Масуока, продолжающий работать в Mitsubishi Motors, допустил возможность возвращения «Трех бриллиантов» на «Дакар», но дальше разговоров пока не зашло…
КАМАЗ-Мастер
История «Дакара» немыслима без «КАМАЗ-Мастер». За почти 28 лет выступлений «Синяя Армада» стала символом зачета грузовиков главного ралли-рейда планеты. До эпохи российской команды, дебютировавшей в 1990-м, категория тяжеловесов не знала такой грозной силы. Mercedes (пять побед 1982-1986, Tatra (1988, 1994, 1995, 1998, 1999, 2001) и малоизвестная итальянская компания Perlini (1990-1993) доминировали в свое время, но столь богатой и длинной историей успеха похвастать не могут. В этом плане с «КАМАЗ» может потягаться разве что только с KTM из класса мотоциклов.
Спустя два года после основания в 1988-м команда из Набережных Челнов дебютировала на «Дакаре», а в уже в 1991-м заняла два места на подиуме с Владимиром Гольцевым и эстонцем Йоэлем Таммеки, уступив только французу Жаку Юсса на Perlini. При этом до финиша добрались все пять «КАМАЗов», что больше никому не удалось в категории грузовиков в том году.
Первая победа пришла в 1996-м, когда за несколько десятков метров до финиша Виктор Московских на крутом песчаном повороте обогнал на тот момент трехкратного триумфатора «Дакара», чеха Карела Лопрайса на Tatra и таким образом поставил точку в споре за первое место. Но доминирование «Синей Армады» началось несколько годами позже, когда некогда бывший механик Владимир Чагин в противостоянии с тем же Лопрайсом выиграл гонку «Дакар-2000», а спустя два года начал серию из побед, которая продлилась до 2005 года, когда инициативу перехватил второй гонщик «КАМАЗ-Мастер» Фирдаус Кабиров.
Так они и менялись между собой на вершине подиума вплоть до завершения гоночной карьеры в 2011-м, выиграв на двоих восемь из девяти «Дакаров» с 2002-го (отмененный ралли-рейд в 2008-м не в счет).
За это время не покорилась гонщикам «КАМАЗа» только гонка в 2007-м, но так сложились обстоятельства – на пятом этапе лидировавший Чагин попал в тяжелую аварию, налетев в пыли на скорости 100-110км/час на трехметровую кучу камней и перевернувшись несколько раз. Обошлось без трагических последствий, но даже сейчас, когда смотришь на фотографии того, что осталось от грузовика, замирает сердце.
Чагин получил сотрясение мозга, штурман Семен Якубов сломал руку, а механик Сергей Савостин получил компрессионный перелом позвонка. Эвакуацией разбитой машин занялся экипаж Кабирова, Сергей Решетников также не бросил товарищей и потерял полтора часа, остановившись на месте аварии. На трассе осталась только «быстрая техничка» Ильгизара Мардеева, который не мог побороться за победу, но вторым финишировал.
Второе поражение пришлось на 2012 год, когда «КАМАЗ-Мастер» полностью сменила состав, и груз ответственности лег на плечи молодого поколения гонщиков. Переходный «Дакар» получился тяжелым – впервые за 11 лет на подиуме не оказалось ни одного гонщика из Набережных Челнов. Но уже в следующем году «КАМАЗ» вернулся на свои законные позиции и начал новую победную серию: в 2013-м выиграл Эдуард Николаев, в 2014-м – Андрей Каргинов, а в 2015-м –Айрат Мардеев. Причем, в 2015-м гонщики «КАМАЗ-Мастер» оккупировали весь подиум.
В 2016-м вроде бы ничего не предвещало провала, но всем экипажам «КАМАЗа» катастрофически не хватало стабильности и скорости. В результате уверенную победу голландец Жерар де Рой за Iveсo, а финишировавший вторым Мардеев стал единственным представителем «Синей Армады» в первой пятерке.
«Ничего, в следующем году будем злее, вернем своё», – сказал тогда Айрат и оказался прав.
Сам Мардеев-младший из-за проблем в песках и потерянных двух часов не смог отыграться, но Николаев и Сотников принесли «КАМАЗ-Мастер» победный дубль.
Таким образом, за 21 год российская команда одержала 14 побед на «Дакаре», 12 из них с 2002 года. Впечатляющая статистика.
В следующем году «КАМАЗ-Мастер» отмечает 30 лет со дня основания. Было бы красиво одержать 15 викторию в такой юбилей. С одной стороны, должно быть проще, чем в прошлые годы, учитывая, что Жерар де Рой и его команда предпочли отправиться на «Африка Эко Рейс». Но списывать со счетов таких соперников, как Renault, Tatra, «МАЗ» и других гонщиков на машинах Iveco не стоит.
«Дакар» – сложная и непредсказуемая гонка, и ни одна из 14 побед не давалась «КАМАЗу» легко…
Следите за новостями самой знаменитой гонки планеты в новой рубрике «Дакар» на нашем сайте.
Впервые в ралли Париж-Дакар
победу одержала женщина!
Суперскандалом и последовавшей за ним суперсенсацией завершился самый знаменитый в мире ралли-марафон Париж-Дакар. Суперскандал — очередная дисквалификация Жана-Луи Шлессера. Суперсенсация — первая в истории престижного ралли итоговая победа экипажа, возглавляемого женщиной, немкой Юттой Кляйншмидт.
На 18-м этапе Бакель — Тамбакунда все было спокойно — лидер марафона японец Хироси Масуока упрочил свое лидерство: теперь от грозного Шлессера его отделяли 7.28. Может быть, в борьбе с любым другим соперником за день до конца пути этого было бы вполне достаточно, но не в борьбе с французом. Пилот-конструктор, разобиженный штрафом, который на него наложили стюарды, был полон решимости отыграться и добыть-таки третью победу подряд в этом марафоне.
Единственным шансом Шлессера оставался 19-й этап с длинным спецучастком в 217 километров. И ему это удалось! На финише перегона, основная часть которого проходила по дюнам, Шлессер был первым. Но главное, что лидер ралли Хироси Масуока отстал от него на 45 минут. Японец, стартовавший третьим в четырех минутах позади Сервии и в двух позади Шлессера, так рвался вдогонку за французом, который уже на первых километрах захватил лидерство, что в какой-то из моментов, обгоняя испанца, вылетел на обочину, в результате чего сильно повредил заднюю подвеску.
Но радоваться французу было рано. После финиша собралась на специальное заседание коллегия стюардов гонки. Причина — рапорт директора гонки, говорящий о том, что обе машины команды Шлессера зарегистрировались заранее перед стартом, и оказались в стартовой зоне участников раньше Масуоки, который терпеливо дожидался положенного срока. В итоге было принято решение наказать две машины — Шлессера и Сервии — часовыми штрафами.
В итоге победительницей ралли вышла Ютта Кляйншмидт, которая проявила благородство, намекнув судьям на то, что «самым справедливым было бы вообще отменить результаты 19-го этапа», и считая, что «настоящим победителем марафона достоин быть Хироси Масуока».
В результате судейского решения в дураках оказались все: Кляйншмидт, потому что никто никогда так и не примирится с ее победой, Шлессер — потому что сделал красивейшую концовку, но был наказан, Мацуока — потому что не смог достойно проиграть.
Похоже, что чисты только судьи, которые по непонятной причине сначала дали Шлессеру и Сервии стартовать под первыми номерами, а потом вспомнили о том, что это не соответствует правилам.
У мотоциклистов же все завершилось весьма спокойно и именно так, как ожидалось — победой итальянца Фабрицио Меони на КТМ.
Ралли-рейд Париж-Дакар. 20-й этап. (Дакар, 25 км).
1. Кари Тианен (Финляндия, КТМ) — 15,48
2. Джованни Сала (Италия, КТМ) — 15,48
3. Эрик Обийо (Франция, КТМ) — 15,51
4. Джон Дикон (Великобритания, БМВ) — 16,23
5. Фабрицио Меони (Италия, КТМ) — 17,19
1. Жан-Луи Шлессер (Франция, «Шлессер») — 18,42
2. Карлос Соуза (Португалия, «Мицубиси») — 18,54
3. Хироши Мацуока (Япония, «Мицубиси») — 18,59
4. Ютта Кляйншмидт (Германия, «Мицубиси) — 19,15
5. Стефан Энрар (Бельгия, «Фольксваген») — 20,44
ОБЩИЙ ЗАЧЕТ. Финальная классификация.
1. Меони — 70.01,08
2. Хорди Аркаронс (Испания, КТМ) — 70.26,18
3. Карло Де Гавардо (Чили, КТМ) — 70.45,19
4. Исидре Пюйоль (Испания, КТМ) — 71.03,52
5. Элфи Кокс (ЮАР, КТМ) — 71.20,17
1. Кляйншмидт — 70.42,06
2. Мацуока — 70.44,45
3. Шлессер — 71.05,35
4. Соуза — 72.50,36
5. Жан-Пьер Фонтэнэ (Франция, «Мицубиси») — 74.36,11
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter