Кто выиграл леман 2019
Выжатый Ле-Ман: Россия взяла первый подиум в легендарной гонке
Сезон чемпионата мира по гонкам на выносливость (FIA WEC), растянувшийся на полтора года, закончился одной из самых легендарных гонок в мире автоспорта — «24 часа Ле-Мана». Знаменитый гоночный марафон собрал более 250 тыс. зрителей (на 110 тыс. больше, чем население Ле-Мана) и завершился предсказуемым триумфом Toyota в самом престижном классе автомобилей LMP1. Российская команда SMP Racing — в составе Виталия Петрова, Михаила Алешина и Стоффеля Вандорна — также сумела порадовать своих поклонников, заняв третье место. Это первый российский подиум в истории «24 часа Ле-Мана» (в серии LMP1). Второй экипаж SMP Racing (Сергей Сироткин, Егор Оруджев, Стефан Сарразен) не смог доехать до финиша после ошибки Егора Оруджева.
Гонка по традиции прошла на кольце Сарте — это классическая и очень скоростная трасса, одна из самых длинных на сегодняшний день в мировом автоспорте. Ее протяженность составляет 13,6 км, что почти вдвое больше самой длинной трассы «Формулы-1» (Спа).
«24 часа Ле-Мана» часто называют «Гран-при выносливости и экономичности», где команды вынуждены искать баланс между скоростью и надежностью автомобилей, которые должны продержаться в течение 24 часов без механических повреждений. У каждой машины есть три пилота — за их расписанием и взаимозаменяемостью следит команда, но есть и четкий регламент. Один человек не может находиться за рулем дольше четырех часов, а после своего этапа он обязан отдыхать минимум два часа.
— Перегрузки пилота во время «24 часа Ле-Мана» составляют около 4–5 g, что сравнимо с полетами летчиков-истребителей и космонавтов, — рассказал «Известиям» Михаил Алешин. — За эти 24 часа гонщик теряет примерно 5–6 кг. Ты едешь около 2,5–3 часов, потом у тебя есть 5–6 часов на то, чтобы поесть, сделать массаж и хоть немного поспать. Зачастую со сном, несмотря на усталость, возникают проблемы. А потом опять надо садиться за руль и сосредоточенно ехать длинную дистанцию.
Несмотря на большую протяженность, поворотов в Сарте относительно немного — 38 (для сравнения: на короткой трассе «Формулы» в Абу-Даби их 21). Это дает возможность отлично разогнаться по прямой.
— Максимальная скорость на прямом отрезке составляет 350 км/ч, — пояснил Михаил Алешин. — А подборке пилотов в этом году могут позавидовать в «Формуле-1».
Стартовая решетка «Ле-Мана»-2019 составляла рекордные для трассы 62 экипажа из четырех классов, причем в самом престижном из них — LMP1 — выступило всего восемь машин. Уход из чемпионата Audi и Porsche поставил под вопрос само существование главной категории WEC на следующий год.
В столь усеченном составе безоговорочным фаворитом LMP1 являлась заводская команда Toyota, в составе которой собрался сверхзвездный состав во главе с двукратным чемпион «Формулы-1» Фернандо Алонсо. Остальным коллективам было тяжело бросить вызов экипажу титулованного испанца и его партнерам.
— У них машина совершенно другого уровня, — отметил «Известиям» Виталий Петров. — Они изначально делали ее по другому регламенту, поэтому у них полный привод, а количество лошадиных сил — 1100. Для сравнения: у машины нашей команды их всего 800. Тем не менее у россиян тоже были козыри, и мы очень хотели навязать им серьезную борьбу.
Слова первого российского гонщика в истории «Формулы-1» не разошлись с делом. Обе машины SMP Racing долгое время шли вслед за двумя прототипами Toyota, но экипаж №17, к сожалению, досрочно прекратил борьбу — ночью занимавший третье место Егор Оруджев вылетел с трассы и разбил машину. Комментируя аварию, 23-летний российский автогонщик не смог сдержать слезы.
— Небольшая ошибка, которая очень дорого стоила команде, — отметил Егор Оруджев. — Я хотел продолжить, учитывая, что повреждения были в основном визуальные, разбитые детали мы могли открепить в боксах. Но маршалы не позволили мне сделать этого. Чувствую себя очень плохо, хоть и физически не пострадал. Зол на себя, что подвел напарников, механиков, инженеров, московский офис. Но хотел бы сказать спасибо команде за проделанную работу. До моей аварии у нас всё шло хорошо.
Второй российский экипаж продолжил ожесточенно сражаться с двумя машинами швейцарской Rebellion и в итоге вырвал заветный подиум.
— Последние шесть часов гонки были очень тяжелыми, — рассказал Михаил Алешин. — Из-за технических проблем Rebellion мы поняли, что нам надо просто доехать до финиша, поэтому сильно сбавили темп, старались не рисковать. Осознание этого факта было пугающим. Обычно мы привыкли ехать на «все деньги», и именно от этого зависит итоговый результат. Тут же всё было наоборот, ведь 24 часа на максимальных скоростях не выдержит ни одна машина. Посмотрите на ту же Toyota. Их темп последние шесть часов был хуже, чем у нас в начале гонки. Также не забывайте, что в Ле-Мане очень непредсказуемая погода, потому что на одной части трассы светит солнца, на другой — идет дождь. Об этом может не знать даже твоя команда, и это легко приводит к аварии.
Первое место в гонке и общем зачете чемпионата мира занял экипаж Toyota в составе Фернандо Алонсо, Казуки Накадзима и Себастьяна Буэми.
Алонсо выиграл «24 часа Ле-Мана» и стал чемпионом мира, SMP Racing на подиуме
Одним из антигероев гонки стала еще одна российская команда: G-Drive Racing долгое время лидировала в классе LMP2, но упустила победу из-за неисправности.
Гонка «24 часа Ле-Мана» второй год подряд прошла в условиях доминирования заводской команды Toyota, экипажи которой финишировали на двух первых местах. При этом победитель гонки определился всего за час до финиша.
Дверь в обмен на прокол
По ходу первых 11-ти часов два экипажа Toyota сменяли друг друга на первой позиции. И хотя временами на табло результатов разрыв между болидом № 7 (Майк Конвей, Камуи Кобаяши и Хосе-Мария Лопес) и автомобилем № 8 (Фернандо Алонсо, Казуки Накаджима и Себастьен Буэми) достигал 1 круга, на деле при равном количестве совершенных пит-стопов экипажи японской команды находились в непосредственной близости друг от друга.
Казалось бы, судьба победы решилась ночью. Примерно в половину третьего за руль «семерки» сел Кобаяши, а за руль «восьмерки» – Алонсо. За два часа японец оторвался от испанца больше чем на минуту – и после этого отрыв экипажа № 7 от товарищей по команде только возрастал. «Восьмерка» была ощутимо медленнее – и команда пыталась исправить это, меняя носовой обтекатель и задний сегмент кузова с антикрылом. Результата такие манипуляции не принесли – а настоящей причиной, как позже сообщил Алонсо в соцсетях, оказалась неплотно закрытая дверь прототипа.
Читайте также:
- Незакрытая дверь помешала Алонсо в борьбе за лидерство в «Ле-Мане»
После того как проблема с дверью была решена, отыграть отставание долгое время не могли ни сам Алонсо, ни его товарищи по экипажу. Однако примерно за час до финиша на прототипе № 7 дважды подряд сработали датчики, оповещавшие о проколе, и Лопесу пришлось дважды заезжать в боксы вне плана (в первый раз срабатывание оказалось некорректным – неправильно указало шину, в которой падало давление). Из-за этого аргентинец уступил первую позицию своим товарищам по команде – в итоге Алонсо, Накаджима и Буэми и одержали победу в гонке, и стали чемпионами мира по гонкам на выносливость.
SMP играет в поддавки
Борьба за третью позицию между частными командами – швейцарской Rebellion и российской SMP Racing – напоминала игру в поддавки. У обеих экипажей Rebellion возникли проблемы еще до наступления темноты. Автомобиль под № 1 (Андре Лоттерер, Нил Яни и Бруно Сенна) отстал уже в первые часы из-за ряда мелких неприятностей, а позже Тома Лоран на автомобиле под № 3 (который делил с Натанаэлем Бертоном и Густаво Менесесом) зацепил стену – и машине понадобилось несколько минут на ремонт.
В итоге на третье место вышел экипаж SMP Racing в составе Сергея Сироткина, Егора Оруджева и Стефана Сарразена – однако ночью Оруджев попал в достаточно серьезную аварию, после которой прототип под номером 17 не смог продолжить гонку.
Rebellion под номером 3 оставался на третьей позиции до утра, когда экипажу назначили 3-минутную штрафную остановку за нарушение правил пользования шинами. Отбыв штраф, Менесес пропустил вперед второй прототип SMP Racing (Виталий Петров, Михаэль Алешин, Стоффель Вандорн), тут же бросился в погоню за ним и быстро допустил грубую ошибку. На «откапывании» из гравия и последующем ремонте экипаж потерял несколько кругов, а с ними – и шанс закончить гонку на подиуме. В итоге Петров, Алешин и Вандорн принесли российской команде первый финиш в первой тройке абсолютного зачета.
G-Drive: провал за 6 часов до финиша
В классе LMP2 очень долго лидировал единственный экипаж российской G-Drive Racing в составе Романа Русинова, Йоба ван Эйтерта и Жана-Эрика Верня. Но за 6 часов до финиша, примерно в 9 утра, после очередного пит-стопа на прототипе Aurus 01 возникли проблемы с запуском мотора. В процессе устранения неисправности экипаж G-Drive откатился за пределы десятки – а лидерство захватил прототип команды Signatech (Николя Ляпьер, Андре Негран, Пьер Тирье), который и довел гонку до победного финиша. А экипаж российской команды пересек линию финиша только шестым.
Читайте также:
- Экипаж G-Drive растерял все преимущество в «Ле-Мане», потратив 20 минут на ремонт
Еще один экипаж LMP2 с российским гонщиком в составе – команды ARC Bratislava, за которую выступал Константин Терещенко – сошел ночью, после того как швед Хеннинг Энквист вылетел с трассы и повредил автомобиль. Впрочем, и в момент аварии экипаж занимал одно из последних мест в классе.
GTE: борьба профессионалов и однообразие любителей
Борьба в классе GTE Pro примерно до середины гонки оставалась наиболее плотной: еще ночью первую пятерку разделяло не больше 20 секунд. Первым важным событием в этой группе стал выезд очередной автомобиля безопасности: экипажи Porsche GT Team (Микаэль Кристенсен, Кевин Эстре, Лоренс Вантхор) и AF Corse на Ferrari (Алессандро Пьергвиди, Джеймс Каладо, Даниэль Серра) оторвались от соперников благодаря удачному попаданию в группу за «правильным» сэйфети-каром.
Решающим же стал 13-й час гонки, когда на Porsche возникли проблемы с выхлопной системой. Эти проблемы потребовали ремонта, на который у команды ушло около 20 минут – что конвертировалось в 5 кругов отставания. После этого Пьергвиди, Каладо и Серра не имели серьезных конкурентов в борьбе за победу и финишировали первыми в своем классе.
Дольше всего (с 5-го часа гонки) единоличным и безоговорочным лидером своей категории оставался экипаж Keating Motorsports на Ford, выступающий в GTE Am. Бен Китинг, Йерун Блекемолен и Фелипе Фрага допустили несколько ошибок в пилотаже и ближе к концу гонки получили штраф за нарушение процедуры пит-стопа, однако ни одна из этих ошибок не стала критической и не помешала экипажу финишировать первым в своем классе.
Двадцать два храбреца
Пилоты Ф1 в «24 часах Ле-Мана» 2019 года
В 2019 году самый знаменитый гоночный марафон попробуют покорить двадцать два бывших пилота Формулы 1. Для многих из них это уже ежегодное соревнование. А для Фернандо Алонсо — попытка повторить свой прошлогодний успех.
Себастьен Буэми, Казуки Накаджима, Фернандо Алонсо и Камуи Кобаяши
Год назад экипаж №8 в составе Алонсо, Буэми и Накаджима выиграл «24 часа Ле-Мана». Для Фернандо, который не скрывает своей мечты выиграть Тройную корону, это была невероятная победа. Но многим болельщикам автоспорта она показалась слишком простой. После того, как чемпионат WEC покинула команда Porsche, Toyota Racing стала единственным кандидатом на победу в марафоне. А учитывая, что в предыдущей гонке WEC — «6 часов Спа» — второму экипажу Toyota запретили обгонять автомобиль Фернандо Алонсо ради его победы, репутация испанца слегка запятналась.
После финиша Алонсо пришлось оправдываться, рассказывая, насколько сложно ему было управлять автомобилем в ночное время, и объясняя, что это совершенно новый опыт. А соперники по Ле-Ману, с которыми испанец сражался непосредственно на трассе, заявили, что он действительно был очень быстр и заслужил эту победу.
Но так или иначе, а у многих «осадок остался». Поэтому в Ле-Мане 2019 года у Фернандо Алонсо и его экипажа, в котором еще двое бывших пилотов Формулы 1, есть отличный шанс вновь выиграть суточный марафон и доказать всем скептикам их неправоту. Правда, стоит отметить, что конкурентов у Toyota по-прежнему нет. В чемпионате WEC экипаж №8 за один этап до финиша сезона является его лидером. И опередить его может только второй экипаж Toyota, за который выступают Майк Конвей, Хосе-Мария Лопес и еще один экс-гонщик Формулы 1 Камуи Кобаяши.
Ради статистики отметим, что экипаж №8 выиграл четыре из семи этапов суперсезона WEC 2018–2019. Победителями двух этапов стал экипаж №7. Гонку «6 часов Сильверстоуна» также выиграл экипаж Фернандо Алонсо, однако прототипы Toyota не прошли послефинишную техническую инспекцию и были дисквалифицированы. Поэтому победа в той гонке досталась команде Rebellion Racing.
Бруно Сенна и Андре Лоттерер
Племянник Айртона Сенны провел в Формуле 1 три неполных сезона, но его лучшим достижением в Королеве автоспорта стало шестое место на Гран-при Малайзии 2012 года. После этого бразилец провел два сезона в Формуле Е и уже пять лет подряд выступает в сезоне WEC. Кстати, в 2017 году он стал его победителем в категории LMP2, выступая за команду Vaillante Rebellion.
В марафоне «24 часа Ле-Мана» 2019 года Бруно Сенна выступает за Rebellion Racing — одну из двух команд, которая может попытаться навязать борьбу экипажам Toyota. Год назад в Ле-Мане экипаж №1 в составе Бруно Сенны, Андре Лоттерера и Нила Джани финишировал четвертым.
Кстати, Андре Лоттерер — также бывший участник Формулы 1. Правда, в Королеве автоспорта он принимал участие лишь однажды — на Гран-при Бельгии 2014 года, когда заменил Камуи Кобаяши.
Виталий Петров, Стоффель Вандорн, Сергей Сироткин и Стефан Сарразан
SMP Racing — вторая команда, которая может хотя бы теоретически попытаться навязать борьбу Toyota. Но в это не верят даже некоторые гонщики.
За команду SMP Racing в Ле-Мане 2019 года будут выступать сразу четыре бывших пилота Формулы 1. В прошлом году гонщиками экипажа № 11 были Виталий Петров, Дженсон Баттон и Михаил Алешин. Но в этом году британец отказался принимать участие в марафоне. И его аргументы, увы, рушат даже невеликие надежды болельщиков:
«В настоящее время бороться с Toyota просто невозможно»
Год назад в марафоне «24 часа Ле-Мана» экипаж №11 не смог финишировать по техническим причинам. Но в последующих гонках суперсезона WEC 2018–2019 тандем Петров-Алешин несколько раз финишировал третьим, пропуская вперед только экипажи Toyota (напарниками по экипажу российских пилотов в этом чемпионате по очереди были Дженсон Баттон, Брендон Хартли и Стоффель Вандорн). На старт в Ле-Мане 2019 года тандем Петров-Алешин выйдет вместе со Стоффелем Вандорном.
Для Сергея Сироткина это будет вторая попытка покорить трассу Сарте. Предыдущий раз российский пилот выходил на старт марафона «24 часа Ле-Мана» в 2017 году, и тогда его экипаж показал только 33 общий результат. К нынешнему сезону WEC Сироткин присоединился только в 2019 году. Кстати, вместе с Сергеем в одном экипаже будет выступать Стефан Сарразан — еще один экс-пилот Формулы 1. Правда, на счету француза только один этап — Гран-при Бразилии 1999 года.
. и еще двенадцать
В категории LMP2 на старт выйдут шесть бывших пилотов Формулы 1 — Пол ди Реста (экипаж №22, United Autosports), Уилл Стивенс (экипаж №23, Paniz Barthez Competition), Жан-Эрик Вернь (экипаж №26, G-Drive Racing), Гидо ван дер Гарде (экипаж №29, Racing Team Nederland), Пастор Мальдонадо и Энтони Дэвидсон (экипаж №31, DragonSpeed).
В категории GTE Pro представлены три бывших гонщика Формулы 1 — Ян Магнуссен (экипаж №63, Corvette Racing), Себастьен Бурде (экипаж №68, Ford Chip Ganassi Racing Team USA) и Джанмария Бруни (экипаж №91, Porsche GT Team).
В четвертой категории, GTE Am, на старт выйдут три бывших пилота Формулы 1 — Джанкарло Физикелла (экипаж №54, Spirit of Race), Оливье Беретта (экипаж №70, MR Racing) и Педру Лами (экипаж №98, Aston Martin Racing).