7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выиграть всерос по обществознанию

Содержание

Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию самостоятельно

Содержание статьи

  • Как подготовиться к Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию самостоятельно
  • Перечень и уровни школьных олимпиад
  • Как подготовиться к олимпиаде по праву

Ежегодно во Всероссийской олимпиаде школьников участвуют тысячи детей и подростков. Однако получить хотя бы призовое место не так-то просто. Олимпиада предполагает уровень знаний, намного превосходящий школьный. И для того, чтобы не ударить в грязь лицом, недостаточно выучить учебник. Как готовиться к Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию? Можно ли сделать это, не обращаясь к репетитору? Ответ: да, можно. Хотя труда придется приложить очень много.

Стимулы участвовать в олимпиаде по обществознанию

Всероссийская олимпиада школьников – самый престижный интеллектуальный конкурс, призванный выявить талантливых детей и помочь им добиться успеха в жизни. Однако уважение, которое получает финалист – далеко не единственная награда. Школьники, ставшие победителями или просто призерами заключительного этапа, принимаются в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов.

Кроме того, есть и материальный интерес. В 2018 году победители Всероссийской олимпиады школьников получили премию размером 200 тысяч рублей. Призеры тоже не остались без награды: каждому был выдан грант в 100 тысяч рублей.

Когда нужно начинать готовиться

Самый правильный ответ – «как можно раньше». Однако на деле задумываться о подготовке к олимпиаде школьники начинают незадолго до школьного этапа или, того хуже, после его завершения, когда неожиданно выясняют, что стали победителями и выдвигаются в качестве участников от школы на городской или региональный этап. Как правило, в последнем случае времени на подготовку не хватает. Минимальный срок, необходимый, чтобы войти хотя бы в число призеров – 2-3 месяца. И это при условии, что у вас достаточно обширные знания по обществоведческим дисциплинам.

Лучше всего начинать готовиться к олимпиаде за год или даже раньше. Например, вы планируете поступать в МГУ на бюджетное отделение; значит, уже с 9 или 10 класса необходимо читать дополнительную литературу, тренироваться в решении юридических и экономических задач, развивать логическое мышление.

Что нужно знать, чтобы победить в олимпиаде по обществознанию

Олимпиада – не профильный экзамен, для успешной сдачи которого достаточно вызубрить школьный учебник и решить сотню-другую тренировочных заданий. Этот всероссийский конкурс призван в первую очередь выявлять талантливую, заинтересованную, способную нестандартно мыслить молодежь. Поэтому победить в олимпиаде школьников может лишь всесторонне развитый человек. А значит, вам нужно:

  • хорошо разбираться в темах школьного курса обществознания;
  • знать основные термины;
  • быстро систематизировать имеющуюся информацию;
  • иметь хотя бы минимальные знания по российской и мировой истории;
  • уметь решать простейшие задачи по экономике;
  • знать, хотя бы в общих чертах, биографию самых знаменитых философов, социологов, экономистов;
  • иметь представление об основных научных концепциях в таких сферах, как политология, социология, экономика;
  • иметь собственное мнение по наиболее острым социальным вопросам;
  • уметь аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • анализировать текстовую информацию, а также статистический и графический материал;
  • иметь навык решения логических задач.

Наконец, претенденту на призовое олимпиадное место нужно много читать. И речь идет не только об учебной литературе. Многие задания предполагают, что вы знакомы, как минимум, с самыми знаменитыми произведениями мировой литературы.

Какие задания могут встретиться на олимпиаде по обществознанию?

Вопросы для этого соревнования строятся так, чтобы проверить уровень обществоведческих знаний с максимального большого количества сторон. Поэтому и задания делятся на несколько разновидностей. На разных этапах, с небольшими изменениями по уровню сложности, встречаются вопросы следующих типов:

  1. Определение правильности суждения. Это стандартные тесты с многовариантным ответом и список вопросов формата «верно/неверно».
  2. Задания на ряды. Они представляют собой несколько терминов, объединенных какой-то общей темой. В первом из таких заданий нужно назвать обобщающее понятие. Во втором, более сложном, дополнительно определить, какой из приведенных терминов является лишним в приведенном списке, и обосновать свой выбор.
  3. Экономические задачи. Чаще всего встречаются вопросы, связанные с альтернативной стоимостью, предпринимательством, ценообразованием и инфляцией.
  4. Юридические задачи. Вам будет предложена какая-либо проблема, которую необходимо разрешить с правоведческой точки зрения.
  5. Задания на соответствие. Встречаются достаточно простые, например, требующие соотнести формы правления с примерами стран, где они существуют. Есть вопросы и посложнее: например, установить соответствие между социологическими теориями, датами их создания и именами авторов.
  6. Задания на логику. К ним относятся как стандартные вопросы из разряда «есть три комнаты, определите, в какой из них кошка», так и задачи с силлогизмами. Чаще всего используются простейшие из них. Например: «Все философы – мудрецы. Сократ – философ. Значит, Сократ…». Правильный ответ, как видно из рассуждения, будет «Значит, Сократ – мудрец». Такие задания кажутся простыми, однако на деле могут вызвать серьезные проблемы, поэтому в их решении тоже нужно тренироваться.
  7. Продолжение фразы. В приведенной притче пропущено несколько слов. Вам придется, проанализировав текст, закончить мысль и объяснить, почему вы выбрали именно это слово.
  8. Определение термина по контексту. Многие философы работали над одной и той же проблемой. Вам нужно будет прочитать несколько высказываний, в которых пропущено одно и то же слово, и постараться его назвать. После чего в двух-трех предложениях рассказать, точка зрения какого философа вам ближе и по какой причине.
  9. Анализ иллюстраций. Вам будет предложено несколько изображений, которые необходимо разделить на группы по схожим признакам. После чего объяснить, по какому принципу сформирована каждая группа, и найти изображение, не относящиеся ни к одному из списков. Здесь чаще всего нужно знание истории, так как в качестве иллюстраций обычно даются старинные картины, флаги, эмблемы различных фондов и организаций, фотографии исторических построек и т. д.
  10. Анализ текста. Вам придется прочитать научную статьи или отрывок из литературного произведения и ответить на приведенные ниже вопросы. Чем-то напоминает задания 21-24 в ЕГЭ по обществознанию, но намного сложнее по уровню. Вам нужно будет показать свое знание темы, понимание сущности проблемы, назвать термины, затронутые, но не названные в тексте. Словом, провести полноценный анализ.
  11. Эссе. Еще одно задание, построенное по принципу ЕГЭ, но предъявляющее более жесткие требования к отвечающему. В олимпиадном сочинении вам придется не просто объяснить смысл цитаты, но и высказать (и обосновать, разумеется) собственную точку зрения. Нужно будет использовать обществоведческие термины, приводить примеры, подтверждающие ваше мнение, раскрывать сущность явлений не с бытовой, а с научной точки зрения.

Кроме того, могут появляться и некоторые другие задания. Например, в отдельные годы школьникам предлагалось решить кроссворд. Порой организаторы вставляют в олимпиаду и своеобразный словарный диктант – несколько определений, к каждому из которых нужно вспомнить и записать подходящий термин.

Как подготовиться?

Для тренировки нужно не только получать теоретические знания, но и решать реальные олимпиадные задания. Их можно найти на многих сайтах, например, «Олимпиада.ру». На этом ресурсе не только собраны бланки вопросов за полтора десятка лет, но и приведены ответы, которые позволят вам проверить себя.

Оптимальный алгоритм тренировки выглядит так:

  1. Скачайте задания за прошлый год.
  2. Ответьте самостоятельно на все вопросы, не подглядывая в учебник или интернет. Это необходимо, чтобы правильно оценить свой уровень знаний.
  3. Откройте ссылку с ответами и проверьте, насколько правильно вы выполнили каждое задание.
  4. Выпишите те виды заданий, с которыми возникли особые проблемы. Им нужно будет уделить особое внимание. Например, по юридическим задачам вы набрали 0 баллов. Значит, именно ими нужно заняться в первую очередь.
  5. Выпишите обществоведческие разделы в 6 колонок (философия, социология, политология, экономика, правоведение) и запишите, сколько правильных ответов вы дали по каждому. Начинать готовиться нужно с тех тем, в которых было допущено больше всего ошибок.
  6. Теперь, когда вы определились с фронтом работ, открывайте школьные учебники, скачивайте пособия для вузов, отправляйтесь в интернет – словом, пополняйте свою память необходимой информацией. Самое важное лучше конспектировать: так проще будет впоследствии повторять, да и процесс запоминания идет легче во время записывания.
  7. Встретилось незнакомое имя? Не поленитесь, введите его в поисковую строку и прочитайте биографию этого деятеля. Выпишите примерные годы (или эпоху) его жизни, область знаний, в которой он работал, самые известные научные труды и теории.

И не забывайте решать олимпиадные задания! Делайте это как можно чаще и, если допустили ошибку, обязательно находите информацию по проблемному вопросу. Например, вам достался такой вопрос:

Скорее всего, в первый раз вы не сможете правильно решить эту задачу, ведь в школе редко уделяют много времени экономическим задачам. Значит, вам нужно открыть учебник экономики и разобраться, что такое альтернативная стоимость. Или просто ввести соответствующий запрос в Гугле. Прочитайте объяснение темы, посмотрите примеры решения задач. После чего вернитесь и еще раз решите задание, с которым возникла проблема. Ответ совпал? Поздравляю, можете переходить к следующей теме!

Как успеть все выучить?

Если времени до олимпиады еще много, можете заниматься темами поочередно. Составьте график, в котором запишите, сколько дней вы можете потратить на каждый раздел. Если же отправляться на конкурс нужно уже через неделю или месяц, повторяйте несколько тем параллельно. Например, сегодня вы изучаете роль государства в экономике. Ваша задача:

  1. Прочитать тему «государство в экономике» в учебнике обществознания.
  2. Повторить тему «Государство» в разделе политологии;
  3. Прочитать 1, 3, 4, 5 и 6 главу Конституции РФ, где раскрываются государственное устройство нашей страны и полномочия властей.
  4. Найти в интернете, кто из философов занимался вопросами роли государства в жизни общества. Записать их имена, период жизни, основные идеи и научные труды. Из политиков это может быть, к примеру, Николо Маккиавелли и Аристотель. Из экономистов – Адам Смит и Джон Кейнс. Обратите внимание, что в обоих случаях ученые представляют противоположные точки зрения: это вам тоже придется для себя отметить.
  5. Решить несколько экономических задач по монетарной политике или налогам. Выполнить 2-3 задания на ряды, как по экономике, так и по политологии. Ответить на несколько вопросов о признаках или функциях государства, выполнить задание на соответствие.

В идеале стоит дополнительно написать эссе по любой цитате, связанной с пройденной темой. Но в случае поздней подготовки времени на это может не хватить. Поэтому лучше сделать упор на те задания, которые вы сможете выполнить с наибольшей вероятностью. Если до олимпиады две недели и вы совершенно не понимаете, как решать задачи по экономике – забудьте о них. Занимайтесь теми вопросами, которые вам более или менее понятны. Так вы получите в общей сложности больше баллов, чем если потратите все свое время на разбор сложной темы и не успеете повторить понятные вам разделы.

Как стать призёром «Ломоносова» по обществознанию и выжить

Меня зовут Соня Лазарева. Я дважды стала призёром «Ломоносова» по обществознанию, в 10 и 11 классе. В этой статье расскажу о том, почему выбрала перечневую олимпиаду вместо Всероса, как подготовилась и как совместила с ничегонеделанием.

На Всерос сложно попасть

Сколько бы ни кокетничали подписчики «Типичного олимпиадника», на Всерос случайно не проходят. Или проходят, но редко. Подготовка к Всеросу — это труд. Я не смогла пройти дальше регионального этапа.

Задания на Всеросе сложные и нестандартные. Например, в третьем туре заключительного этапа нужно подготовить устное выступление на семь минут по одному из предложенных высказываний.

А ещё сайт Всероса жутко неудобный: найти задания прошлых лет сложно. Сейчас (на 24 апреля 2017 года) срок регистрации домена истёк, поэтому найти на нём хоть что-нибудь невозможно.

Окей, Всерос сложно, а что делать?

Помимо Всероса, есть ещё перечневые олимпиады. Их проводит не Российский совет олимпиад школьников, а вузы под эгидой РСОШ. Все они входят в перечень олимпиад школьников, который утверждает Министерство образования. «Ломоносов» — перечневая олимпиада. Её проводит МГУ.

Перечневые олимпиады, как и Всерос, дают льготы при поступлении в вуз: 100 баллов на ЕГЭ или дополнительных вступительных испытаниях по профильному предмету или поступление без экзаменов. Результаты перечневых олимпиад, как и результаты Всероса, действуют четыре года. Отличие в том, что дипломы перечневых олимпиад нужно подтверждать результатами ЕГЭ. Обычно — не меньше 75 баллов, но на отдельных специальностях порог подтверждения выше — до 85 баллов.

Подготовиться к перечневым олимпиадам проще. Специфика олимпиад часто соответствует профилю вуза: в «Высшей пробе» по обществознанию, которую проводит ВШЭ, встречаются сложные экономические задачи. Ещё вузы открывают курсы по подготовке к внутренним олимпиадам — например, в ИТМО. Так вузы набирают талантливых абитуриентов.

Почему «Ломоносов»?

Отборочный этап «Ломоносова» — дистанционный. Писать олимпиаду из собственной постели удобнее, чем идти в другую школу, час сидеть под дверью, ждать регистрации, выгребать из карманов всё и приспосабливаться к новой обстановке.

Отборочный этап разделён на два тура. Можно принять участие только в одном или в обоих сразу, но тогда учитываются только результаты второго тура. Волнуешься меньше, когда знаешь, что у тебя есть две попытки. На выполнение заданий «Ломоносова» даётся 24 часа с момента, когда участник откроет задания.

Я плохо знаю экономику, поэтому ещё одно преимущество «Ломоносова» перед другими олимпиадами — экономика присутствует только на теоретическом уровне. Практических задач по экономике нет. Зато в «Ломоносове» много заданий по философии — возможно, из-за того, что олимпиаду проводят на базе философского факультета.

Почему «Ломоносов» может не подойти

«Ломоносов» — перечневая олимпиада. Чтобы получить льготу (100 баллов по предмету или поступление без вступительных испытаний в зависимости от вуза и факультета), нужно сдать ЕГЭ по профильному предмету не менее, чем на 75 баллов. Сдать ЕГЭ по обществознанию на 75 баллов нетрудно, но готовиться всё равно придётся. Иначе рискуете стать героем этой истории.

Некоторые вузы, например, ВШЭ, принимают результаты перечневых олимпиад только за 11 класс. Диплом победителя за 9 или 10 класс записывают в индивидуальные достижения, а это значит — не больше 10 баллов к ЕГЭ.

Актуально для участников не из Москвы: заключительный этап проходит в Москве, в МГУ. Региональная площадка в этом году только одна — в Барнауле на базе Алтайского государственного университета. В отличие от Всероса, поездку и размещение олимпиадникам никто не оплачивает. Можно получить место в общежитии МГУ, но только на одну ночь. И то вам будут не рады.

Как готовиться

Распечатайте методичку по подготовке к «Ломоносову» [PDF, 28,7 Мб] Это почти как ЕГЭшный кодификатор. Она помогает выбрать нужные пособия для подготовки и структурировать знания.

Вместе с результатами олимпиад всегда выкладывают разбор заданий и критерии оценки. Отсканированные работы победителей и призёров тоже выкладывают на сайт. Это помогает убедиться в прозрачности проведения олимпиады и даёт возможность посмотреть на образцы работ.

Прочесть всю рекомендованную литературу из методички — круто. Но у меня так не получилось. Я читала учебники Арбузкина, Сорвина и Мельвиля. Это облегчённый вариант для тех, кому хочется совместить подготовку к олимпиаде и занятия ерундой типа написания статей для «Абитуры».

Это что-то вроде справочника Баранова в олимпиадной системе координат — универсальный учебник, где есть понемногу обо всём. В учебнике две части. Первая подойдёт и для подготовки к ЕГЭ. Вторая часть сложнее по содержанию, чем первая, и подойдёт для подготовки к олимпиадам. Все темы первой в ней рассматриваются применительно к России. На ЕГЭ узкие темы, которые есть во второй части — например, конституционный статус личности в РФ — затрагиваются на поверхностном уровне либо не рассматриваются вообще.

Всё обществознание можно условно разделить на шесть блоков: философия, социология, политология, экономика, право и культурология. На «Ломоносове» самые большие блоки, как правило, социология и философия, поэтому советую готовиться к ним усиленно.

Для подготовки к блоку социологии рекомендую учебник Сорвина и Сусоколова «Человек в обществе». В кратком изложении даны основные понятия социологии и психологии. Учебник крут тем, что помимо теории, в нём есть практические олимпиадные задания.

Для подготовки к политологии подойдёт учебник Мельвиля. Учебник написан сложным языком, поэтому без базовых знаний по предмету (хотя бы без прочитанного соответствующего раздела в справочнике Баранова) его не понять.

Чтобы подготовиться к заданиям по философии, рекомендую два интернет-курса: «Основы философии: о чём спорят философы сегодня» на «Курсере» и «Философия» на «Постнауке». Я не могу читать серьёзные пособия по философии дольше часа: хочется спать, и Гегель путается с Кантом и Фейербахом. Формат коротких видеолекций мне нравится больше.

Из художественной литературы пригодятся утопии и антиутопии: их можно использовать в качестве аргументов в эссе. В них устройство общества видно в миниатюре, поэтому на их примере удобно показывать различные общественные процессы. В качестве аргумента к эссе в прошлом году я использовала «1984» Дж. Оруэлла.

Что можно использовать ещё:

О. Хаксли «О дивный новый мир»

Т. Кампанелла «Солнечный город»

Полезно участвовать в смежных по профилю олимпиадах: философии, социологии, экономике, политологии. Я участвовала в олимпиаде по международным отношениям. Мой знакомый, победитель «Ломоносова» по обществознанию, — в олимпиаде по философии.

Чтобы увеличить свои шансы, участвуйте в нескольких олимпиадах. Я участвовала в олимпиаде СПбГУ и в «Высшей пробе». Участвовать и готовиться к перечневым олимпиадам легче, чем к Всеросу.

Запомнить:

Всерос — это ещё не всё

Читайте литературу из списка и выполняйте задания прошлых лет

Если времени нет — читайте Арбузкина, смотрите лекции на «Курсере» и «Постнауке» и выполняйте задания прошлых лет

Участвуйте в нескольких олимпиадах сразу, чтобы увеличить свои шансы на победу

Консультант — Артемий Рахматуллин, победитель «Ломоносова» по обществознанию

Как стать абсолютным победителем на Всеросе по обществознанию

Ученик Фоксфорда о том, почему можно забыть о личном времени, к каким заданиям готовиться на каждом этапе и от чего зависит успех на Всероссийской олимпиаде школьников

Моя олимпиадная карьера началась в конце 8 класса. На одной из выездных школ я познакомился с Георгием Шашеро, который рассказал об олимпиадах и дал рекомендации по подготовке к ним.

В середине 8 класса я уже задумывался о цели своего существования и научном направлении, с которым хотел бы связать свою жизнь. Выбор пал на историю. Я начал изучать этот предмет, но в выездной школе познакомился с другими социальными науками и нашёл своё призвание — обществознание.

Подготовка к ВСоШ

Летом я случайно нашел записи онлайн-занятий Георгия Александровича за прошедший год и начал усиленно готовиться. Осенью я стал посещать занятия по обществознанию в «Центре педагогического мастерства» и записался на олимпиадный курс Дмитрия Фёдорова в Фоксфорде.

Центр педагогического мастерства (ЦПМ) готовит талантливых школьников к олимпиадам и координирует этапы всероссийской олимпиады. За группой учеников ЦПМ закрепляется куратор — профессиональный преподаватель или студент соответствующей специальности, который проверяет работы, проводит очные и онлайн-консультации, помогает настроиться на победу.

Изначально я занимался 2 раза в неделю, а зимой после регионального этапа по 5 и даже 6 раз. Каждое занятие, так называемая «пара», длится полтора часа с перерывом. Больше половины встреч проходило в режиме лекции преподавателя и семинарского обсуждения материалов домашнего задания. Это могла быть тема по социологии, например, «Символический интеракционизм»: после исторической сводки лектора мы разбирали основные тезисы этой школы и знакомились с её представителями.

На других занятиях мы сразу без предварительной подготовки читали и разбирали классическое теоретическое рассуждение, реже работали с кейсами. В качестве кейса мы получали задание изучить информацию, например, о социально-политическом, экономическом положении стран Африки, а затем ответить на вопросы для решения выявленных проблем.

На онлайн-курсе по обществознанию в Фоксфорде я повторял основы классической олимпиадной программы, а в ЦПМ расширял базу знаний и практиковался в дискуссиях и анализе текстов.

Как проходит Всероссийская олимпиада

В первом туре школьникам предлагается ряд задач — открытые вопросы по культурологии, философии, экономике, политологии и социологии. Нужно проанализировать данные и сформулировать ответ.

Второй тур подразумевает анализ текста. У нас было три текста из разных парадигм объёмом примерно 10 страниц. Требовалось вывести общую идейную основу предложенных материалов, критически оценить её и сформулировать свои предложения.

Третий, устный тур, выявляет практические умения участников олимпиады. На подготовку выступления даётся 45 минут, после чего нужно прокомментировать тему с определенной позиции. Мне, например, досталась ситуация реформы образования в стране очень похожей на Великобританию. Нужно было либо сохранить сословный принцип доступа к образованию, либо выбрать либеральный путь, либо предоставить привилегии низшим слоям общества.

Я рассчитывал стать призёром олимпиады, так как очень долго и целеустремленно готовился, но на самой олимпиаде уже не было никаких надежд, а только усталость и желание поскорее закончить. Заключительный этап длился целую неделю, и это было морально тяжело.

Удивительно, но волнения ни на первом, ни на втором, ни даже на третьем туре у меня не было, только когда сидел перед жюри. Самый сильный стресс я испытывал на церемонии награждения, так как результаты устного тура не были заранее известны, и нас вызывали на сцену по очереди.

Забудьте о личном времени

Если вам интересен предмет, помните, что в олимпиадную подготовку нужно приходить целеустремленным, верить в свои силы и быть готовым пожертвовать личным временем.

До олимпиад я был отличником, а потом занятия обществознанием стали отнимать всё время, и появились «четвёрки». Чтобы занимать призовые места, нужно отдаться этому полностью и влиться в олимпиадное движение: посещать мероприятия, курсы, ездить на интенсивы.

Как побеждать в олимпиадах по обществознанию

1. Читайте научную литературу и базовые учебники по социологии Н. Смелзера и Э. Гидденса, К. Сорвина и А. Сусоколова. По политологии советую учебники А. Мельвиля и Э. Хейвуда, по праву необходимо изучить Конституцию, Семейный и Уголовный кодекс, а также учебник С. Литинского и Н.Ростовцевой.

2. Самостоятельно прорешивайте задания прошлых лет ВсОШ и перечневых олимпиад.

3. Запишитесь на групповые занятия по подготовке — важно быть частью сообщества, находиться в олимпиадной атмосфере, обмениваться опытом с другими увлечёнными школьниками.

4. Участвуйте в интенсивах и выездных школах: так вы нарастите интеллектуальную массу, расширите кругозор, сможете сосредоточиться на подготовке. Во время выездов и дневных интенсивов вам не нужно думать о школе или отвлекаться на домашнюю рутину или друзей.

Успех в олимпиаде по обществознанию на ⅔ зависит от творческих заданий. Я знаю людей, которые почти не занимались прорешиванием олимпиад прошлых лет, а более свободно изучали социальные науки и завоевали призовые места. Теоретические познания обязательно нужно дополнять практическими навыками дискуссий и разработки проектов.

Если чувствуете, что у вас передозировка научной информации, разгрузите мозг приятным занятием. В такие моменты я ограничиваю поток научной литературы и читаю художественную. Недавно дочитал «Божественную комедию» Данте, читал Шекспира, а сейчас передо мной лежат «Мастер и маргарита» и «Фауст».

Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Как выиграть всерос по обществознанию

  • НИУ ВШЭ
  • О Вышке
  • Поступающим
  • Коллегам и партнерам
  • Книги, журналы, данные, видео
  • Факультеты
  • Бизнес-образование
  • Наука

Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2004 года
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС 77 — 68125 от 27.12.2016
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN 1814-9545, E-ISSN 2412-4354

Рейтинг Science Index

1 место — в рубрике «Народное образование и педагогика»

18 место — в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2019 год
(более 4000 журналов)

Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2019: 5,387 (с учетом цитирования из всех
источников)

Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2019: 2,651

Десятилетний индекс Хирша 2019 : 38

Бойцова О. Ю. 1, Носов Д. М.2, Тороп В. В. 3

  • 1 Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 3 Отдел сопровождения ГИА Центра подготовки педагогов по образовательным областям ГАОУ ВО МИОО, 127422, г. Москва, ул. Тимирязевская, 36

Справедливость неравенства, или Кто и как побеждает на олимпиаде по обществознанию

Бойцова Ольга Юрьевна — доктор политических наук, профессор кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель председателя Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Адрес: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М. В. Ломоносова, учебный корпус «Шуваловский», философский факультет. E-mail: olga.boitsova@gmail. com

Носов Дмитрий Михайлович — кандидат философских наук, доцент, профессор школы философии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: dnossov@hse.ru

Тороп Валерия Валерьевна — кандидат исторических наук, доцент, начальник отдела сопровождения ГИА Центра подготовки педагогов по образовательным областям ГАОУ ВО МИОО, председатель предметной комиссии ОГЭ по обществознанию г. Москвы, член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Адрес: 127422, г. Москва, ул. Тимирязевская, 36. E-mail: toropvv@mioo.ru

Авторы статьи — члены Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию обсуждают особенности школьного предмета «обществознание» и специфику подготовки к ЕГЭ по обществознанию и к Всероссийской олимпиаде. Рассматриваются виды и типы заданий на разных этапах олимпиады, анализируются их «подводные камни» и сверхзадачи, раскрываются возможности, перспективы и сложности реализации компетентностного подхода в рамках подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию.

7 советов, как победить в школьной олимпиаде. От призёров ВсОШ

Олимпиады помогают школьникам лучше разобраться в любимом предмете, познакомиться с интересными людьми и, конечно, заработать бонусы для поступления в вузы. Наш блогер Татьяна Кыркалова пообщалась с призерами ВсОШ и узнала, как они готовились к олимпиадам.

1. Разбирать задания прошлых лет

Для начала надо разобраться с форматом олимпиады — какие задания там бывают и какие знания требуются от участников. Поэтому решайте задания прошлых лет — их можно найти в интернете.

«Я бы назвала это самым оптимальным способом начинать подготовку, потому что когда ты разбираешь задания, так или иначе начинаешь понимать, что от тебя требуют», — говорит Елена Агапова, победитель ВсОШ по географии.

Разбор заданий прошлых лет помогает определить уровень ваших знаний — какие темы вы знаете хорошо, а что ещё надо подучить. Но кроме этого, есть ещё одно преимущество:

«В процессе прорешивания заданий можно запоминать информацию. Когда ты дома пишешь историческое эссе — не на время, а чтобы понять, как оно устроено, то его можно писать, опираясь на книжку или тетрадку, где выписаны мнения историков. Так ты лишний раз прописываешь информацию, которую нужно не просто запомнить, но и понять», — считает Илья Тихонова, призёра ВсОШ по истории.

Внимание: ошибкой будет сделать это единственным вариантом подготовки. Благодаря решению заданий можно понять структуру олимпиады, но этого недостаточно, чтобы успешно её написать. Поэтому обратимся к следующим способам подготовки.

2. Изучать список рекомендованной литературы

У каждой олимпиады свои требования и объём знаний, который требуется от ученика. Если вы ознакомитесь со списком рекомендованной литературы, это поможет правильно выбрать материалы для подготовки. В некоторых случаях рекомендованная литература поможет справиться не только с теоретической частью олимпиады, но и с практической. Например, с написанием анализов:

«МХК — весьма субъективный предмет. Чтобы написать анализ, нужно понимать, чего от тебя ждут члены жюри. Так у тебя будет возможность получить как можно больше баллов не за теорию. Также можно читать список рекомендованной литературы от составителей олимпиады. Там тоже даётся много анализов. Так ты не просто зубришь, а понимаешь принцип, по которому нужно описывать картины. Когда тебе дают неизвестного автора с неизвестной картиной, ты уже знаешь, что делать», — считает Валерия Бирлова, призёр ВсОШ по МХК.

3. Набивать руку, участвуя в олимпиадах

Есть мнение, что нужно начинать участвовать в олимпиадах как можно раньше. Это необязательно, но полезно. У некоторых олимпиадников именно участие в самих олимпиадах стало отправной точкой для подготовки.

Например, сначала ребёнок участвует из интереса или по инициативе родителей. У него получается, он продолжает и к старшим классам добивается неплохих результатов. Так началась подготовка у Ильи Тихонова:

«Свою подготовку к олимпиадам я начал с участия в самих олимпиадах. Первый раз это было в 6 классе — олимпиада СПбГУ. В 7 классе я снова в ней участвовал, прошёл на заключительный этап и стал принимать участие во всё большем количестве перечневых олимпиад».

4. Обеспечить себе полное погружение в предмет

На одной зубрёжке далеко не уедешь. Надо организовать свою среду так, чтобы постоянно окунаться в изучаемый предмет. Это могут быть книги и статьи не из списка рекомендованной литературы, а те, которые интересны именно вам, документальные фильмы. Несколько способов погружения в предмет от Алексея Белова, победителя ВсОШ по истории:

«Важно уметь совмещать полезное с приятным. Не знаю, как с другими предметами, но история предоставляет множество способов: посещение музеев, театров, библиотек, архивов, исторических мест, покупка с последующим атрибутированием антикварных предметов (только они, по моему глубокому убеждению, способны предоставить исследователю возможность „переместиться“ во времени и прочувствовать эпоху)».

5. Составить план подготовки

Многие ребята считают, что без планирования невозможно качественно подготовиться к олимпиаде. Иметь план необходимо, потому что благодаря этому вы всегда знаете, в каком направлении двигаться — что читать, учить или повторять.

Илья Тихонов советует составить список всех теоретических материалов, которые вам предстоит изучить, а также подготовить варианты заданий прошлых лет — скачать или распечатать, чтобы они всегда были у вас в свободном доступе:

«В начале планирования найдите теоретические ресурсы для подготовки — составить подробный список того, что нужно прочесть, посмотреть, откуда можно взять знания. Тогда ты не будешь каждый раз искать впопыхах какую-то книгу или фильм. Затем практическая база — банк заданий прошлых лет должен быть у вас под рукой. Если не распечатанный, то где-то скачанный».

Елена Агапова рекомендует иметь два плана — долгосрочный и краткосрочный.

  • Долгосрочный план составляется на сезон или на месяц, и это должен быть ваш максимум — чтобы знать, к чему стремиться.

Бывает так, что не все задачи из долгосрочного плана удаётся выполнить. Предположим, в плане было 20 пунктов, а человек успел только 15. Это не страшно, потому что сезон или даже месяц — объёмный промежуток времени. Работу могут затормозить какие-то другие дела. Или, например, одна из тем потребует более детального изучения.

Поэтому в долгосрочном плане лучше избегать деталей. Лучше обозначьте направление, в котором вам предстоит двигаться — используйте формулировки не «выучить тему», а «понять/разобраться в теме».

«Планирование не должно быть очень далёким и очень детальным, потому что в процессе подготовки могут изменяться приоритеты. В процессе решения практических заданий, ты корректируешь список тем, которые нужно изучить лучше», — говорит Илья.

  • В краткосрочном плане обозначены задачи на неделю или на день. Формулировать их надо конкретно — например, «решить 5 задач» или «написать 3 эссе».

Предостережение: краткосрочный план тяжело нагнать. Если человек понимает, что не успел выполнить какие-то задачи, скорее всего, с этим придётся смириться, так как времени мало. В долгосрочном плане с этим попроще: можно ускорить темп работы, урезав другие активности — например, просмотр сериала.

Важный момент: при составлении плана обязательно выделяйте время на повторение. «Некоторые мои знакомые грешат не тем, что они мало учили, а тем, что они так много учили, что половину забыли», — говорит Елена Агапова.

6. Найти кружок единомышленников

Это может быть как кружки для подготовки к олимпиадам, так и совместные занятия с друзьями, которые тоже участвуют в олимпиадах. Групповые занятия помогают при запоминании информации. У вас возникают ассоциации с фактами — например, смешные истории, а не только «Когда-то я это учил…». Таким образом, больше шансов, что на олимпиаде вы вспомните то, что обсуждали на групповом занятии.

«Готовясь к олимпиаде, я регулярно посещал специальные занятия для олимпиадников нашей области, наверное, такие есть в каждом регионе, и попасть туда для человека, желающего добиться успехов первостепенно важно (тем более, что все занятия там бесплатные)», — говорит Алексей Белов.

У ребят, которые успешно пишут олимпиады, есть возможность посещать занятия и сборы, чтобы продолжать подготовку. Например, такие занятия проводятся в центре «Интеллект» в Ленинградской области. Победители и призёры регионального этапа ВсОШ могут подать заявку на сессию по профильному предмету. В петербургском «Аничковом дворце» также есть программы для олимпиадников. Вы можете найти в интернете, какие занятия проводятся в вашем регионе.

7. Систематизировать информацию

Когда вы готовитесь к олимпиаде, скорее всего, вы потребляете информацию из разных источников — из учебников, лекций, дополнительной литературы и т. д. Важно, чтобы все факты складывались в единую картину, а не висели в мыслях каждый сам по себе. Совет по систематизации от Елены Агаповой:

«Под систематизацией я не имею в виду разделение по главам. Иногда какие-то факты из физической географии вы узнаете, только пройдя экономическую географию. Важно построение этих связей, чтобы один предмет поддерживал другой предмет. В этом помогут схемки, общие странички в тетрадках. Лучше выстраивать связи сразу же, как только вы получили какую-то информацию».

Одна из техник, которая помогает систематизировать факты — майндмэппинг или интеллект-карты. С помощью этой техники удобно представить всю информацию по какой-либо теме на одном листе бумаги.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / Jaturaput

Стоит ли тратить силы на подготовку к олимпиаде? Разбираем все «за» и «против»

Лев Левицкий

В начале одиннадцатого класса, помимо бесконечных разговоров про ЕГЭ, в жизни школьников появляется новое слово — олимпиады. Вообще олимпиада — отличная штука, ведь она может упростить поступление в вуз мечты. Победу в школьной олимпиаде можно засчитать как 100 баллов ЕГЭ по предмету олимпиады, а некоторые олимпиады вообще позволяют поступить в вуз без экзаменов. Звучит неплохо? Да, но задания олимпиад отличаются от ЕГЭ. А если не занять призовое место, придется писать ЕГЭ наравне с другими ребятами, у которых было больше времени на подготовку к экзамену. Аргументов «за» и «против» много. В этой статье поговорим о том, стоит ли тратить силы на подготовку к олимпиаде в 11 классе.

Как работают школьные олимпиады?

Изначально льготы для победителей олимпиад придумали, чтобы поощрить талантливых ребят, которые участвовали в олимпиадах и без всяких льгот. Но в последние годы олимпиады стали очень популярным способом поступить в вуз, минуя ЕГЭ. За победу в олимпиаде можно получить поступление без экзаменов или 100 баллов ЕГЭ — это может оказаться очень полезным в условиях, когда на образовательную программу высокий конкурс и важен каждый балл. Например, на программе «Прикладная математика и информатика» в Высшей школе экономики проходной балл уже несколько лет выше 300 по трем предметам ЕГЭ. Дело в том, что почти все бюджетные места занимают олимпиадники. По ЕГЭ проходят те, кто не только написал экзамены на максимум, но еще и предоставил индивидуальные достижения.

Перед тем, как мы будем обсуждать аргументы «за» и «против», отмечу, что олимпиадная система очень сложная. Каждый вуз сам решает, за какие дипломы какие льготы он предоставляет. Например, диплом «Высшей пробы» в Вышке может давать поступление на бюджет, а в МГУ — 100 баллов за ЕГЭ. Более того, различия могут быть и на разных программах внутри одного вуза. Еще бывают разные степени дипломов — допустим, за диплом первой степени предоставляют поступление на бюджет, а за дипломы второй-третьей степени — 100 баллов ЕГЭ. Эти правила можно найти на сайте вуза, в который вы хотите поступать.

Если ты до сих пор не определился, в какой вуз лучше поступить именно тебе, мы можем тебе помочь! На бесплатной консультации «Как подобрать вуз?» мы расскажем тебе о том, как изменилась процедура поступления в 2021 году, о критериях поступления в ТОП-вузы России, поможем подобрать вуз и направление и составим индивидуальную стратегию поступления для тебя. Скорее регистрируйся – и будешь на шаг впереди конкурентов!

Зачем готовиться к олимпиадам? Плюсы

Олимпиада — это возможность поступить в вуз или получить максимальный балл еще до ЕГЭ. Таким образом, вы увеличиваете свои шансы на поступление. Обычно ЕГЭ проходит в мае-июне, а олимпиады в феврале-марте. Результаты олимпиад публикуют в марте-апреле. Таким образом, еще до экзаменов вы сможете проверить свои знания. Например, вы пишете олимпиаду по обществознанию — и видите, что у вас масштабные пробелы в блоке по экономике. Возможно, вы возвращаетесь без диплома, но с пониманием, над чем вам нужно работать. Идя на олимпиаду, вы ничем не рискуете, главное — грамотно распределять время и усилия.

Не забывайте, что ЕГЭ — это всего одна попытка. Очень многое зависит от воли случая. В вашем варианте может оказаться задание, которое вы никогда не видели — или тема, которую вы не успели подучить. А вдруг заболит голова, а вдруг что-то забудете, а вдруг неправильно перенесете ответы в бланк? Да, на олимпиадах случайности тоже важны. Вы не можете узнать, какие задания вам выдадут на экзамене или олимпиаде — зато только от вас зависит количество раз, которое вы попробуете. Тут работает теория вероятностей — чем больше пробуешь, тем выше шансы на успех.

В принципе выиграть олимпиаду вполне реально. Но тут нужно учитывать, что олимпиады бывают разные по уровню сложности. Есть олимпиады 1 уровня, за них дают наиболее существенные льготы — поступление без экзаменов. К ним относится, например, Всероссийская олимпиада школьников. Для того, чтобы выиграть ее в 11 классе, мне пришлось готовиться весь год. С другой стороны, есть олимпиады 2-3 уровня — льготы за них меньше (например, 100 баллов за ЕГЭ по предмету олимпиады), но и выиграть их проще. Но ведь 100 баллов на ЕГЭ — тоже неплохо! Чем больше олимпиад вы напишете — тем выше шансы на успех. Я уверен, что каждый может выбрать подходящую олимпиаду, ориентируясь на свои силы и уровень подготовки. Для этого обязательно изучите Перечень олимпиад — сайт, где собраны все олимпиады и указаны их уровни.

Готовясь к олимпиаде, вы не тратите время зря, а изучаете предмет. Скорее всего, знания, приобретенные в процессе подготовки к олимпиаде, пригодятся вам и на ЕГЭ. Если кажется, что на олимпиаде и на ЕГЭ проверяют разные знания, чередуйте подготовку к ЕГЭ и к олимпиаде. Не забывайте, что многие олимпиады из Перечня нужно подтверждать 75+ баллами на ЕГЭ. Например, если вы выиграете олимпиаду «Высшая проба» по обществознанию, это еще не гарантирует вам поступление в Вышку — чтобы добиться этого, нужно будет написать ЕГЭ по обществознанию минимум на 75 баллов. Поэтому готовиться только к олимпиаде — это плохая стратегия.

Кроме того, олимпиада — это возможность познакомиться с предметом на более глубоком уровне, чем задания ЕГЭ. Вы хотите учиться на социологическом факультете? Попробуйте подготовиться к олимпиаде по обществознанию — возможно, при более близком знакомстве с предметом вам он на самом деле не понравится. Дни и ночи, проведенные в изучении олимпиадного материала, будут хорошей проверкой для ваших интересов. Если вам не нравится анализировать графики, выделять группы респондентов, создавать гипотезы — возможно, вам на самом деле не подходит социология. Впрочем, лучше всего пройти профориентацию, чтобы изначально не тратить силы на области, которые вам не интересны.

Аргументы «против»

Вам может не хватить сил и времени на все. Представьте — вы три месяца готовитесь к олимпиаде, ни на что не отвлекаясь, а на заключительном этапе не занимаете призовое место. На дворе март, до ЕГЭ два месяца — теперь нужно догонять всех тех, кто концентрировался на ЕГЭ. Но в качестве контраргумента напомню, что готовиться только к олимпиаде — не лучший выбор, потому что вам все равно нужно будет подтверждать ее баллами ЕГЭ.

Еще у вас может пропасть мотивация. Допустим, вы участвуете в 10 олимпиадах — и ни на одной не получается победить. Тогда перед ЕГЭ ваши нервы будут на пределе — если вы ни разу не смогли добиться успеха, кажется, что и на экзамене ничего не выйдет. Успокою вас: это когнитивное искажение, ведь задания ЕГЭ отличаются от олимпиадных. Ваши результаты на олимпиадах могут только косвенно показывать, уровень знаний. А для того, чтобы чувствовать себя на экзамене спокойнее и увереннее, обязательно почитайте нашу статью о психологической подготовке к ЕГЭ!

Напоследок скажу, что для меня плюсы существенно перевешивают минусы — я сам выиграл олимпиаду и советую участвовать в них всем знакомым одиннадцатиклассникам. Но к выбору олимпиады для поступления, как и к выбору вуза нужно подходить ответственно, и только вы можете принять это решение. Старайтесь адекватно оценивать свой уровень знаний, ресурсы, силы. Перед тем, как начинать готовиться к олимпиаде, проверьте, какие льготы за нее дают в разных вузах, посмотрите на задания прошлых лет. Подумайте, сколько времени вам понадобится для подготовки — и какой эффект от этого вы можете получить. И не забывайте — вы готовитесь не к конкретной олимпиаде, не к конкретному ЕГЭ, а изучаете предмет в целом. В первую очередь «прокачивайте» фундаментальные знания, во вторую тренируйтесь на конкретных заданиях — это поможет вам показать высокие результаты и там, и там.

Все еще сомневаешься, стоит ли тебе готовиться к олимпиаде? Обратись к эксперту! На консультации «Как подобрать вуз?» мы расскажем все о поступлении в ТОП-вузы России и составим твою индивидуальную стратегию поступления в вуз мечты. Записывайся!

Статья в тему:  Как выиграть в казино cooking fever
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector