Как выиграть в игре что где когда
Как брать вопросы ЧГК
О чем?
В этой статье я расскажу про общие принципы игры «Что? Где? Когда?» и покажу, как брать вопросы, даже если не очень разбираешься в теме. Во время подготовки материала я опирался на свой личный опыт и «Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное ЧГК». В нем вы найдете больше интересных примеров и теоретических основ.
Почему?
В 10 классе, когда я только начинал играть в ЧГК, мне совсем не понравилось. Наша команда не смогла взять ни одного вопроса, и мы все чувствовали себя полными идиотами, поэтому с турнира ушли расстроенными. Следующие 6 месяцев про ЧГК я не вспоминал.
Что пошло не так? Дело в том, что мы не понимали технологии самой игры, не знали, что на большую часть вопросов можно ответить и не читая художественную литературу или огромные справочники. Мы впадали в ступор каждый раз, когда понимали, что никто из нас не читал или не смотрел какого-то фильма, книги или не знает историю. Однако ответ почти всегда содержится в самом вопросе, просто надо быть внимательным. Сейчас я думаю, что зная теорию ЧГК и имея чуть чуть опыта, мы бы смогли взять намного больше вопросов, турнир-то был простеньким. Школьным.
С чего начать?
Совсем без подготовки обойтись не получится. Спортивный ЧГК существует более 20 лет, поэтому вопросы на некоторые темы успели стать стандартными и даже типичными. База подобных вопросов негласно называется “Бинго ЧГК”. Вы можете найти полную базу в интернете, достаточно загуглить “CHGK wiki”. Ее изучение не займет много времени, зато вы познакомитесь с базовыми темами и вопросами, а также приобретете необходимый бэкграунд для старта. Обратите внимание на раздел «первые вопросы». Там представлены самые популярные задания для первой позиции в туре. В ЧГК вопрос часто может быть приурочен к его номеру.
Пример:
6-й чемпионат России по ЧГК. Саранск. 1 тур. 25.02.2006. Вопрос 1:
На сайте киностудии имени Горького рассказывается, что костромской купец Михаил Трофимов основал киноателье «Русь», переименованное впоследствии в киностудию имени Горького. Таким образом, Трофимов дал киностудии ЭТО. Назовите ЭТО тремя словами.
Решение: Именно на этой киностудии был снят фильм «Путевка в жизнь».
Ответ: «Путевка в жизнь»
В этой статье мы разберем основные ошибки при работе в команде и способы раскручивания вопросов.
Командная работа
Один из необходимых навыков командной игры — держать форму вопроса. Форма вопроса — это его часть, которая отвечает за то, о чем вас конкретно спрашивают. Другими словами, это то, как вы должны записать ответ на бланке. Форма задает направление размышлениям и помогает отсекать из всего множества вариантов те, которые заведомо под нее не подходят.
Если не держать форму и специально не концентрироваться на ее запоминании, то можно в дебрях разных версий и эмоциональных обсуждений потерять ее. Или вы даже можете прийти к правильному ответу, но, когда настанет время записывать ответ в бланк, начнутся трудности. Зачастую, когда капитан спрашивает команду что-же ему надо вписать он слышит сразу несколько версий от разных членов команды; это создает неразбериху и панику, ведь если не успеть написать ответ, ласточки могут просто пройти мимо и уже не взять его. Тогда все старания пропадут зря. Ласточки — люди, которые собирают бланки ответов.
Множество вариантов формы ставит капитана в неудобную ситуацию выбора, возлагая на него дополнительную ответственность, потому что если он выберет неправильную форму и вопрос не засчитают, он может почувствовать себя виноватым. Таких ситуаций нужно избегать, поэтому важно назначать для записи формы вопроса одного человека. Он будет запоминать ее, снимая обязанности с других членов команды. Во время рассуждения он также будет постоянно напоминать ее капитану, чтобы он смог выбрать правильную тактику, а команда в общем не уходила в сторону от нужного ответа.
Например, вас спрашивают «Назовите художника, самая известная картина которого была вдохновлена такими-то событиями». Команда может долго обсуждать, пытаться догадаться о какой картине идет речь. Найдя правильный ответ, все на радостях могут забыть про форму и вписать название картины в бланке ответа. Это очень распространенная ошибка среди команд, не соблюдающих правило формы.
Работа с вопросом
Упрощение вопроса
Способ 1. Суть данного приема заключается в разбиении большого вопроса на маленькие смысловые части, которые легче решить.
Вопрос (Фестиваль Каменный Цветок — 2007):
В поэме Роберта Браунинга хромой мальчик-калека жалуется на одиночество и отсутствие друзей. А также рассказывает о чудесной стране, про которую услышал и в которой ему никогда не суждено побывать. В каком городе жил этот мальчик?
Решение : Следует разбить данный вопрос на несколько частей и подумать над их решением. После этого вопрос становиться очень простым. Итак, у нас есть чудесная страна, о которой все говорят. Более того, в эту чудесную страну все уходят, но мальчик туда попасть не может. Почему? Мальчик калека – хромой. Что у нас получается в итоге? Все дети услышали что-то и ушли куда-то, а один не смог. Несложно догадаться, что все происходило в Гаммельне.
Комментарий : Речь идет о Гамельнском Крысолове – персонаже средневековой немецкой легенды.
Способ 2. Если вы чувствуете, что вопрос очень сложный, но не из-за большого количества смысловых блоков, а из-за множества сторонней информации, то первый способ не поможет. Надо попробовать укоротить вопрос, выкинув из него все то, что, по-видимому, напрямую не помогает на него ответить. То есть в конце у вас должна остаться только квинтэссенция вопроса: вопросная форма + факты вопроса(ограничения). Общее правило – чем больше слов в вопросе, тем с большей вероятностью выкинутое слово не окажется критичным. Не забывайте, что вы всегда можете случайно выкинуть ключевое слово.
Вопрос (II Олимпийский Кубок ЛУК, Харьков, 2004):
Про персонажей японских мультфильмов Sailor Moon известно очень многое. На сайте smproject.h1.ru имеются досье на них. В досье указаны имя, возраст, день рождения, знак зодиака, рост и несколько других характеристик. Одна из этих характеристик персонажа Ами Мицуно обозначается буквой «A». Где располагалась эта характеристика у героя известной песни?
Решение : В этом вопросе много точной информации, которая отвлекает внимание. Несет ли она смысл? Давайте попробуем убрать ее. Что получится: Какую характеристику человека можно обозначить буквой “А”? И где ее можно поместить? Ага!
Ответ : На рукаве. (Буквой “А” можно обозначить группу крови)
Поиск странных слов
Суть заключается в том, что вы ищите некоторое слово или часть вопроса, которые кажутся неестественным, намеренно выделенными, даже лишними. Часто именно слова такого типа — ключевые. После обнаружения подобных частей вопроса вы часто можете услышать восклицания от товарищей по команде — “Странно, ведь **** вообще никак не относится к теме. Зачем его тут поставили?”.
Вопрос (10-й чемпионат Израиля, 2005):
Персонаж повести «Экспедиция в преисподнюю» космический пират Двуглавый Юл имел на теле глубокие шрамы, как бы от укусов лисицы. На самом деле старого пирата кусала ОНА. Другой персонаж повести, врач, говорил, что такие раны — одни из немногих, которые он не умеет и не желает лечить. У нас ОНА есть, поэтому мы не просим вас назвать имя врача. Назовите ЕЕ.
Решение : В данном вопросе явно выбивается предложение “У нас ОНА есть, поэтому мы не просим вас назвать имя врача”. Почему нас не просят назвать имя врача? Скорее всего мы просто не можете знать имя врача, поэтому если бы они попросили нас назвать его, то у них просто не было бы…совести.
Ответ : Совесть.
Аббревиатура
Для ответа на некоторые вопросы вам надо сложить из ключевых слов или только из первых букв что-то осмысленное( или не совсем осмысленное).
Вопрос (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005):
Редакторы одной из тамбовских газет пишут о своем издании так: «Газета вузов области, задорная, деловая». Назовите то, что, по их мнению, предназначено «для смягчения сердец читателей».
Решение: Достаточно взять аббревиатуру и получить название газеты “ГВОЗД”. Но чего-то не хватает, не правда ли?
Ответ : Мягкий знак.
Полный перебор.
Иногда вас просят назвать что-то очень конкретное и известное, тогда можно попробовать просто перебрать все варианты. Этот метод ситуативный: его стоит применять только если вопросная форма предусматривает ответ из ограниченного множества: название месяцев, известных русских поэтов 18 века, какие-либо глобальные и масштабные события. Не забывайте, что есть большая опасность увязнуть в переборе и не найти ответа. К тому же автор мог иметь в виду совсем другое.
Вопрос (Чемпионат клуба «Дети Коломны» по ЧГК, Санкт-Петербург, 2003): Цитата: «И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд — это один ряд. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они». А что должно быть вырезано на этих камнях?
Решение : Как раз такой случай. Вряд ли длинное перечисление камней нам о чем-то говорит, но зато есть число двенадцать. Можно остановиться на нем и спросить себя, чего может быть двенадцать?
Ответ : Имена колен Израилевых.
Выход из плоскости
Здесь уместно процитировать Юрия Вашкулата: “ В этих вопросах, как правило, автор постарался выстроить информацию так, чтоб рождающаяся ассоциативная связь или логический ряд уводил в сторону от достаточно банального ответа. Например, добился того, чтоб литературный герой был принят за человека, человек — за неодушевленный предмет, удачно использовал омофонию, синонимию, подсказал неправильную связь слов в предложении. Соответственно, отказавшись от напрашивающегося вывода и приняв другую отправную точку, часто видишь, что требуется ответить, кто был убит на дуэли Дантесом.” Как понять что перед вами вопрос данного типа? Скорее всего в нем будут: монотонный список похожих объектов; очень короткий вопрос, в котором мало информации; странное использование имен собственных; использование вместо ключевых слов их синонимов, которые могут уметь также и другое значение.
Вопрос (Чемпионат клуба «Дети Коломны» по ЧГК, Санкт-Петербург, 2003):
Героиня писателя Сергея Болмата собиралась сделать ЭТО при помощи буквы «L». Американская актриса Пег Энтуисл в 1932 году сделала ЭТО, используя букву «H». Назовите город, в котором она ЭТО совершила.
Решение : Выход из плоскости будет заключаться в том, что вам надо не зациклиться на множестве вариантов использования абстрактной буквы. Что если это буква вполне конкретная? Тогда где или в чем может находиться буква “H” ?
Ответ : Лос-Анджелес (Она покончила с собой, сбросившись с надписи “HOLLYWOOD”).
Выводы
Теперь вы лучше понимаете, как строятся и берутся вопросы ЧГК. Тем не менее, это лишь малая часть всей теории и я писал только о том, что пригодилось мне самому. Конечно, вы можете прочесть все (лишним точно не будет), но ответ на вопрос — всегда скорее творчество, чем взлом с набором отмычек-методов. Моя команда, даже со знанием их,зачастую берет едва ли больше половины, потому что главной составляющей успешной игры является опыт, а у нас его пока очень мало. Чем больше вы играете, тем лучше у вас получается. Главное, чтобы процесс игры приносил вам удовольствие.
Если вы хотите найти себе команду или начать набираться опыта и регулярно участвовать в играх, то добавьте себе в закладки страничку ЧГК в ЖЖ. Она постоянно обновляется, и вы всегда можете найти нужную вам информацию о будущих турнирах. Кстати, мы тоже проводим турниры по ЧГК и всегда рады новым людям.
Как прокачать мозги: игроки «Что? Где? Когда?» дают мастер-класс
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в этом телесезоне отмечает сорокалетие, переживая невероятный ренессанс зрительского интереса. Петербургские знатоки всегда были и остаются самыми мудрыми, патриотично считаем мы. И поэтому срочно записались к ним на тренинг умственного роста.
Михаил Мун
Играет в элитарном телеклубе с 1997 года и давно завоевал заветную «Хрустальную сову». А в обычной жизни работает коммерческим директором компании, занимающейся импортом химического сырья, и ведет ток-шоу «Футбольное обострение» на «Радио Зенит».
Вы наверняка с детства смотрели игру? А как в нее попасть?
Да, конечно, с детства. В Советском Союзе особенно и делать-то больше было нечего: люди играли в шахматы по переписке, собирали марки и смотрели по телевизору передачу Владимира Ворошилова. В 1991 году я поступил в университет и пришел в «Коломну», клуб по спортивному «Что? Где? Когда?». Это действительно спорт: несколько команд собираются в одном зале, всем задаются одни и те же вопросы, ответы пишут на бумажках. Цель — дать больше правильных ответов, чем конкуренты. То есть можно реально подсчитать, кто лучше играет. Движение существует даже в небольших городах, а также в Америке, Израиле, Германии — всюду, где есть русские диаспоры. В чемпионатах мира по этой интеллектуальной дисциплине участвуют игроки из двух десятков стран. И тем, кто хочет попасть в телеигру, есть смысл заниматься таким спортом, потому что очень большой процент успешности знатока — это опыт, наигрыш, овладение метаязыком, на котором пишутся вопросы. Ведь обычный человек не сможет с ходу уловить, где в вопросе ключевой момент, и поэтому ему гораздо сложнее встать на правильный ход мыслей. У нас благодаря опыту это уже получается автоматически. Мы сразу понимаем: вот это слово тут подозрительное, значит оно является подсказкой. А когда весь вопрос про писателя, а в конце просят назвать произведение, то вполне вероятно, что это будет музыкальное произведение или картина, а вовсе не книга.
В чем феномен программы «Что? Где? Когда?», благодаря которому она живет так долго?
В том, что это не викторина, где ты либо знаешь ответ, либо нет. Самый интересный формат такой, в котором знание рождается прямо на глазах зрителя, — это принципиальный момент, являющийся нашей фирменной «фишкой». Сейчас я играю в самой эмоциональной команде клуба, команде Андрея Козлова, который в каком-то смысле продолжает идеи Ворошилова. Ведь Владимир Яковлевич говорил: «„Что? Где? Когда?“ — это не игра в то, кто умнее, не игра в то, кто больше знает, и вообще не игра в ответы на вопросы. Смысл в том, что мы ставим людей в стрессовую ситуацию и просто смотрим, как раскрываются их личности». Андрей как раз очень последовательно отстаивает эту концепцию: вот команда, это шесть человек, у них есть некое коллективное бессознательное, в котором все ответы на вопросы уже существуют. Речь, естественно, не об эзотерике. Нам задают вопросы, додуматься до ответа на которые в принципе возможно, — такие, где нужно просто знать факт, редакторы никогда не пропустят. И исходя из этого задача капитана в том, чтобы как-то вытащить из нас этот ответ. Ни в коем случае команда не должна рассыпаться, это должна быть именно спаянная внутренними связями группа, игроки которой слышат друг друга. И всю команду нужно ввести в состояние коллективного транса, чтобы концентрация на игре достигала ста процентов, ведь любой человек в обычной жизни сконцентрирован процентов на пятнадцать. Собственно, это очень эмоционально и пытается сделать Козлов. Поэтому каждая игра с ним — это такая феерия, особенно для меня, ведь я вообще живу довольно рациональной жизнью и стараюсь очень тщательно контролировать свои эмоции.
Можете все-таки посоветовать, как стать умнее других?
Давайте сразу расставим точки над i: человек, который лучше другого играет в «Что? Где? Когда?», всего лишь лучше другого играет в «Что? Где? Когда?». Он не умнее, не интеллектуальнее, не эрудированнее многих других. То есть может быть да, а может быть и нет. Да, понятно, что у всех знатоков есть высшее образование, мы довольно начитанны. Но в остальном — совершенно среднестатистические люди, которые просто приобрели навык отвечать на вопросы в телеигре. Для чего (и это тоже правило Владимира Ворошилова, которое до сих пор соблюдается) достаточно общекультурного уровня и программы средней школы. То, что можно действительно натренировать, — это умение слушать и слышать других, быстро воспринимать суть их мыслей. Нужно выхватить из избыточного, противоречивого и не всегда связного потока слов, который на тебя выбрасывает партнер по команде, правильную суть и домыслить ее внутри себя. А с другой стороны — уметь максимально четко сформулировать собственную мысль, уметь ее донести именно на том языке, на котором наиболее оптимально ее воспримет твой партнер. Это то, что называется внутрикомандная химия. И самое главное — развивать в себе критическое мышление. Оно формулируется одной фразой: «Если я что-то знаю, то я всегда должен задумываться о том, а почему я думаю, что я это знаю?» То есть нет вообще никаких аксиом, кроме самых-самых базовых, а все остальное всегда нужно подвергать сомнению. Таким образом можно бороться и с промыванием мозгов, и с манипулированием тобой другими людьми. Правда, это добавляет завышенную самооценку, потому что ты начинаешь уметь делать то, что не умеет делать восемьдесят процентов людей. (Смеется.)
Михаил Скипский
Обладатель «Хрустальной совы», учитель географии в Аничковом лицее и тренер детских команд «Что? Где? Когда?» за десять лет последовательно прошел все ступени этой интеллектуальной пирамиды — школьную лигу, затем студенческую и взрослую, телевизионный «Брэйн ринг», суперлигу Международной ассоциации клубов и, наконец, попал в телеигру, с которой все это движение и началось.
Как вы пришли в «Что? Где? Когда?»
Путь знатока, это что-то из кунг-фу: я начал играть в школе в девятом классе, через пару лет мы заняли третье место на главном городском школьном турнире по «Что? Где? Когда?» — это было очень круто, на нас сразу обратили внимание. Мы играли все студенческие годы, по окончании института меня стали приглашать в сильные городские команды, затем в телевизионный «Брэйн ринг». Его снимали те же люди, что и «Что? Где? Когда?», и меня позвали на первый отбор в телеигру, через полтора года — на следующий отбор, и еще года через полтора я оказался в команде Алексея Блинова вместе с сильнейшими — Аскеровым, Орловой, Друзем, Рубиным. И вообще не понимал тогда, зачем я там нужен. На второй игре предложил версию, а на третьей — правильную версию. Возможно, вся эта история про то, что попадают в клуб те, кто любит игру больше, чем все остальное.
Какие вопросы остаются в памяти?
Те, которые неожиданно стали решающими. Так, в финале прошлой серии игр при счете 5:5 прозвучал вопрос, который у нас не было времени обсуждать, и мы на него ответили неверно. Телезрители выиграли 6:5, и автор этого вопроса получил все: «Бриллиантовую сову», титул, деньги. А вопрос был несложный: «В Сиднее на Новый год делают фейерверк в полночь, но перед этим устраивают такой же в девять часов вечера. Для кого этот фейерверк?» Правильный ответ: для маленьких детей, которым нужно ложиться спать. В идеале, как нам говорил Александр Друзь еще в начале хороший вопрос — это что-то из серии «неизвестное об известном», и строится он в рамках школьной программы.
И как научиться на такие вопросы отвечать?
Я педагог в разнообразных ДДЮТ и тренирую детские команды «Что? Где? Когда?» — это точно спорт. Есть очки, секунды, количество правильных ответов, кто быстрее, в каком возрасте. Во взрослом спортивном «Что? Где? Когда?» играют почти все телевизионные игроки, чтобы поддерживать себя в форме. С одной стороны, нужен базис начитанности, эрудиция, потому что в вопросе есть два-три ключевых слова, вокруг которых у тебя возникают какие-то облака смысла. Довольно простые ассоциации, и чем этих облаков ассоциаций больше, тем больше шансов на выигрыш. С другой стороны, важно умение выхватывать эти слова из вопроса и именно на них делать акцент во время командного обсуждения. Сейчас у меня есть довольно толковая команда девятиклассников. Они хорошие, начитанные дети, но не могут увидеть в вопросе только одно ключевое слово и минуту его обсуждать. Я придумал для них такое задание: команда делится пополам, половина уходит за дверь, трем оставшимся в комнате ребятам я читаю вопрос, они анализируют текст, выделяют из него пять слов, другие трое возвращаются, и оставшиеся рассказывают им эти пять слов. По этим словам вошедшие должны ответить на вопрос. Третья сложность — момент пересечения облаков ассоциации у игроков. Если это произойдет, то на их стыке и будет ответ. Когда ты начинаешь играть, через какое-то время у тебя случается профессиональная деформация: ты воспринимаешь любую информацию в ракурсе «а могут ли про это спросить?». Писать вопросы самому — очень хорошая самотренировка, потому что ты используешь те же приемы, что и авторы. И необходима отработка командных ролей: так, одни люди придумывают больше версий, а другие медленнее соображают, но лучше работают с текстом.
Ради чего вы играете?
Ради игры. Я двадцать лет в этом движении, и телеигра в Охотничьем домике в Нескучном саду — это, конечно, апофеоз «Что? Где? Когда?», игра в кубе. Против вопросов, против ведущего, против камеры. Я бы сказал, что история со смокингами вокруг зеркального стола — совершенно идеальная. С одной стороны, ты отвечаешь на вопросы, а с другой стороны, волей-неволей играешь на камеру. У тебя невероятный праздник: приезжаешь в пятницу днем в Москву, вечером тренировка, весь день в субботу ты готовишься, в субботу вечером играешь. Полтора дня у тебя день рождения. Жена вокруг тебя ходит, пылинки сдувает, приносит кофе. Разумеется, в игре присутствует и на подкорке происходит что-то околоактерское. С другой стороны, ты, конечно, тешишь собственное тщеславие, потому что в гражданской жизни я школьный учитель, а благодаря участию в телеигре прихожу на родительское собрание и родители как-то по-другому слушают. Это очень удобно. И завуч с тобой по-другому разговаривает. (Смеется.)
Александр Друзь
Первый магистр «Что? Где? Когда?», обладатель шести «Хрустальных сов» и одной «Бриллиантовой» участвует в телеигре 35 лет без перерывов, остается лидером и по числу игр, и по количеству побед в них.
Вы встречались с теми, кто считает, что играет дома у экрана лучше вас?
Конечно, и их множество. Я и сам попал в «Что? Где? Когда?» из-за того, что сидя дома спокойно отвечал на вопросы телезрителей, пока ребята в телевизоре мучились и не всегда отвечали правильно. Поэтому когда в 1981 году увидел в конце программы приглашение тем, кто считает себя не хуже знатоков, тут же послал заявку. Но оказавшись внутри игры, я понял, что у меня был «синдром диванного знатока»: человек играет тем лучше, чем дальше он находится от волчка. И я не шучу! Это правда. В команде ответить в шесть раз труднее, чем одному, когда ты сам себе хозяин. А с другой стороны, «диванные знатоки» играют лучше всех, потому что находятся всемером — слушают мнения всех, кто за столом, да еще могут иметь и собственное.
Как натренировать себя на победу?
Знать все невозможно. «Что? Где? Когда?» — это игра про интеллект, а не про эрудицию. Необходимо тренировать аналитическое и логическое мышление: нужно ходить по улице «раскрывши рот», впитывая нюансы даже на давно знакомом маршруте, видеть то, что происходит вокруг тебя, и, самое главное, понимать, почему это произошло.
Алена Повышева
Капитан команды в телеигре с 2011 года. Несколько лет назад переехала из Минска в Петербург, где работает PR-менеджером бренда befree.
Можете привести пример яркого мыслительного процесса, который остался у вас в памяти?
Однажды нам вынесли здоровенную деревянную штуку, и нужно было понять, зачем она нужна. Каждый по цепочке что-то от себя добавил, и секунде к пятидесятой из этих кусочков родился ответ: этой штуковиной околачивают кедры, чтобы добыть шишки. Далеко не самый сложный вопрос, но запоминаются такие моменты — когда все понемногу вкладывают, подхватывают мысли друг друга и за несколько секунд до конца рождается правильный ответ.
Как «прокачиваете» себя к игре?
Перед любой умственной работой полезно расшевелить мозг, и для этого есть простая игра «Шапка»: каждый игрок пишет на небольших листочках по десять-пятнадцать слов, их складывают в шляпу, игроки разбиваются на пары. Первый достает листок со словом и за пятнадцать секунд старается объяснить партнеру это слово без использования однокоренных, если партнер угадал — достает следующее слово, если нет — кладет обратно и ход переходит к следующей паре. Выигрывает пара, которая отгадает в сумме больше всех слов.
Источник: www.sobaka.ru
Текст: Наталья Наговицына, Виталий Котов
Фото: Наталья Скворцова
Стиль: Серафима Пашкова
На Михаиле Муне: пиджак, рубашка, брюки и джемпер Sand, ботинки The bootleggers.
На Михаиле Скипском: джемпер Lanvin, рубашка Сanali, брюки Paige.
Благодарим Санкт-Петербургскую Государственную Театральную библиотеку за помощь в организации съемки.
Your browser does not seem to support iframes. Click here to read this PDF.
Скачать ПДФ (706 Кб)
Как выиграть в игре что где когда
По просьбам из комментариев — небольшая статья о том, как научиться брать вопросы «Что? Где? Когда?». Рассчитана на начинающих. Возможно, первая из цикла.
В свое время в журнале ЛКИ уже публиковалась статья «Во что играют знатоки», где тоже есть методы взятия вопросов; здесь я попытался зайти с другой стороны.
На мой взгляд, самое существенное отличие между новичком и опытным игроком — в умении извлекать дополнительную информацию из вопроса.
С точки зрения новичка, для поиска ответа игрок располагает:
а) текстом вопроса;
б) внешними сведениями об упомянутых в вопросе реалиях.
Поэтому он зачастую преувеличивает значение эрудиции (пункт б) для игры в ЧГК, полагая, что игрокам-победителям известны какие-то тайные факты, позволяющие им, в отличие от «простых смертных», взять сложный вопрос. Иногда бывает и так, но гораздо чаще причины другие. И вот одна из них.
Представим себе, что некий вопрос вам задает знакомый (честно желая узнать ответ) — и что точно такой же вопрос вам задается на турнире ЧГК. Во втором случае у вас есть существенная дополнительная информация:
в) это вопрос ЧГК, предназначенный для того, чтобы его взяли.
Умение пользоваться этим фактом — главное, что приобретает игрок с опытом. (Нельзя не отметить, что именно это явление ограничивает применимость навыков ЧГК в реальной жизни.)
Этот прием отчасти подобен известной логической задаче про мудрецов и разноцветные шапки: вывод предлагается делать из того факта, что автор предполагает возможность взятия вопроса. Назовем это «принципом возможности взятия» (ПВВ).
Первый и самый простой вывод: само слово-ответ вам, по всей вероятности, известно.
Например, если нас просят ответить, как что-либо называется по-монгольски, по-армянски или по-ацтекски, это, по всей вероятности, означает, что слово позаимствовано русским языком: никто не ожидает от знатока умения бегло говорить по-ацтекски. Выбор тем самым уже сильно ограничен: на ацтекском мы знаем (с некоторыми искажениями) слова «томат», «шоколад»… на худой конец, «аксолотль», но это уже вопрос скорее для «Своей игры».
Далее, это должно быть еще и хорошо выбираемое слово. Так, например, если в вопросе речь идет о поэте, а вас просят назвать его любимую стихотворную форму — о Пушкине и Лермонтове можно сразу забыть, потому что, даже зная точно, что речь идет о них, вы не сможете однозначно назвать ответ. Стоит вместо этого поразмыслить об Омаре Хайяме, Басё или Эдварде Лире. Таким образом вы, по крайней мере, во много раз сократите область перебора.
Обратите внимание: никто не говорит, что вопрос нужно брать с начала. Его можно хватать за любое место, за любую приметную фразу, ограничивающую набор возможных вариантов.
Следующий уровень понимания ПВВ — решение «обратной задачи» . Представим себе, что вы вопросник, пытающийся сделать вопрос из некоего факта: используете ли вы те же самые слова? Возможно, какие-то слова нипочем не будут использованы, а какие-то, напротив, четко указывают: да, именно в этом случае именно так и надо говорить? Эти «ключевые слова» — опять-таки подспорье для сокращения перебора во много раз. Когда из стилистики вопроса выпирает некое слово, за него стоит схватиться и поискать, почему вопросник выбрал именно его.
Простейший пример: вам обещают «не придираться к правописанию ответа» — значит, в ответе ошибки весьма вероятны. Если просят назвать что-то «абсолютно точно», значит, уточнение существенно меняет смысл ответа.
Особенно важен этот метод в вопросах «с заменами». Если в качестве замены выбран не нейтральный «ИКС» или «ПЕРВЫЙ», а что-то более интересное, то надо задуматься, почему взято именно это.
Еще один возможный ход рассуждения на ту же тему: «а стоит ли такой ответ написания вопроса»? Например, если вас просят назвать непарнокопытное, то ответ «лошадь» выглядит подозрительно банально. «Тапир» или, скажем, «Пегас» имеют больше шансов.
Здесь следует сделать два важных примечания.
1. Если в вопросе сказано что-то вроде «писатель Иван Косомордов утверждает, что…» или «13 июля 1845 года…», то это может быть сделано не потому, что имя господина Косомордова или точная дата необходима вам для взятия — это может быть еще и «метка», то есть средство, с помощью которого жюри потом с полным основанием не засчитает правдоподобные, но не соответствующие этому факту ответы. Нет однозначного способа распознать метку, но этот навык тоже постепенно нарабатывается; для начала стоит просто помнить, что эта методика существует.
2. Увы, не все вопросники умеют писать вопросы, и не все редакторы пакетов умеют их редактировать. Поэтому в вопросах встречаются неудачные словесные обороты, бессмысленные замены, тривиальные ходы и другие неприятности. К этому приходится приспосабливаться и делать поправку на уровень вопросного пакета. Но это уже следующий уровень пилотажа.
Пользоваться нужно не только тем, что сказано в вопросе, но и тем, чего в вопросе не сказано! Назовем эту разновидность ПВВ «методом многозначительных умолчаний» (ММУ).
Так, например, если в вопросе о спрашиваемой личности используются нейтральные выражения («персона», «особа») и ничто не указывает на ее пол — вероятно, это не случайно: пол особы в этом контексте «неожиданный». Скажем, если речь идет о воине — то стоит подумать о кавалерист-девице или амазонке Ипполите, а если герой вопроса стоит в одном смысловом ряду с несколькими дамами — то, напротив, искать стоит мужчину.
Если герой вопроса обтекаемо назван «монархом» или «правителем», то это, весьма вероятно, потому, что настоящий его титул явно укажет на ответ. Стало быть, вряд ли это «банальный» король, скорее шахиншах, консул или штатгальтер.
Это сравнительно простые примеры, при некотором опыте ММУ идет гораздо дальше. Если бы вы писали этот вопрос, вы бы указали конкретное произведение Л. Толстого, о котором идет речь? А в вопросе не указано? Это «ж-ж-ж» неспроста!
Теперь зададимся вопросом: как тренировать ПВВ. Тут зачастую возникает проблема: легкие вопросы (например, с детских турниров) ПВВ зачастую не требуют, а вопросы высокого уровня трудно взять, и, оказавшись в тупике перед ним, легко сдаться и отказаться от тренировки.
Здесь отлично работает решение задачи вспять: вы смотрите ответ сложного вопроса и строите для себя способ его взятия. При этом нужно исходить из заведомого существования метода, которым вы могли бы взять этот вопрос. Ситуация, когда нужны какие-то экзотические сведения, встречается, но в сотню раз реже, чем полагают новички. И поначалу стоит исходить из того, что неизвестная вам информация вам не пригодится.
Повторюсь, главное — сразу отказаться от мысли, что для взятия вопроса вам не хватает эрудиции! Конечно, если в ответе от вас требуют назвать по имени вождя племени агути Дундук-Кирдыка, а вы об этом достойном муже слышите впервые, то этот вопрос и в самом деле следует «списать в брак»: видимо, он рассчитан не на вас. А вот если Дундук-Кирдык упомянут в тексте вопроса, то ваше незнакомство с подробностями его общественной и частной жизни не является оправданием для невзятия. Именно эта ошибка чаще всего мешает научиться брать вопросы ЧГК.
Если найти способ все равно не удалось, можно прочитать комментарий, поискать в интернете и проверить, действительно ли с дополнительными данными (которые широко доступны, но вас почему-либо миновали) вопрос можно взять. Однако делать это надо только после того, как вам не удалось подогнать вопрос под ответ. Можно, к примеру, при тренировке в одиночку подглядеть, в каком веке жил Карл V или кто входил в сборную России по футболу (предполагая, что в реальной команде это кто-нибудь да знает), но более специфичные данные априори будем считать ненужными.
Разумеется, тренироваться нужно на хороших вопросах. Благо в базе вопросов их хватит на много-много тренировок. Новичкам не следует брать «случайный пакет», а стоит тренироваться на реальном наборе вопросов с реального турнира, причем с хорошим редактором (тут начинается «вкусовщина», но я бы назвал хорошими редакторами, например, Евгения Поникарова, Максима Руссо, Константина Науменко, Мишеля Матвеева, Бориса Моносова, Максима Поташева, Илью Иткина, Юрия Выменца). Ни в коем случае не следует тренироваться на вопросах интернет-турниров и телефонных турниров, там совершенно другие законы.
Эту статью прошу считать черновиком. Замечания, дополнения, исправления и вопросы приветствуются.
10 очень простых вопросов из «Что? Где? Когда?», на которых опозорились знатоки
4 сентября 1975 года зрители увидели первый выпуск телепроекта «Что? Где? Когда?». В связи с этим мы решили вспомнить случаи, когда участникам шоу не удавалось дать ответы на вопросы, которые, казалось, лежали на поверхности.
Третий раз — платно
Вопрос: «Это даётся человеку дважды. Каждый раз бесплатно, а если человек захочет иметь это в третий раз, то за это нужно будет заплатить. Что это?»
Ответ знатоков: «Образование».
Правильный ответ: «Зубы».
Вопрос: «Уровень воды в пресноводном озере Баринго в Кении в самые жаркие дни не опускается, а поднимается. Из-за чего это происходит?»
Ответ знатоков: «С гор сходят ледники, которые в Кении присутствуют, хотя страна находится на экваторе, и тем самым поднимают уровень воды в озере».
Правильный ответ: «Уровень воды поднимается из-за того, что животные приходят в жару туда купаться».
Вопрос: «В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок, одна рука, да и та на спине. Что это?»
Ответ знатоков: «Паровоз».
Правильный ответ: «Чайник».
После лис — точки
Вопрос: «Листочки — после строчек лис — точки. Что за исчерпывающую картину нарисовал в этом стихотворении Владимир Маяковский?»
Ответ знатоков: «Исчерпывающая картина осени».
Правильный ответ: «Исчерпывающая картина весны».
Круглая, с хвостом
Вопрос: «Круглая, с хвостом и всё отделяет. Кто она?»
Ответ знатоков: «Комета».
Правильный ответ: «Запятая».
Плакаты против расизма
Вопрос: «Кого решили изобразить на плакатах против расизма, потому что они и белые, и чёрные, и азиаты?»
Ответ знатоков: «Шахматы».
Правильный ответ: «Панды».
Уличное освещение в Лапландии
Вопрос: «Почему в финских селениях на западе Лапландии было принято решение отказаться от уличного освещения после 22 часов?»
Ответ знатоков: «Дикая природа, маленькие селения, свет приманивает всякую живность, которая нежелательна для местных жителей, поэтому свет выключают».
Правильный ответ: «Чтобы туристы и местные жители могли наблюдать северное сияние».
Жизнь за любовь
Вопрос: «Она расскажет вам о любви ценой собственной жизни. Кто она?»
Ответ знатоков: «Бабочка, летящая к огню».
Правильный ответ: «Ромашка».
Шапка зёрнышек полна
Вопрос: «Шапка зёрнышек полна. Утром глянул — нет зерна. Что это?»
Ответ знатоков: «Одуванчик».
Правильный ответ: «Небо и звёзды» .
Из-за себя бью тебя
Вопрос: «Из-за себя бью тебя. Из-за тебя бью себя. О чём или о ком речь?»
Лучшие вопросы «Что? Где? Когда?»
Хрустальная сова, крутящийся волчок, особое музыкальное сопровождение, удары гонга, внушительный и строгий голос ведущего – все это атрибуты известной вам программы под названием «Что? Где? Когда?» Телевизионная программа заслужила уважение и интерес большого количества людей, наблюдавших за интеллектуальной борьбой «знатоков» и телезрителей. Мы уверены, что и вы неоднократно смотрели эту передачу, соревнуясь в ответах с игроками. Возможно, какие-то вопросы вам запомнились (не забудьте поделиться ими в комментариях). Если вам интересно, когда началась эта программа, как она отличалась от современной её формы, какие вопросы стали наиболее интересными и удивительными, давайте узнавать вместе.
Зарождение ЧГК
Днем рождения «Что? Где? Когда?» считается 4 сентября 1975 года, когда формат игры предполагал соревнование двух семей. Знаменитый волчок стал атрибутом игры только в 1976 году и раскручивал две стрелки, одна из которых показывала игрока, отвечающего на вопрос, а в случае отсутствия у него ответа, очередь отвечать переходила на игрока с указателем второй стрелки. Кстати, не было и команд – все участники были каждый сам за себя. Режиссером и ведущим программы был Владимир Ворошилов, по совместительству и автор вопросов (вплоть до восьмидесятых годов, когда появилась «команда телезрителей»). Игроки же получали в качестве призов книги.
И только в 1991 году игра приобрела характер интеллектуального казино, что означало возможность зарабатывания денег благодаря своим знаниям. Из необычных правил того времени выделим:
- правило «смерти», то есть вылета из игровой сессии в случае поражения;
- правило «красных пиджаков», означавшее сохранение игрока с хрустальной совой и красным пиджаком даже в случае «смерти» команды;
- возможность делать ставки на секторах игрового стола (если волчок попадал на сектор со ставкой, ее сумма увеличивалась в 10 раз).
Наиболее приближенный вариант формата игры проводился уже в начале 21 века после смерти Владимира Ворошилова. Пульт управления игрой перешел его пасынку Борису Крюку (по сей день ведущему программы), и она перестала носить характер казино. Со 2 декабря 2001 года знатоки играли не на деньги, хотя вместе с символическими призами (Хрустальные и Бриллиантовые совы) получали денежные призы, что окончательно прекратилось только в 2017 году, когда денежное вознаграждение полагалось телезрителям, выигравшим у знатоков. С 2015 года игра выходит двадцать раз в год в разрезе четырех сессий: весенней, летней, осенней и зимней.
Сегодня игра любима многими людьми. В ряде регионов, городов постсоветского пространства функционируют клубы любителей «Что? Где? Когда?» в форме фестивалей, турниров. Расскажите в комментариях, есть ли в вашем городе такой клуб и участвуете ли вы в нем.
Правила игры сегодня
Итак, представьте: в игровом зале располагается стол, разделенный на сектора, на каждом из которых лежит вопрос в письме от телезрителя. За столом сидит команда знатоков в количестве шести человек, включая капитана. Посередине стола расположен волчок, указывающий после его раскручивания на выпавший вопрос.
После выбора вопроса ведущий зачитывает его вслух, дает знатокам минуту на размышление. Они же путем мозгового штурма пытаются определить ответ на вопрос «команды телезрителей» – фактически всего телевизионного сообщества, приславшего вопросы. Капитан команды определяет отвечающего (коим может быть и он сам). После прозвучавшего ответа ведущий озвучивает правильный ответ, совпадающий с ответом знатоков (плюс одно очко команде знатоков), либо не совпадающий (плюс одно очко команде телезрителей). Игра длится до шести набранных очков одной из команд.
Наглядный пример проведения игры с использованием сторонних предметов вы можете посмотреть в видео ниже:
Главное отличие данной интеллектуальной игры от других, к примеру, «Брейн ринга», «Своей игры» заключается в том, что, помимо эрудиции, знатокам требуется умение логично и последовательно рассуждать, уметь искать пути и выходы к правильному ответу.
Самые интересные и удивительные вопросы ЧГК
А теперь давайте остановимся на наиболее интересных и известных вопросах игры. Предлагаем вам на какое-то время побыть знатоком и попытаться ответить на вопрос до прочтения правильного ответа. Давайте пробовать свои силы, удачи!
Вопрос №1
После Первой и Второй мировых войн, соответственно в 1926 и 1948 годах, страна-инициатор, Германия, была наказана таким же образом, как и Спарта в свое время за развязывание войны. Что за наказание?
Ну что, разогрелись? Согласитесь, первый вопрос был не очень сложным, но в то же время интересным. Обратите внимание, обыкновенная эрудиция здесь не поможет, нужно вспомнить, как наказали спартанцев, каким образом это может быть связано с немецким народом, необходимо обратить внимание на годы, указанные в условии.
Если у вас не получилось ответить на этот вопрос самостоятельно, не расстраивайтесь, продолжайте тренироваться в последующих вопросах. Поэтому двигаемся дальше!
Вопрос №2
Ученый Дэвид Льюис из Англии, проведя исследование, выяснил, что это безопасно только для женщин, в то время как для мужчин чревато появлением серьезных болезней. В ходе эксперимента было обнаружено, что только у четверти женщин наблюдались какие-то незначительные изменения в организме, к примеру, учащенное сердцебиение. Мужчины же воспринимали это крайне негативно (учащение пульса, аритмия, высокое артериальное давление). Это пришло в русский язык из английского относительно недавно и так и закрепилось. Назовите это.
Большинство мужчин непременно оценят ответ этого вопроса. Формулировка специально составлена так, чтобы игрок сфокусировался на симптомах, воспринял все описание серьезно. Поэтому не становитесь жертвой формы вопроса и сохраняйте юмористический настрой.
Вопрос №3
Статья советской газеты «Правда» содержала следующую информацию: он – космополит, тунеядец и бомж. Другая же статья предлагала следующее: «в Советском Союзе он нашел сообщника – и тоже иностранного происхождения». Кто они?
Кто бы мог предположить, что эти герои будут охарактеризованы именно таким образом. Тем не менее знатокам предлагалось ответить на этот вопрос.
Вопрос №4
«Первый человек спустился на землю с неба», – гласит легенда африканского народа суахили. А кто ему в этом помог?
Этот вопрос таит подсказку в самом вопросе. Во-первых, нужно обратить внимание на то, что речь идет об Африке, соответственно, и мыслить нужно в «африканских категориях». Во-вторых, некоторые фразы нужно уметь трактовать как фигурально, так и буквально («с небес на землю»).
Вопрос №5
Оба эти героя содержат в себе что-то нечеловеческое, механическое. Первый из них настроен по отношению к окружающим дружелюбно, хотя одна женщина от него немало натерпелась. Второй довольно недружелюбен, хотя некоей женщине, наоборот, удалось избежать плохих последствий с его стороны. При этом занимательно, что оба давали одинаковые обещания. Назовите обоих.
Обещание: «Он улетел, но обещал вернуться» и I’ll be back.
Вот такое необычное сочетание содержит в себе этот вопрос. Согласитесь, догадаться не так уж просто, но зато интересно.
Вопрос №6
После смерти царя в Спарте на 10 дней приостанавливали свою работу два важных учреждения. Когда об этом услышал царь Персии Ксеркс, он заявил, что в Персии такая традиция была бы невозможной, потому что его граждане лишились бы двух любимых занятий. Назовите эти учреждения.
Ну что, попробуем подумать еще над одним интересным вопросом? Если не устали, продолжаем
Вопрос №7
Жители пяти крупных городов США участвовали в опросе издания Weekly World News. Им задавали вопрос, смогут ли они отправиться на работу нагишом за 1 миллион долларов? 84% мужчин дали положительный ответ. Женщины же согласились в меньшей степени – только 20%. Одна из участниц опроса определила, возможно, главную причину отказа, указав, что ей для такого решительного шага понадобились бы дополнительные несколько недель. Подумав, ответьте: для чего ей эти несколько недель?
Итак, если вы нашли ответы на все вопросы, можете считать себя воистину настоящим знатоком. На самом деле, наличие правильного ответа хотя бы на часть из этих вопросов – это уже отличный результат.
Если же вам интересно развивать не только эрудицию, но и способность логично рассуждать, находить правильные и эффективные решения, предлагаем вам нашу онлайн-программу «Когнитивистика», где за два месяца вы освоите 20 техник мышления.
Помимо описанных выше вопросов, можно рассмотреть особую категорию вопросов – довольно несложных и коротких, но в то же время оказавшихся затруднительными для знатоков. Давайте посмотрим:
- Дважды человеку дается это бесплатно. Если у него возникает желание получить это в третий раз, он должен заплатить. О чем идёт речь?
Что ответили знатоки: образование.
- В жаркие дни в Кении в пресноводном озере Баринго уровень воды не опускается, а поднимается. Из-за чего это происходит?
Что ответили знатоки: сходят горные ледники.
- Круглая, с хвостом и все отделяет. Что это?
Что ответили знатоки: комета.
- Кого изобразили на плакатах против расизма, потому что они и белые, и чёрные, и азиаты?
Что ответили знатоки: шахматы.
- Она расскажет вам о любви ценой собственной жизни.
Что ответили знатоки: бабочка, летящая к огню.
- В финских поселениях Лапландии было принято решение отказаться от освещения после 22:00. Почему?
Что ответили знатоки: чтобы свет не привлекал дикую живность.
- Из-за себя бью тебя. Из-за тебя бью себя. Кто (или что) это?
Что ответили знатоки: часы.
Вот такие короткие вопросы могут стать хорошим развлечением для небольшой компании, претендующей на статус интеллектуальной и желающей нескучно провести время.
По ходу статьи мы часто обращались к знатокам. Давайте немного узнаем о лучших из них, ставших символами игры.
Знатоки, в студию!
Наверняка вы знаете почти всех этих людей, но вот информация о них для кого-то вполне может оказаться новой.
Александр Друзь
Почетный член, заслуженный знаток игры «Что? Где? Когда?» Попробовав работу на телевидении, а также поучаствовав именно в этой интеллектуальной игре еще в 1981 году, Друзь не прекращал свое участие, ставшее рекордным. Знаток на сегодняшний день добился звания магистра игры, стал трехкратным чемпионом мира по её спортивной версии, шестикратным обладателем Хрустальной совы. Более подробно о заслугах Александра Друзя вы можете прочитать здесь.
Максим Поташёв
Появившись впервые в игре в 1994 году в команде Михаила Смирнова, Поташев зарекомендовал себя как перспективного знатока, что подтвердилось его достижениями. Игрок получил титул магистра клуба, но, что более важно, стал обладателем Большой Хрустальной Совы в 2000 году (последняя сова, разыгрывавшаяся при Владимире Ворошилове), а также рекордсменом по выигрышу сектора Суперблиц (5 побед).
Виктор Сиднев
А вот и он – лучший капитан игры. С 1979 года Виктор Сиднев проводил большую часть игр именно в этом статусе. С 2001 года стал также обладателем Хрустальной совы, а с 2005 года – магистром. В 2017 году команда Сиднева одержала несколько побед после долгого периода поражений. Помимо этого, с 2003 по 2011 знаток по совместительству занимал пост мэра города Троицк.
Андрей Козлов
Магистр игры с 2008 года пришел впервые на неё в 1989. Трехкратный обладатель Хрустальной совы, а также обладатель Бриллиантовой совы. В 2001 году стал Лучшим капитаном клуба. В 2008 году также отметился тем, что ответил на все три вопроса Суперблица, в связи с чем выиграл машину. Козлов считается одним из самых скандальных знатоков клуба.
Илья Новиков
Один из самых молодых и харизматичных игроков «Что? Где? Когда?» Начав «карьеру знатока» в 2002 году, Илья сумел стать двукратным обладателем Хрустальной совы и обладателем Бриллиантовой совы, многократным призером спортивной версии игры «ЧГК». Особенно запоминающийся момент с этим знатоком запечатлен в видеоролике ниже:
Возможно, вам интересен еще какой-то знаток «Что? Где? Когда?» Мы будем рады увидеть его описание в комментариях. Пишите, почему он вам нравится и каковы его достижения.
Вместо заключения
Некоторые игры входят в историю, зарекомендовав себя как серьезные, интересные проекты, пользующиеся вниманием и интересом аудитории. «Что? Где? Когда?», несомненно, входит в состав таких программ, и следить за играми интеллектуалов, наблюдать за их эмоциями, слушать интересные вопросы и обсуждать за время отведенной минуты возможные варианты ответов за экранами телевизора параллельно с командой, весьма интересный процесс. Поэтому, друзья, любите интеллектуальные игры, интересуйтесь хорошими телевизионными продуктами, развивайтесь.