0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выиграть олимпиаду ломоносов

Содержание

Как стать призёром «Ломоносова» по обществознанию и выжить

Меня зовут Соня Лазарева. Я дважды стала призёром «Ломоносова» по обществознанию, в 10 и 11 классе. В этой статье расскажу о том, почему выбрала перечневую олимпиаду вместо Всероса, как подготовилась и как совместила с ничегонеделанием.

На Всерос сложно попасть

Сколько бы ни кокетничали подписчики «Типичного олимпиадника», на Всерос случайно не проходят. Или проходят, но редко. Подготовка к Всеросу — это труд. Я не смогла пройти дальше регионального этапа.

Задания на Всеросе сложные и нестандартные. Например, в третьем туре заключительного этапа нужно подготовить устное выступление на семь минут по одному из предложенных высказываний.

А ещё сайт Всероса жутко неудобный: найти задания прошлых лет сложно. Сейчас (на 24 апреля 2017 года) срок регистрации домена истёк, поэтому найти на нём хоть что-нибудь невозможно.

Окей, Всерос сложно, а что делать?

Помимо Всероса, есть ещё перечневые олимпиады. Их проводит не Российский совет олимпиад школьников, а вузы под эгидой РСОШ. Все они входят в перечень олимпиад школьников, который утверждает Министерство образования. «Ломоносов» — перечневая олимпиада. Её проводит МГУ.

Перечневые олимпиады, как и Всерос, дают льготы при поступлении в вуз: 100 баллов на ЕГЭ или дополнительных вступительных испытаниях по профильному предмету или поступление без экзаменов. Результаты перечневых олимпиад, как и результаты Всероса, действуют четыре года. Отличие в том, что дипломы перечневых олимпиад нужно подтверждать результатами ЕГЭ. Обычно — не меньше 75 баллов, но на отдельных специальностях порог подтверждения выше — до 85 баллов.

Подготовиться к перечневым олимпиадам проще. Специфика олимпиад часто соответствует профилю вуза: в «Высшей пробе» по обществознанию, которую проводит ВШЭ, встречаются сложные экономические задачи. Ещё вузы открывают курсы по подготовке к внутренним олимпиадам — например, в ИТМО. Так вузы набирают талантливых абитуриентов.

Почему «Ломоносов»?

Отборочный этап «Ломоносова» — дистанционный. Писать олимпиаду из собственной постели удобнее, чем идти в другую школу, час сидеть под дверью, ждать регистрации, выгребать из карманов всё и приспосабливаться к новой обстановке.

Отборочный этап разделён на два тура. Можно принять участие только в одном или в обоих сразу, но тогда учитываются только результаты второго тура. Волнуешься меньше, когда знаешь, что у тебя есть две попытки. На выполнение заданий «Ломоносова» даётся 24 часа с момента, когда участник откроет задания.

Я плохо знаю экономику, поэтому ещё одно преимущество «Ломоносова» перед другими олимпиадами — экономика присутствует только на теоретическом уровне. Практических задач по экономике нет. Зато в «Ломоносове» много заданий по философии — возможно, из-за того, что олимпиаду проводят на базе философского факультета.

Почему «Ломоносов» может не подойти

«Ломоносов» — перечневая олимпиада. Чтобы получить льготу (100 баллов по предмету или поступление без вступительных испытаний в зависимости от вуза и факультета), нужно сдать ЕГЭ по профильному предмету не менее, чем на 75 баллов. Сдать ЕГЭ по обществознанию на 75 баллов нетрудно, но готовиться всё равно придётся. Иначе рискуете стать героем этой истории.

Некоторые вузы, например, ВШЭ, принимают результаты перечневых олимпиад только за 11 класс. Диплом победителя за 9 или 10 класс записывают в индивидуальные достижения, а это значит — не больше 10 баллов к ЕГЭ.

Актуально для участников не из Москвы: заключительный этап проходит в Москве, в МГУ. Региональная площадка в этом году только одна — в Барнауле на базе Алтайского государственного университета. В отличие от Всероса, поездку и размещение олимпиадникам никто не оплачивает. Можно получить место в общежитии МГУ, но только на одну ночь. И то вам будут не рады.

Как готовиться

Распечатайте методичку по подготовке к «Ломоносову» [PDF, 28,7 Мб] Это почти как ЕГЭшный кодификатор. Она помогает выбрать нужные пособия для подготовки и структурировать знания.

Вместе с результатами олимпиад всегда выкладывают разбор заданий и критерии оценки. Отсканированные работы победителей и призёров тоже выкладывают на сайт. Это помогает убедиться в прозрачности проведения олимпиады и даёт возможность посмотреть на образцы работ.

Прочесть всю рекомендованную литературу из методички — круто. Но у меня так не получилось. Я читала учебники Арбузкина, Сорвина и Мельвиля. Это облегчённый вариант для тех, кому хочется совместить подготовку к олимпиаде и занятия ерундой типа написания статей для «Абитуры».

Это что-то вроде справочника Баранова в олимпиадной системе координат — универсальный учебник, где есть понемногу обо всём. В учебнике две части. Первая подойдёт и для подготовки к ЕГЭ. Вторая часть сложнее по содержанию, чем первая, и подойдёт для подготовки к олимпиадам. Все темы первой в ней рассматриваются применительно к России. На ЕГЭ узкие темы, которые есть во второй части — например, конституционный статус личности в РФ — затрагиваются на поверхностном уровне либо не рассматриваются вообще.

Всё обществознание можно условно разделить на шесть блоков: философия, социология, политология, экономика, право и культурология. На «Ломоносове» самые большие блоки, как правило, социология и философия, поэтому советую готовиться к ним усиленно.

Для подготовки к блоку социологии рекомендую учебник Сорвина и Сусоколова «Человек в обществе». В кратком изложении даны основные понятия социологии и психологии. Учебник крут тем, что помимо теории, в нём есть практические олимпиадные задания.

Для подготовки к политологии подойдёт учебник Мельвиля. Учебник написан сложным языком, поэтому без базовых знаний по предмету (хотя бы без прочитанного соответствующего раздела в справочнике Баранова) его не понять.

Чтобы подготовиться к заданиям по философии, рекомендую два интернет-курса: «Основы философии: о чём спорят философы сегодня» на «Курсере» и «Философия» на «Постнауке». Я не могу читать серьёзные пособия по философии дольше часа: хочется спать, и Гегель путается с Кантом и Фейербахом. Формат коротких видеолекций мне нравится больше.

Из художественной литературы пригодятся утопии и антиутопии: их можно использовать в качестве аргументов в эссе. В них устройство общества видно в миниатюре, поэтому на их примере удобно показывать различные общественные процессы. В качестве аргумента к эссе в прошлом году я использовала «1984» Дж. Оруэлла.

Что можно использовать ещё:

О. Хаксли «О дивный новый мир»

Т. Кампанелла «Солнечный город»

Полезно участвовать в смежных по профилю олимпиадах: философии, социологии, экономике, политологии. Я участвовала в олимпиаде по международным отношениям. Мой знакомый, победитель «Ломоносова» по обществознанию, — в олимпиаде по философии.

Чтобы увеличить свои шансы, участвуйте в нескольких олимпиадах. Я участвовала в олимпиаде СПбГУ и в «Высшей пробе». Участвовать и готовиться к перечневым олимпиадам легче, чем к Всеросу.

Запомнить:

Всерос — это ещё не всё

Читайте литературу из списка и выполняйте задания прошлых лет

Если времени нет — читайте Арбузкина, смотрите лекции на «Курсере» и «Постнауке» и выполняйте задания прошлых лет

Участвуйте в нескольких олимпиадах сразу, чтобы увеличить свои шансы на победу

Консультант — Артемий Рахматуллин, победитель «Ломоносова» по обществознанию

Как устроена олимпиада «Ломоносов»

Как участвовать, какие предметы выбрать и что дают победа и призовые места

Олимпиада «Ломоносов» существует с 2005 года, её проводит МГУ. Девиз олимпиады — «via scientiarum», что в переводе с латыни значит «путь к знаниям». С каждым годом популярность олимпиады растёт. В 2010 году в ней приняли участие около 25 000 школьников, а в 2017 году — уже 59 000.

Главная цель олимпиады — выявить творческие способности школьников и повысить их интерес к научно-исследовательской деятельности. Для участников это хорошая возможность проверить свои знания, ощутить уверенность в своих силах и получить льготы при поступлении в МГУ и другие топовые вузы.

Профили

Участвовать в олимпиаде могут ученики 5–11 классов. В 2017-2018 году она проводилась по 24 профилям. 23 из них вошли в Перечень олимпиад школьников и дают льготы при поступлении в вузы в 2019 году.

биология, журналистика, иностранные языки, информатика, история, история российской государственности, литература, математика, международные отношения и глобалистика, обществознание, право, психология

геология, механика и математическое моделирование, политология

Каждый вуз сам определяет, по каким уровням олимпиад принимать победителей и призёров. Чем ниже уровень олимпиады, тем меньше вероятность, что престижный вуз будет учитывать её результаты при поступлении.

В 2017 году на олимпиаде впервые появился профиль «Космонавтика». Он соответствует специальности «Астрономия». Пока этот профиль не входит в Перечень Министерства образования и науки, но по мере увеличения числа участников вполне может там оказаться.

Этапы и сроки

Регистрация. В 2017–2018 учебном году проходила с ноября по декабрь. Зарегистрироваться нужно на официальном сайте олимпиады.

От вас потребуются:

  • Личные данные: имя, отчество, фамилия и дата рождения
  • Электронная копия заявления о согласии на обработку персональных данных и публикацию олимпиадных работ, подписанная родителями
  • Электронная копия справки из школы, где вы учитесь

Тщательно проверяйте данные: после регистрации изменить их будет невозможно. Если ошибку обнаружат во время заключительного этапа, вас к нему не допустят.

По каждому профилю необходима отдельная регистрация. После регистрации и проверки сведений вы получаете доступ в личный кабинет. Там можно найти, выполнить и загрузить задания отборочного этапа, узнать свои баллы, подать апелляцию.

Отборочный этап. Проводится с ноября по декабрь. На нём школьники имеют право участвовать в любом количестве профилей.

Отборочный этап проходит заочно на официальном сайте олимпиады и состоит из двух туров. Каждый тур длится 96 часов, но на получение, выполнение и отправку заданий участнику даётся 24 часа. Время начала и окончания тура объявляется заранее на сайте, а время начала вашей личной 24-часовой сессии вы можете выбрать сами. Главное — завершить и отправить работу до окончания тура.

По каждому профилю разрешается провести не более одной сессии.

Можно принять участие в обоих турах. Через три дня после окончания тура на портале олимпиады публикуются ответы. Если вы принимали участие в обоих турах, то в течение семи дней после окончания второго тура вы можете отметить в личном кабинете тур, результаты которого просите проверить. Без этой отметки автоматически проверяются и засчитываются только результаты второго тура.

Чтобы пройти на заключительный этап, необходимо набрать не менее 70 баллов.

Заключительный этап. Проводится очно в МГУ и на региональных площадках олимпиады с февраля по март. К заключительному этапу допускаются победители и призёры отборочного этапа, а также победители и призёры заключительного этапа олимпиады прошлого года, если они продолжают обучение в школе.

В заключительном этапе можно участвовать только по тому профилю, в котором вы стали победителем или призёром. Если вы прошли в заключительный этап по нескольким профилям, но время проведения очной олимпиады по этим профилям совпадает, вам придётся выбрать только один профиль.

Для участия в заключительном этапе вам необходимо:

  • Зарегистрироваться
  • Загрузить на портал олимпиады фотографии и электронные копии паспорта
  • Выбрать место проведения (МГУ или региональная площадка)
  • Распечатать лист участника заключительного этапа

Если у вас ещё нет паспорта, получите справку с фотографией из вашей школы, заверенную гербовой печатью. Она будет считаться документом, удостоверяющим личность.

Для очного участия понадобятся:

  • Распечатанный лист участника олимпиады
  • Документ, удостоверяющий личность
  • Заявление о согласии на обработку персональных данных и публикацию олимпиадной работы участника, подписанное родителями

В случае несогласия с выставленными баллами вы можете подать апелляцию. Положение о порядке подачи и рассмотрения апелляций смотрите на портале олимпиады вместе с регламентом и положением об олимпиаде.

Как готовиться

1. Решайте задачи прошлых лет. Их можно найти на сайте олимпиады.

2. Прослушайте бесплатную лекцию-консультацию на портале олимпиады. Такая лекция предусмотрена по каждому профилю.

3. Ознакомьтесь с пособием на сайте.

4. Почитайте отзывы участников олимпиады прошлых лет, изучите часто задаваемые вопросы. У олимпиады есть неофициальная страница во «ВКонтакте».

5. Изучая предмет, не ограничивайтесь школьной программой.

6. Пройдите онлайн-курсы по решению олимпиадных задач.

Что даёт победа в олимпиаде

Победа и призовое место в олимпиаде «Ломоносов» даёт льготы при поступлении в МГУ и другие вузы страны. В каждом вузе свои правила предоставления льгот участникам тех или иных олимпиад. Прежде чем выбирать вуз для поступления, изучите соответствующие документы вузов. Каждый год ситуация со льготами может меняться, поэтому нужно ориентироваться на документы текущего учебного года.

К примеру, в 2017-18 учебном году участники олимпиады могли претендовать на следующие льготы при поступлении в МГУ.

ФакультетСпециальностьПрофиль олимпиадыДипломЛьгота
Факультет фундаментальной медициныЛечебное делоХимияПобедитель100 баллов по ЕГЭ по химии
Филологический факультетОбразовательная программа «Русский язык и литература»ЛитератураПобедительЗачисление без вступительных экзаменов
Призёр100 баллов по ЕГЭ по литературе
Русский языкПобедительЗачисление без вступительных экзаменов
Призёр100 баллов ЕГЭ по русскому языку
Образовательная программа «Зарубежная филология»ЛитератураПобедительЗачисление без вступительных экзаменов
Призёр100 баллов по ЕГЭ по литературе
Русский языкПобедительЗачисление без вступительных экзаменов
Призёр100 баллов по ЕГЭ по русскому языку
Образовательная программа «Славянская и классическая филология»ЛитератураПобедитель, призёр100 баллов по ЕГЭ по литературе
Русский языкПобедитель, призёр100 баллов по ЕГЭ по русскому языку
Юридический факультетЮриспруденцияПравоПобедитель, призёрЗачисление без вступительных экзаменов
ОбществознаниеПобедитель, призёр100 баллов по ЕГЭ по обществознанию
Факультет журналистикиЖурналистикаЛитератураПобедитель, призёр100 баллов по ЕГЭ по литературе
Факультет фундаментальной физико-химической инженерииПрикладная математика и физикаИнженерные наукиПобедитель, призёрМаксимальный балл на дополнительном вступительном испытании по математике, 100 баллов по ЕГЭ по физике
Фундаментальная и прикладная химияИнженерные наукиПобедитель, призёрМаксимальный балл на дополнительном вступительном испытании по химии, 100 баллов по ЕГЭ по физике, 100 баллов по ЕГЭ по математике
Факультет государственного управленияПолитологияИсторияПобедитель, призёр100 баллов по ЕГЭ по истории
ОбществознаниеПобедитель, призёр100 баллов по ЕГЭ по обществознанию

Льготы для победителей и призёров олимпиады «Ломоносов» при поступлении в МГУ

Что важно запомнить

1. В олимпиаде «Ломоносов» два этапа: заочный и очный. Заочный проходит онлайн, а на очный нужно ехать в МГУ или на региональную площадку.

2. 23 из 24 профиля олимпиады входят в Перечень олимпиад школьников и дают льготы при поступлении в вузы.

3. 19 из них — первого уровня. Победителей и призёров по этим профилям принимают со льготами в ведущие вузы страны.

4. С 2017 года на олимпиаде есть профиль «Космонавтика».

5. Готовясь к олимпиаде, не ограничивайтесь школьной программой и изучайте все доступные источники информации: онлайн-курсы, консультации и задания прошлых лет.

Автор иллюстрации — Outcrowd

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

«Все всегда можно переиграть, не получилось — пробуй еще или пробуй другое»

Как тяга к знаниям, увлечение историей и один талантливый преподаватель привели школьницу из Татарстана к двукратной победе в олимпиаде «Ломоносов» и учебе в Высшей школе экономики.

Фото: Фото из личного архива

В школе Анна Смирнова очень увлекалась историей, даже мечтала стать археологом или антропологом. В седьмом классе поняла, что школьной программы ей недостаточно, и начала заниматься дополнительно. «В моей школе был замечательный педагог — Виктор Сергеевич Айкин. Он занимался со способными и амбициозными детьми, чтобы те участвовали в олимпиадах и побеждали. У Виктора Сергеевича учились десятки призеров и победителей олимпиад, включая олимпиаду «Ломоносов», олимпиаду Санкт-Петербургского университета и всероссийские»,— вспоминает Смирнова.

Сама Анна дважды выиграла олимпиаду «Ломоносов»: один раз — «ради тренировки», а второй — уже в 11-м классе. «Я выросла в Набережных Челнах и очень рано поняла, что хочу учиться в одном из лучших вузов страны. Мне не нравилась перспектива оставлять все свои надежды на последний год и рассчитывать только на ЕГЭ»,— объясняет она.

Единому государственному экзамену Смирнова не доверяет: она убеждена, что это лотерея, где невозможно предугадать исход. «Не повезет тебе с вариантом или перенервничаешь и сделаешь глупые ошибки, получишь недостаточно высокий балл, а дальше что? Лишиться всех надежд из-за одного несчастного экзамена, который к тому же не всегда бывает корректно составлен и не отражает глубины знаний? — переживает Анна.— Когда я сдавала ЕГЭ по русскому, в одном из вариантов был текст про выхухоль, выдранный из контекста. Даже учителя затруднялись определить, какая там была проблема и как нужно было строить сочинение. Однокласснице достался этот текст, и я хорошо помню, как она покидала аудиторию в слезах. Она, как и я, поступала в Москву, ей нужны были лучшие баллы, а тут на пути встала выхухоль!» На «Ломоносова» Анна ехала с конкретной целью — победить и получить пропуск в вуз без экзаменов.

К «Ломоносову» Анна готовилась, пробуя разные методики: карточки, планы по событиям и датам, но лучше всего вышло с ассоциативными рядами. «Если я чувствовала, что не могу запомнить событие или путаюсь в датах, то искала такую ассоциацию, которая легко бы меня наталкивала на воспоминание. Например: дата сражения на Чудском озере — 5 апреля, а у меня день рождения 6-го»,— делится Смирнова.

Перед олимпиадой Анна очень волновалась, но не видела в этом ничего плохого. «В разумных пределах всплеск адреналина помогает: мы концентрируемся, встряхиваемся и пытаемся выдать лучшее, что в нас есть. Если все-таки случается ступор и понимаешь, что ты не можешь что-то вспомнить или понять именно из-за нервов, лучше всего бросить задание на какое-то время. После того как мозг перестанет отчаянно думать об определенном факте, тот сам всплывет в голове»,— советует Анна.

Опыт, знания и уверенность в себе помогли Анне Смирновой победить и уехать учиться в Москву. Сегодня она изучает международные отношения на факультете мировой экономики и политики Высшей школы экономики. «В какой-то момент я просто устала от истории. Я регулярно участвовала во всероссийской олимпиаде, в олимпиаде СПбГУ и других. Не все олимпиады проходили гладко, бывали ужасно обидные проигрыши, создавалось ощущение, что кто-то просто издевается, ощущение «за шаг до победы» выматывало. Я решила, что хочу чего-то связанного с историей, но в сочетании с другими знаниями»,— вспоминает Анна. Выбор Вышки определило мнение знакомых, которые очень хвалили этот университет. «Им нравилась атмосфера, интересные и сильные преподаватели, которые часто не только преподы, но и эксперты-практики, известные литературные критики, бизнесмены, депутаты. Говорили, что Вышка отличается открытостью мнений, новейшими тактиками преподавания. Я решила, что хочу туда и никуда больше»,— рассказывает Смирнова. Очарование не исчезло и спустя годы обучения, Анна планирует остаться в магистратуре.

Не смущает даже сессия четыре раза в год — главный ужас всех студентов не из Вышки. «Во-первых, ты и не знаешь, каково это — иметь только две сессии, сразу вырабатывается привычка. Во-вторых, не все сессии одинаково загружены, иногда бывает, что экзаменов нет совсем, и тогда это дополнительная неделя каникул. В-третьих, это даже удобнее — не приходится сдавать гору предметов на каждой сессии, распределение равномерное. Если предмет закончился в марте, удобно сдавать его сразу в марте, а не в июне, когда ты уже половину забыла»,— аргументирует Анна.

В свободное от учебы время Анна проходит стажировку в “Ъ”. «Стараюсь писать по специальности — про международные отношения. После стажировки планирую развиваться в этом же направлении, не получится — придумаю что-нибудь другое. Я стала гораздо спокойнее относиться к неудачам. В школе пугают: не сдашь ЕГЭ на 100 баллов, не видать тебе ни хорошего вуза, ни счастья в жизни. А когда заканчиваешь бакалавриат, уже понимаешь, что все всегда можно переиграть. Не получилось одно — пробуй еще или пробуй другое»,— рассуждает Смирнова.

Любимый ее исторический период — правление Александра II. «Это время сочетает в себе все самое лучшее: дух реформаторства, развитие науки, искусства, литературы. Это время моих любимых писателей — Достоевского, Тургенева, Островского.

Если бы мне предложили однажды отправиться в небольшое путешествие в прошлое, то эпоха Александра II была бы вне конкуренции

— Я совершенно искренна, когда говорю, что нет ничего лучше наших классических произведений, и только английская литература может дотянуть до нашего уровня». В России, считает Смирнова, не всегда верное восприятие классической литературы: многие думают, что это обязательно тяжелое и серьезное, только поучает и наставляет. Но литература может, а иногда и должна быть просто формой досуга, возражает Анна,— отдыхом после тяжелого рабочего дня, способом отвлечься и приятно провести время. В музыке Анна также вполне патриотически настроена: «Русский рок — мое все! «Ария», «Би-2», «Пилот», «Кино», «Ума2рман» — я могу продолжать бесконечно».

Еще Анна очень любит путешествовать и старается почаще выбираться в соседние города. «Отдельная любовь — студенческие исследовательские экспедиции. После одной из них девушка, которая была со мной, сказала: «Теперь я хочу быть антропологом. Помогите!» Я в тот момент хотела закричать то же самое. Эти экспедиции дают такой колоссальный опыт, погружение в совершенно другую среду обитания»,— восхищается она.

Недавно Анна побывала в Великом Новгороде, была им совершенно очарована, и ей даже захотелось пробиться на знаменитые новгородские раскопки. «Если бы я занималась археологией профессионально, я бы обратила внимание на средневековый период Руси. Мне кажется, нашим ученым есть над чем работать в этой области, мы знаем далеко не все. Еще я бы обратила внимание на подводную археологию — вообще отдельный мир! Было бы интересно поработать в Центральной и Латинской Америке — пираты, испанские галеоны, романтика!» — мечтает Анна.

Обширные познания в истории, российской и мировой, позволяют Анне Смирновой с особым интересом смотреть на современность. Однако она не спешит связывать прошлое и настоящее. «Я не могу провести четкой параллели с каким-то периодом нашей истории. Я бы скорее сказала, что постепенно приходит время крупных и важных событий»,— прогнозирует она.

Советы для тех, кто идет на Турнир Ломоносова в первый раз

В преддверии Турнира Ломоносова, одной из самых известных и масштабных российских олимпиад для школьников, мы решили дать его участникам и их наставникам несколько советов. Думаем, они могут оказаться полезными для тех, кто идет на Турнир Ломоносова в первый раз, но не помешают и знатокам.

Мы дополнили список новыми рекомендациями для участников:

  1. Во многих точках проведения необходима предварительная регистрация. Информацию об этом можно посмотреть в последнем столбце списка точек проведения. Для участников 11 класса в Москве регистрация обязательна.
  2. 11-классникам обязательно нужно принести с собой паспорт. Турнир имени М. В. Ломоносова включен в проект Перечня олимпиад школьников на 2017/18 учебный год, с точки зрения вступительных льгот соревнование 1 октября носит отборочный смысл. Весной для выпускников будет проведен еще и заключительный тур.

Общие советы для участников:

  1. Турнир Ломоносова проходит во многих школах России. Проверьте список мест проведения, если рядом с вашим домом есть такая школа, имеет смысл писать олимпиаду именно в ней. В МГУ будет толпа и давка, туда традиционно приезжает огромное количество школьников и их родителей.
  2. Заранее спросите себя, на какие предметы вы хотите пойти. На какие обязательно, а на какие не очень. Расставьте приоритеты и рассчитайте свое время.
  3. Почему-то большая часть ребят, приходящих на Турнир, первым делом бегут на математику. Может, имеет смысл пойти сначала на другой предмет, чем всем тесниться в одной аудитории? Тем более, как показывает практика, аудитории, где пишут математику, довольно быстро пустеют.
  4. Вместо тетрадей распечатайте лучше бланки работ. Так, вы сможете посмотреть на скан своей работы в своем личном кабинете.
  5. Кроме пишущих принадлежностей и листочков, возьмите с собой что-нибудь поесть и попить. Олимпиада идет долго, если уж не проголодаетесь, так пить точно захотите.
  6. Как и на любую другую олимпиаду, имеет смысл прийти чуть заранее. Так вы сможете спокойно сдать свои вещи в гардероб.
  7. Берегите нервы и силы! Не пытайтесь прорваться через ограничительные ленты и дежурных. Вас всех пустят и рассадят по аудиториям.
  8. Если вы пришли на олимпиаду с одноклассниками, то в аудитории отсядьте подальше друг от друга. Поговорить вам все равно не удастся, а обнаружив (а они обнаружат!) учеников одной и той же школы рядом, дежурные вас обязательно рассадят. На это уйдет время, которого на олимпиаде всегда мало. Кстати, учитывайте, что списанные работы могут быть аннулированны.
  9. Во время олимпиады телефон надо выключать. Возьмите с собой часы, чтобы отслеживать время (дежурные не всегда отмечают время на доске) и калькулятор, если вы любите им пользоваться.
  10. В любой ситуации и по любому вопросу надо обращаться к дежурному и ничего не бояться. Вам всегда помогут: подскажут, где нужная аудитория, проводят в туалет и т.п.
  11. Заранее узнайте у родителей свой почтовый индекс. Эта информация вам пригодится для заполнения карточки участника прямо на турнире.
  12. Не забудьте сохранить нижнюю часть карточки участника. На ней будет номер, с помощью которого вы сможете узнать свои результаты в своем личном кабинете.

Для учителей:

  1. Не стоит отбирать на Турнир Ломоносова самых сильных учеников класса. Принять участие в этой многопредметной олимпиаде может любой школьник. Задания ориентированы на учащихся 6–11 классов, но можно приводить на турнир и младшие классы, если они выражают такое желание.
  2. Предложите тем, кто силён по другим предметам, заглянуть и не «на свои предметы». Может быть, что в ребенке проснется интерес. А может, и откроется талант!

Для родителей:

  1. Расспросите ваше чадо, на какие предметы оно пойдёт и почему. Этим вы поможете ребёнку — он ещё раз утвердится в мысли, что правильно всё обдумал, а у вас есть вероятность заодно узнать что-то новое о сыне или дочке.
  2. Мы понимаем, что вы волнуетесь за ребенка, но за много лет проведения турнира не было ни одного несчастного случая. Как бы вам ни хотелось проникнуть через ограничительную линию, усыпить бдительность дежурных не удастся. Лучше заранее оговорите место встречи со своим ребенком.
  3. Объясните ребенку, что если он написал свой любимый предмет, а время еще есть, то не стоит сразу убегать домой. Если он заглянет еще на парочку, то ничего не потеряет (кто знает, может, и получит грамоту за многоборье).
  4. Если ваш ребёнок намерен пойти на физику «за компанию, вместе с другом», то за это его надо похвалить: дружба в жизни намного важнее всех наук вместе взятых. А физика может неожиданно превратиться из ненавистной науки в любимую.
  5. Уходя с Турнира, убедитесь, что ребёнок забрал нижнюю часть регистрационной карточки с собой (а верхнюю сдал организаторам). Ведь с ней свои результаты будет гораздо легче узнать, чем без нее.

Какие существуют льготы для победителей олимпиад?

100 олимпиадников на 99 бюджетных мест – эта шутка с каждый годом становится всё злободневнее. Олимпиадное движение становится популярнее и отбирает всё больше мест у поступающих по результатам ЕГЭ. Разбираемся: какие льготы дают олимпиады, что такое 1,2 и 3 уровень, в каких олимпиадах участвовать, чтобы поступить на бюджет без ЕГЭ.

Преимущества олимпиад при поступлении

  1. Возможность поступить без результатов ЕГЭ. Поступление без вступительных испытаний (БВИ) дают самые сложные олимпиады 1 уровня, однако нужно подтвердить результат 75 баллами на ЕГЭ по профильному предмету.
  2. Досрочное поступление. Олимпиадники, которые поступают без вступительных испытаний (БВИ), зачисляются раньше абитуриентов, поступающих по ЕГЭ. Следовательно, шансов получить бюджетное место у них больше.
  3. Возможность получить 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Для этого не обязательно быть победителем, достаточно призерства. Эту льготу также нужно подтвердить 75 баллами на ЕГЭ.
  4. Олимпиадники выше в университетских списках. Представим, что есть 2 абитуриента с одинаковыми баллами, но у одного есть призерство в олимпиаде по профильному предмету, а у другого нет. Олимпиадник будет ранжироваться выше и шансов поступить на бюджет у него больше.
  5. Льготы сразу в несколько вузов. Перечневые олимпиады действуют не только для одного определенного учебного заведения, есть возможность поступать сразу в несколько учебных заведений.
  6. Дополнительные баллы при поступлении. Есть олимпиады, за выход в заключительный этап которых вуз дает дополнительно несколько баллов при поступлении. Часто такую возможность дают именно олимпиады от вузов, например, РАНХиГС.

Какие олимпиады дают льготы: перечень

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации каждый год утверждает “Перечень олимпиад школьников и их уровней на учебный год”. Рекомендуем каждому выпускнику изучить его.

В 2020-2021 году в перечень вошли 88 состязаний разного уровня по всем предметам. Участие во всех бесплатное.

Важный момент: уровень присваивается отдельному предмету, а не олимпиаде в целом. Например, в “Высшей пробе” (НИУ ВШЭ) есть предметы как 1 уровня, так и 3. Поэтому нужно внимательно изучить Перечень и убедиться в “весе” желаемого предмета. Уровень присваивается в зависимости от количества творческих заданий и сложности.

Также важно проверить, какие олимпиады принимает вуз, в который вы планируете поступать. Он может принимать все перечневые, а может и нет. Может давать поступление БВИ, а может только 100 баллов. Всё это учебное заведение решает самостоятельно.

Кроме перечневых, есть состязание, дающее льготы при поступлении в любой вуз России – Всероссийская олимпиада школьников (Всеросс). Любой отличник хотя бы раз в ней участвовал, ведь первый этап проходит в школах и на него отправляют самых способных учеников. Но на школьном этапе конкурс не заканчивается, нужно пройти ещё 3 отбора: муниципальный, региональный и заключительный. Всеросс считается одной из самых сложных олимпиад, но результат того стоит: победитель или призер может поступить в любой университет на бюджет.

Есть ли смысл участвовать в других олимпиадах, которые не входят в перечень? Только для общего развития и проверки знаний, льгот они не дают. Диплом “Русского медвежонка” не поможет поступить на бюджет.

Самые легкие олимпиады дающие льготы при поступлении

Самыми легкими считаются перечневые олимпиады 3 уровня. Вузы сами решают, предоставлять льготы по ним или нет, поэтому нужно проверить информацию на сайте университета. Обычно олимпиады 3 уровня дают 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету. Важный момент: необходимо получить на ЕГЭ по этому предмету не менее 75 баллов, чтобы подтвердить результат.

Льготы призерам регионального этапа всероссийской олимпиады

Призерство в региональном этапе ВОШ может давать дополнительные баллы при поступлении, если сам вуз установил это. В остальные случаях региональное призерство или победа не даёт бонусов абитуриентам. Единственная польза – возможность в следующем году пройти сразу на заключительный этап, минуя остальные стадии отбора.

Льготы олимпиады 3 уровня

Олимпиады 3 уровня дают 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету при условии если выпускник сдает ЕГЭ на 75+ баллов. 3 уровень содержит от 30% творческих заданий и от 30% заданий высокой сложности.

Популярные олимпиады 3 уровня:

  • Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг
  • Всероссийская Сеченовская олимпиада школьников
  • Всероссийская Толстовская олимпиадам школьников
  • Олимпиада школьников «Гранит науки»
  • Плехановская олимпиада школьников и др.

Льготы олимпиады 2 уровня

Второй уровень даёт либо зачисление на профильные направления без вступительных экзаменов, либо 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету (также необходимо сдать ЕГЭ на 75+ баллов, чтобы получить льготу). Олимпиада 2 уровня содержит от 50% творческих заданий и от 40% заданий высокой сложности.

Популярные олимпиады 2 уровня:

  • Всесибирская открытая олимпиада школьников
  • Герценовская олимпиада школьников
  • Кутафинская олимпиада школьников по праву
  • Московская олимпиада школьников
  • Объединённая межвузовская математическая олимпиада школьников
  • Олимпиада РГГУ для школьников
  • Олимпиада школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Турнир имени М.В. Ломоносова и др.

Олимпиады 1 уровня

Призерство или победа в олимпиаде 1 уровня дает заветное поступление без вступительных испытаний (БВИ) при условии подтверждении баллов на ЕГЭ по профильному предмету. 1 уровень содержит от 70% оригинальных творческих заданий, не менее 50% заданий высокой сложности.

Разделение состязаний по уровням не говорит о том, что где-то будет легко, а где-то нерешаемо сложно. На деле сложность определяется только объемом знаний выпускника.

Популярные олимпиады 1 уровня:

  • Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба»
  • Олимпиада школьников «Ломоносов»
  • Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»
  • Олимпиада школьников «Физтех»
  • Олимпиада школьников Санкт- Петербургского государственного университета

Олимпиадный сезон стартует уже с октября! Отборочные этапы продолжатся по январь, обычно в дистанционном формате, заключительный проходит очно весной. Попробуйте свои силы в различных состязаниях, дополнительные баллы и поступление БВИ никогда не будут лишним. Успехов!

Личный опыт. Как прошел финал олимпиады по журналистике «Ломоносов»

Рассказывает Светлана Кудашкина, школа №24, г. Саранск

29 февраля. Очный этап олимпиады «Ломоносов» по журналистике. В 15:00 я вышла из Шуваловского корпуса МГУ. В голове лишь одно: «я провалила олимпиаду». Сердце бешено бьется, но я не подаю вида. Маме говорю, что все хорошо. Сама верю в это с трудом.

Ночь в поезде провожу без сна. Все мысли только об одном: почему я не изучила биографию Максима Горького раньше? Ведь именно с этим человеком было связано олимпиадное задание.

Следующие несколько дней — как один. Ни на что не надеюсь, но упорно продолжаю обновлять официальный сайт олимпиады и личный кабинет.

2 марта, получаю письмо на почту: «Уважаемые участники, завтра с 15:00 до 16:00 пройдет показ работ. Свои баллы вы можете посмотреть в личном кабинете». В этот момент мне хотелось куда-то спрятаться, убежать, исчезнуть, но пришлось собрать в кулак все мужество и проверить результаты. Дохожу до своего имени в списке. Вижу: восемьдесят три из девяноста.

Первая эмоция — радость. Вторая — страх. Вдруг этих баллов не хватит, чтобы пройти дальше?

Через час с работы возвращаются родители. Серьезный разговор, который растянулся на целый час: стоит ли мне ехать? А если и стоит, то с кем? Одной? Родителям тяжело принять, что я уже не ребенок, а мне тяжело это осознать.

В полночь я уже смотрю на них сквозь окно поезда, отправляющегося в Москву.

3 марта, на часах половина третьего. Я стою на Моховой. Чтобы оказаться у факультета журналистики МГУ — достаточно пройти по подземному переходу.

На показе работ мне объяснили все ошибки,которые оказались весьма глупыми. Несмотря на это, в глубине души зажегся огонек надежды.

Мне не хотелось идти в метро, поэтому я решила немного посидеть возле библиотеки имени Ленина. Именно в этот момент на мой телефон пришло оповещение.

Впервые за все время даю волю чувствам: я в финале. Слезы радости, трясущиеся от волнения руки, дрожащий голос и истерический смех были вполне обоснованы, ведь я так долго шла к этой цели. Повлияла на мою реакцию и моральная усталость: полгода усердной подготовки.

5 марта я проснулась в половине шестого — сказалось волнение. В восемь утра уже была у нужного крыльца, в восемь сорок пять — зашла в здание.

Вся стена у входа увешана огромными экранами. На них — последние выпуски передач телеканала «Россия». Навстречу идут люди: возвращающиеся с ночной смены. Среди всей этой рабочей атмосферы небольшая группа подростков — всего одиннадцать человек, среди которых стою и я. Каждый из нас показал хорошие результаты на предыдущих этапах олимпиады: отборочном, который мы писали дома, и письменном, который проходил 29 февраля в Шуваловском корпусе МГУ имени М.В.Ломоносова. Участникам олимпиады нужно было написать эссе на одну из предложенных тем. Ребята, показавшие лучшие результаты, попали сюда — на «Радио России». Причем пришли они не на экскурсию. Состязаться в финале олимпиады и пройти устное собеседование в прямом эфире — вот главная задача участников.

Первым делом нас ведут в аудиторию, в которой мы с волнением дожидаемся организаторов. Вокруг — множество микрофонов и таймеров. Я начинаю знакомиться со всеми: самой младшей участницей испытания оказывается девочка из шестого класса. Остальные ребята — старшеклассники. Многие из них живут в Москве или Московской области, но есть и участники из регионов. Финалисты приехали из Новокузнецка, Саранска, Казани и Ижевска.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector