0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выиграть конкурс учитель года

Содержание

Как стать учителем года? Отвечает победитель!

Зоя Баньшина

Всероссийский конкурс «Учитель года» — одна из самых престижных премий для всех педагогов России с 30-летней историей. Получить номинацию, а то и победить в соревновании мечтает множество преподавателей, но многие не знают, с чего начать.

Разбираемся в кухне «Учителя года» вместе с победительницей 2019 года Ларисой Арачашвили.

Как принять участие в конкурсе?

Принять участие во всероссийском конкурсе «Учитель года» может любой педагог, являющийся учителем общеобразовательной организации. Затем, на пути к всероссийскому этапу, нужно пройти несколько уровней:

  • Школьный этап, который проводит образовательное учреждение,
  • Муниципальный этап, организуемый местными властями,
  • Региональный уровень под эгидой властей субъекта РФ,
  • Финал конкурса.

От каждого региона в финале участвует 85 учителей, поэтому конкурс едва ли можно назвать простым. Тем не менее главное – идти вперёд.

Девиз Ларисы: «Делай, что должен, и будь, что будет».

Быть педагогом с большим стажем и государственными наградами совсем необязательно: «Никаких публикаций или чего-то еще не требуется, надо просто достойно пройти все конкурсные испытания, стаж и прошлые заслуги значения не имеют, — говорит Лариса. — Про конкурс я узнала на одном из молодежных учительских форумов, там же познакомилась с победителем 2016 года, мы оказались одногодками, меня поразило, что методики и приемы мы применяем схожие».

Статья в тему:  Кто выиграет боруссия или атлетико

В 2020 году финал всероссийского конкурса «Учитель года» перенесли на первую половину 2021 года. Тем не менее региональный этап соревнования прошёл в обычном режиме, что даёт право надеяться — новый соревновательный год состоится без трудностей.

Больше подробностей и новостей о конкурсе публикуется на официальном сайте состязания.

Как победить?

Единого рецепта, который позволяет победить в конкурсе, не существует. И это логично, ведь иначе конкурс оказался бессмысленным.

Ценность каждой победы заключается в том, что лучший учитель может поделиться своими методами и наработками со всем педагогическим сообществом. На сайте конкурса «Учитель года» размещаются разные материалы — эссе, методические уроки, мастер-классы и рефераты – от лауреатов и призёров соревнования. Воспользоваться ими может каждый.

Лариса Арачашвили даёт важный совет — оставайтесь собой. «Чтобы победить, педагог должен помнить, что он сначала педагог, а потом конкурсант, не превращать свой урок в цирк. Мне на уроке важно остаться собой, взбалмошной, немного сумасшедшей, интересной, динамичной, открытой и понятной ученикам. Именно то, что я нашла контакт с ребятами и работала на них, а не на жюри, помогло выиграть», — говорит лауреат конкурса.

Что идёт после победы?

Одержать победу во всероссийском конкурсе «Учитель года» и стать официально лучшим педагогом страны —испытание для любого человека. Порой справиться с вниманием бывает непросто.

Быть учителем года сложно, нервно, ответственно, а иногда очень весело, это, конечно, расширяет границы возможностей. Отношение учеников ко мне не изменилось, я — это я, со званием или без, с хорошими уроками, отличными уроками, а иногда проходными, неудачными. Родители рады, что их детей учит профессионал, это правда. А коллеги очень спокойно относятся, победа в конкурсе — это всего лишь победа в конкурсе. Хотя, когда приезжаю в другие города, бывает, что встречают с обожанием и нездоровым фанатизмом.

Как стать победителем конкурсов «Учитель года» и «Успешная школа»: советы психолога

10 принципов, необходимых для победы в двух главных педагогическим состязаниях страны — «Учитель года» и «Успешная школа».

Статья в тему:  Фото дома который выиграла бородина

«Учитель года» — состязание индивидуальное, «Успешная школа» — командное. Но оба педагогических конкурса беспрецедентны в следующем: тот, кто всю жизнь оценивает, вдруг сам оказывается в позиции оцениваемого. Захватывающее сальто! Какие психологические приемы и инструменты могут помочь получить от процесса удовольствие, вынести максимум пользы и в итоге выйти из него победителем?

Кристина Иваненко, кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, генеральный директор FOCUS

1. ОСОЗНАННОСТЬ

Очень важное слово. Быть осознанным значит не только быть в моменте «здесь и сейчас» (что тоже полезно), но и осознавать, какие у вас ценности, что для вас по-настоящему важно, зачем вы делаете то, что делаете. Остановитесь и подумайте, ради чего на самом деле вы или ваша команда участвует в конкурсе? Каковы ваши мотивы (вспомните Леонтьева, мотив это не то же самое, что цель) Встряхнуть себя? Проверить, на что способен? Расширить круг профессионального общения? Освоить новые инструменты? Завоевать уважение коллег? Восхищение учеников? Сплотиться? Или что-то еще? Каждый выносит из процесса ровно то, зачем он в этот процесс шел. Поэтому лучше всего с задачами и мотивами определяться на берегу состязания.

2. ЭНЕРГИЯ

Переходя от одного этапа конкурса к другому, не забывайте o своем физическом состоянии. Да, это не олимпиада, но максимальные результаты вы покажете, если будете на пике своей формы — в по-настоящему ресурсном состоянии. Делиться, в том числе энергией, можно тогда, когда вы сами ей наполнены. Движение, физические нагрузки, кислород, правильное питание, выстроенный режим помогут обеспечить хорошую физическую основу для достижения высоких результатов. Помните, тело — не только устройство для переноса вашей умной головы дома в школу и обратно. От состояния тела зависит КПД этой самой головы. Для подготовки к финальным этапам «Учителя года» подойдет любой спорт, который нравится именно вам. Чтобы выйти победителями из конкурса «Успешная школа» присмотритесь к любым командным активностям — выезд на пейнтбол или турнир по волейболу звучат экзотично, но если вы на это решитесь, такая активность по-настоящему сплотит вашу команду, позволит лучше почувствовать единство.

3. ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

Оба конкурса точно не простят вам прокрастинации. Убежденность том, что «в последнюю ночь я самый эффективный» и вообще «до дедлайна у нас еще масса времени» тут не сработают. Это самообман, которым ваша психика прикрывает страх приступить к заданию, а в реальности приводит к повышению тревожности, потере контроля над ситуаций, низкому качеству выполнения задания. Начинайте готовиться к каждому этапу настолько заранее, насколько это возможно. Загрузив в свой «процессор» задачу, вы дадите психике возможность обрабатывать ее на подпороговом уровне сознания, возможно даже без вашего активного участия. Начав работать над заданием заранее, вы повышаете вероятность поиска необычных ходов в его выполнении — когда ваша оптика настроена на задачу, вы сканируете все окружающее пространство на возможности и находите наилучшие решения.

Статья в тему:  Что выиграл александр невский

4. СУЗИТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Неопределенность дискомфортна и для психики человека, и для команды, это фактор стресса. Потребность знать, что ждет нас в обозримом будущем, — вариант проявления инстинкта самосохранения, заложенный эволюцией. Даже если вы относитесь к нескольким процентам популяции, толерантным к неопределенности, для минимизации стресса на конкурсе, лучше попробовать неопределенность снизить. Вашему мозгу будет спокойнее, когда он может предположить, что ожидает его хозяина в следующий момент и за следующим поворотом. Внимательно изучите материалы Конкурса предыдущих лет, почитайте комментарии участников, отзывы победителей, пообщайтесь с коллегами, принимавшими участие в конкурсе ранее. Предупреждён — значит вооружен.

5. СИЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Участвуя в «Учителе года», не бойтесь вовлекать в подготовку коллег и близких! Хоть это и индивидуальный конкурс, не бойтесь просить o помощи! Создайте команду, которая вас поддержит и позволит достичь еще более блестящих результатов. Речь идет не o перекладывании ответственности и нагрузки, а o конструктивном взаимодействии. Уверяю, для вашего окружению будет очень ценно и полезно поучаствовать в таком глобальном проекте, помочь вам, внести свой вклад! Не бойтесь втягивать в свою орбиту людей ярких, интересных, профессиональных — их участие и помощь ни в коем случае не умоляет ваших достоинств, а напротив говорит o вашем лидерском потенциале и способности вовлекать и вдохновлять.

В «Успешной школе» этот пункт вообще выходит на первый план! Ведь этот конкурс про команду образования. Из гештальт психологии мы хорошо знаем, что целое больше суммы элементов, а команда больше, чем сумма усилий каждого из ее членов. Цитируя А.Г. Асмолова, «Успешная школа – это когда команда образования становится в хорошем смысле слова ценностной линией школы». Чтобы стать этой ценностной линией, необходима сплоченность! Не забывайте, что в командной работе всегда есть 2 уровня активности — инструментальный (решение задачи) и психологический — групповая динамика. Это разделение зон ответственности, бурление, конфликты и их решение, кристаллизация ролей. Этот второй пласт взаимодействия не менее важен, чем первый. Не отмахивайтесь от него, уделите групповой динамике внутри вашей команды должное внимание.

Статья в тему:  Как выиграть за предателя

6. БОРЬБА С АВТОМАТИЗМАМИ

Автоматизмы – это действия, которые мы совершаем, не задумываясь, «на автомате». Какие-то их них полезны — особенно те, которые мы нарабатывали специально и осознанно (например, вождение автомобиля или проверка сочинений), но большинство автоматизмов сложились стихийно, несколько раз сработав, закрепились и теперь присутствуют в нашей жизни. Велика вероятность, что они успели устареть и уже не являются оптимальными. Речь идет про привычки самого разного масштаба — от вашего привычного маршрута на работу до алгоритма проведения урока. Отхождение от привычных паттернов действий позволяет оставаться актуальным и развивает творческое мышление. Оба педагогические конкурса — отличный повод предать рефлексии заржавевшие паттерны поведения и перестроить некоторые из них.

7. ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ

Прозрачны сегодня не только стены офисных зданий и пространства опен спейсов, но и новые эталоны образования. Прозрачность правил игры, транспарентность процессов обучения, ясность требований к ученикам и учителям создают в школе правильную обстановку доверия друг другу. Честная, прямая коммуникация без утаиваний и манипуляций — важный ингредиент современного образовательного процесса. Если вам удастся внедрить эту ценность в командное взаимодействие в рамках «Успешной школы» и транслировать эту ценность в ходе своего участия в конкурсе «Учитель года», это внесет важный вклад в глобальное оздоровление образовательной среды.

8. DIVERSITY MANAGEMENT

Концепция diversity management строится на осознании факта, что все люди разные. Учителю эти различия необходимо не просто признавать и принимать, но и эффективно использовать в работе не только класса, но и своей собственной команды. Diversity management — это больше, чем толерантность к разнообразию, это умение им управлять. Класс, составленный из людей с разными установками и вкусами, с разным семейным бэкграундом, разных психологических типов сложна в управлении, но имеет неограниченный потенциал синергии и развития — при условии, что учитель освоит науку diversity management’а. Команды экспертов от образования так же обладает мощнейшим запасом разнообразия. Продемонстрировав свои навыки в «управлении многообразием» на обоих Конкурсах, вы заработаете дополнительные очки.

Статья в тему:  Как выиграть поездку в англию

9. ДЕРЗОСТЬ

Вы наверняка слышали об аббревиатуре SMART. Цель должна быть S — конкретной (specific), M — измеримой (measurable), A — достижимой (archivable), R — значимой (relevant), T — определенной во времени (time). Очень эффективный акроним, но в его интерпретации часто забывают важную деталь относительно буквы «A» — она имеет два значения. Цель должна быть не только достижимой, но и амбициозной (A, ambitious) — то есть дерзкой, глобальной. Только если она значительно выше вашего нынешнего уровня, но при этом реалистична, она будет вас мотивировать. Энергия выделяется под цель — чем цель глобальнее, тем энергии на ее достижение больше! На каждом этапе индивидуально или всей командой ставьте перед собой глобальные цели, это гораздо эффективнее, чем энергосберегающие формулы «главное не победа, а участие».

10. СТРАСТЬ

Победить ни в одном, ни в другом конкурсе без страсти не получится! Вовлекитесь в процесс эмоционально, поймайте состояние потока, прочувствуйте значимость результатов своего труда, влюбитесь по уши в каждое задание, которое выполняете, позвольте себе стать немного фанатичными, почувствуйте принадлежность к чему-то большему, чем вы сами, осознайте свою миссию и получите радость от каждой минуты участия в конкурсе!

Кристина Иваненко, кандидат психологических наук, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, генеральный директор FOCUS

Советы психолога участникам конкурса «Учитель года»

Конкурсная ситуация всегда таит в себе беспокоящую человека неопределенность, тревога – это нормально, ее всегда испытывают люди во время любого испытания.

Советы:Как подготовиться к публичному выступлению.

  • Настройтесь на аудиторию.
  • Независимо от ситуации относитесь к другим всегда так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам.
  • Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.
  • Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде, чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.
  • Начинайте говорить только после того, как установилась тишина.
  • Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная пауза (в случае необходимости и более длительная) пауза.
  • Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.
  • Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее).
  • Старайтесь ваше выступление подкреплять очевидными примерами.
  • Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом. Что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.
  • Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание. Никогда не допускайте, даже если соблазн велик, чествовать себя после выступления или ублажать свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами.
Статья в тему:  Как выиграть в шашки в assassin&

Если Вы выступаете, считывая свою речь с написанного:

  • Выделяйте голосом существенное.
  • Никогда не читайте с листа первое предложение.
  • В зависимости от содержания варьируйте темп речи.
  • При произнесении важных и сложных для восприятия мыслей замедляйте ее, а маловажные фразы проговаривайте быстрее.
  • Не употребляйте слишком длинных предложений, ибо их трудно понять.
  • Не перегружайте свою речь иностранными словами.
  • Ваш голос должен быть достаточно громким, чтобы Вы были услышаны в самом дальнем ряду.

Варианты окончания речи:

  • Изложить основную идею выступления.
  • Сделать выводы из своих высказываний.
  • Поблагодарить за внимание и возможность изложить свои мысли.
  • Процитировать подходящие поэтические строки.
  • Сделать комплимент слушателям.

Как использовать цифры:

  • Постарайтесь показать, что использование цифровых выкладок вам необходимо, а не является Вашей прихотью.
  • Пользуйтесь цифрами, которые удивят Ваших слушателей своей необычностью и неожиданностью.
  • Не приводите слишком много цифр. Это утомляет слушателей и заслоняет собой то, ради чего Вы их используете.
  • Цифры должны быть понятны слушателям.
  • К округленным цифрам слушатели относятся с меньшим доверием, чем к точным. Не используйте их часто.

Использование цитат:

  • Цитатами нельзя злоупотреблять. Оратор, который без меры их использует, неизбежно теряет свое лицо.
  • Человек, на авторитет которого Вы ссылаетесь, должен быть действительно превосходным специалистом в данной области.
  • Не пользуйтесь часто встречающимися и хорошо известными цитатами.
  • Источник цитаты должен быть выписан точно, но полноту информации о нем в каждом конкретном случае приводите по мере необходимости.
Статья в тему:  Кто выиграл украина или англия 2021

Упражнения для развития педагогической интуиции:

Возьмите в руки фотографию незнакомого человека, например, в журнале или газете. Вглядитесь в его лицо. Обратите внимание на его позу, одежду. Постарайтесь определить его характер, настроение, род занятий, стиль жизни. Придумайте биографию этого человека. Как Вы полагаете, могли бы Вы быть с ним в дружеских отношениях? Если нет, то какие отношения могли бы сложиться между Вами? Могли бы Вы, например, быть коллегами по работе? Если бы этот человек был учителем, какой бы школьный предмет он преподавал? Имел ли бы он авторитет среди учащихся? Что еще Вы можете сказать об этом человеке?

В метро или автобусе мельком посмотрите на своего соседа. Незаметно окиньте взглядом его лицо, одежду, позу. Подумайте, кем работает этот человек, какой у него характер, как он живет. Попробуйте определить его возраст. Постарайтесь почувствовать его настроение. Конечно, не следует навязчиво смотреть на человека, едущего рядом с Вами в транспорте. Отрабатывайте у себя способность по одному взгляду определить индивидуально-психологические особенности людей. Через какое-то время Вы обнаружите, что для того, чтобы понять другого человека, необязательно долго смотреть на него или продолжительное время разговаривать с ним. Первое интуитивное ощущение может быть самым верным. Важно только научиться доверять этому начальному ощущению и не искажать его последующими интеллектуальными интерпретациями.

По телевидению демонстрируют спектакль или телефильм, выключите звук, а изображение оставьте на экране. Попробуйте определить, о чем говорят люди, какие у них цели и мотивы, кто из них атакует, а кто – защищается, кто – лидирует, а кто – подчиняется. Вглядитесь в лица говорящих, обратите внимание на их жесты и позы. Не включая звук, скажите вслух то, что говорит первый собеседник и что отвечает ему второй. Воспроизведите предполагаемый текст разговора. Через 5–7 минут включите звук: правильно ли Вы определили предмет беседы? Если Вы ошиблись, то в чем и почему? В эту игру Вы можете поиграть дома вместе с супругом и детьми. Учтите, что бывает весьма полезно сопоставить различные версии. Какая из них оказалась ближе к тому, что говорится на телеэкране? Почему? В ходе игры можно даже учредить приз «за лучшую интуицию». Играйте!

Статья в тему:  Какая начальная форма у слова выиграем

Упражнения для снятия напряжения (стресса):

Для глаз.

  • Упражнение «Очки»: сотрясающими движениями указательного пальца, двигаясь по глазнице (в форме «лежачей 8»), делать точечный массаж.
  • Зажмуриться и открыть глаза.
  • Упражнение «Лежачая 8»: рисовать большим пальцем руки в воздухе (прямой палец направлен вверх) лежачую восьмерку. При этом голова – неподвижна, глаза следят за пальцем (начинать с направления влево, одной рукой, потом другой).

Упражнения для снятия напряжения в области живота:

  • На вдох резко втянуть живот, выдох – исходное положение.
  • Упражнение «Черепаха»: втянуть «все» в себя, напрягая тело, затем расслабиться.

Упражнения для снятия напряжения в области плечевого пояса:

  • Упражнение «Сова»: повернув голову влево, правой рукой захватить плечевую мышцу и сжимать ее на выдохе «УХ!», затем то же повторить вправо.

Упражнения для снятия общего напряжения:

  • «Поднимать» себя вместе с креслом (стулом). Расходуется адреналин.
  • Прижаться спиной к стене – «сдвигать стену».

Зрительная техника. В течение 3-х минут необходимо представить яркое ночное небо. Выберите визуально самую яркую звезду. А теперь… проглотите ее… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Полное дыхание».

Попробуйте дышать через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполняется только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.

Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.

Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и оттягивая живот.

Выполнив плавный глубокий вдох в три этапа, задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните через рот, постепенно втягивая живот.

Повторите упражнение несколько раз. Оно способствует быстрому обогащению кислородом всех клеток организма.

Упражнение «Ритмичное дыхание»

Примите «Позу кучера». Положите руку на запястье и считайте пульс: 1, 2, 3, 4, 5 и т.д., пока не почувствуете ритм биения вашего сердца.

Затем начните выполнять упражнение «Полное дыхание».

Медленно сделайте полный вдох на шесть ударов пульса. Задержите дыхание на три удара пульса, и на шесть ударов сделайте полный выдох.

Статья в тему:  Кто выиграл автомобиль в поле чудес

Отдохните перед вторым вдохом в течении трех ударов пульса.

Сделайте несколько раз полный вдох и полный выдох в ритме биения вашего сердца. Не доводите себя до изнеможения, выполняя это упражнение Если сразу оно не получилось, потренируйтесь – со временем у вас все будет прекрасно получаться.

Это упражнение хорошо помогает в те моменты, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.

Метафора

В одной далекой и прекрасной стране жил-был Учитель. Такой целеустремленный, думающий и желающий изменить мир к лучшему. С искренней любовью к детям и своему делу. Все время он учился сам, и покоя ему не давала мысль – изобрести волшебное слово, слушая которое дети тут же все усвоят и станут развиваться. Он изобретал, думал, внедрял. Когда у детей что-то получалось, он был доволен и горд. Когда им что-то не удавалось, огорчался, считая это своим промахом.

И так накопил учитель целый сундук всего интересного, нужного и занимательного. А так как по натуре своей он был очень щедрым человеком, то возникла у него идея раздать это людям. Чтобы всем было хорошо – и взрослым, и детям.

Делясь с другими своими мыслями, он очень волновался: все ли поймут его правильно, так ли он все делал? Может, мысли и дела его не так уж хороши и умны, как ему казалось? Одолевали Учителя страхи, волнения.

Услышала все это Мудрость и спросила:

– Добр ли ты к людям, порядочно ли ведешь себя?

– Да, – отвечал Учитель.

– Ты любишь свое дело, своих учеников?

– А как иначе?! – удивился Учитель.

– Ты искренен и правдив?

– Содержание твоего сундука, твое мастерство, оно действительно помогает детям?

– Ну что ж, тогда подумай еще раз над тем, о чем я тебя спросила, и реши, стоит ли тебе бояться делиться всем этим с людьми. Ты умен, и я уверена в правильности твоих выводов. Дерзай, Учитель!

«Участие в конкурсе – это:

– объективная оценка своей профессиональной деятельности;

– обмен опытом с коллегами;

– разработка новых тем уроков;

– опыт публичных выступлений, открытых уроков.

Самое главное – следующий профессиональный уровень!»

Статья в тему:  Гораздо легче выиграть войну чем мир сочинение

И еще много подобных высказываний, которые вдохновляют на жизнь и на подвиг.

10 советов, как стать успешным в конкурсе «Учитель года»

Вы задумались об участии в конкурсе для учителей, но не знаете, с чего начать? Наш блогер, учитель истории и обществознания Александр Мамаев, делится опытом своего участия в конкурсе «Учитель года — 2019» и даёт советы, как его выиграть.

Завершился региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года — 2019». В этом этапе конкурса я одержал победу. Губернатор области Александр Бурков подарил автомобиль Lada Granta. Для меня конкурс ещё не закончен, впереди заключительный этап, выступление в Чечне. Можно ли назвать эту победу успехом? Да. Это успех, за которым стоит огромная проделанная работа, бессонные ночи, волнительные выступления и ожидание результатов.

Мне хотелось бы поделиться советами с будущими участниками конкурсов профессионального мастерства, показать своё видение траектории, ведущей к успеху. Итак, хит-парад советов выглядит следующим образом:

1. Поставьте правильную цель

Цель должна вызывать страстное желание — желание победить. Однажды, уловив эту незримую страсть, я понял, что можно свернуть горы на пути к своей цели или мечте. Цель должна быть грандиозной, захватывать дух и порой даже казаться невыполнимой. Если цель поставлена правильно, то вся Вселенная будет способствовать её реализации. Выражения вроде «главное — не победа, а участие», «не корову проигрываем», «засветились, и ладно» далеки от настоящего успеха. Сперва грандиозно желайте, потом усердно делайте.

2. Создайте команду единомышленников

«Один в поле не воин» — пословица, которая как нельзя лучше характеризует подход к успеху. Во время подготовки к конкурсу жизненно необходимы советы, подсказки, поддержка, взгляд со стороны профессиональных коллег. Создавая команду, вы должны понимать, что в ней будут люди, которые желают вам успеха, помогут его добиться. Моя команда состоит из директора школы, который умело решает все организационные вопросы, завуча — прекрасного методиста; заслуженного учителя Российской Федерации, филолога, помогающего совершенствовать мою речь, а также педагога-психолога. Работая с командой, помните, что 80% работы должно быть сделано вами, а остальные 20% — это те самые подсказки, советы, изменения выступлений, которые будет давать команда.

3. Покажите свою индивидуальность

Мы все разные. Будьте собой! Никто лучше вас не знает вашу уникальность. Что в вас есть такого, что позволит зацепить жюри, учеников, других участников конкурса, зрителей, коллег? Я нашёл в себе уникальную способность быть креативным, быстро генерировать и находить сильные идеи. Самое главное — мне это даётся легко и непринуждённо, а значит, это моё. Считаю, что идея — это основа любого дела. Мощная идея позволит добиться успеха.

Статья в тему:  Кто выиграл автомобиль в поле чудес

«Школа никогда не станет преимущественно мужской»

Немаловажным качеством в конкурсах профессионального мастерства является харизма. Кто-то описывает харизматичного человека как очаровательную убедительную личность, отличного коммуникатора. Другие рассматривают харизматичность как сверхъестественную черту. Мне кажется, что харизму важно в себе открыть и постоянно развивать. Пожалуй, её невозможно измерить. Мне было очень приятно, когда после конкурсных испытаний ко мне подходили незнакомые учителя, выражали свои симпатии и говорили, что будут за меня болеть и что я им очень понравился.

4. Усиливайте свои сильные стороны

Каждый педагог может похвастаться своими сильными качествами: кто-то прекрасный методист, кто-то отличный оратор, кому-то удаётся непревзойдённо работать в команде, а кто-то может заворожить своими уроками. Конкурс «Учитель года — 2019» позволил мне не только определить свои сильные стороны, но и развить их. Так, например, мне всегда нравилось выступать перед публикой. Умение держаться свободно перед «зрителями» я считал своей сильной стороной. В процессе подготовки пересмотрел кучу видео, касающихся ораторского мастерства. Больше всего мне понравились видеолекции известного бизнес-тренера Радислава Гандапаса (кстати, в прошлом тоже учителя). На сегодняшний день понимаю, что стал сильнее в публичных выступлениях, но есть ещё горизонты, до которых расти и расти.

5. Нейтрализуйте недостатки

Всегда будет что-то, в чём вы не очень сильны, и этого всегда будет больше, чем того, что у вас получается отлично. Не позволяйте этому снижать вашу самооценку. Забудьте о недостатках и развивайте те самые сильные стороны. На время конкурса мне пришлось забыть о своих минусах: лени, привычке всё делать в последний момент (с созданием собственного сайта точно бы не прошло), ориентации во времени (вот люблю я порой отходить от темы). Свои минусы можно превратить в плюсы, а вот всё, что у вас получается «средненько», пожалуй, на том же уровне и останется.

Статья в тему:  Что выиграл александр невский

6. Заручитесь поддержкой близких

На мой взгляд, это очень важный совет. Знаю случаи, когда учителя были очень близки к успеху в конкурсах, но в их семьях происходили форс-мажорные обстоятельства, которые не позволяли побеждать. Заболел ребёнок, загулял с друзьями муж, жена устроила скандал — эти обстоятельства невозможно просчитать, но именно они способны не дать вам возможности победить. Конкурс «Учитель года» — это марафон. На протяжении полугода, а то и более, необходимо быть в тонусе, не отвлекаясь на житейские мелочи. Мне повезло, моя супруга — педагог. Ей не нужно лишний раз объяснять, зачем ты в выходные рано утром уходишь на работу, засиживаешься за ноутбуком далеко за полночь, а работу по дому делаешь, когда свободен.

7. Не бойтесь

Не бойтесь успеха. Этот страх у многих даже больше страха неудачи. Примеряйте на себя костюм победителя, ответьте на вопрос «Что даст мне победа?» Участие в конкурсе предполагает выход из зоны комфорта. Так вот, чем дольше вы будете находиться вне её, тем больше будет личностный и профессиональный рост, поэтому не бойтесь, берите на себя обязательства. В конкурсе часто придётся принимать рискованные решения.

8. Боритесь

Этот конкурс прошёл для меня именно под таким девизом. Это не внешняя борьба с другими конкурсантами, а внутренняя с самим собой. Муниципальный и региональный этапы конкурса проходили в дружественной атмосфере, все конкурсанты помогали друг другу, общались, было понятно, что мы не конкуренты, а прежде всего коллеги-учителя. Участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» подразумевает рост педагога, который возможен только тогда, когда борешься с самим собой, со своим волнением, со своим характером, со своими недостатками.

Нагрузка педагогов в школе: работа и жизнь

Смогу ли выступить на методическом семинаре без единой бумажки, только с презентацией? Смогу ли удивить детей и жюри оригинальными находками на уроке? Смогу ли заинтересовать и удерживать внимание зала во время мастер-класса? Смогу ли быстро находить и точно формулировать свои высказывания на педагогическом совете? Смогу ли создать собственный сайт? Положительные ответы на эти вопросы мне удалось найти в результате борьбы с самим собой. Борясь с самим собой, вы всё равно победите! Пускай эта победа не принесёт вам призового места, но вы станете намного сильнее себя «предыдущего».

Статья в тему:  Кто выиграл украина или англия 2021

9. Уделяйте внимание мелочам

В конкурсе «Учитель года» важна каждая мелочь: каждое сказанное слово, каждый жест, каждый взгляд, цвет галстука и состояние причёски — всё имеет огромное значение. Для того чтобы заметить все мелочи, нужны репетиции выступлений (кому как, а мне достаточно пары-тройки). Не можете заметить сами — приглашайте коллег, желательно другой специальности, нежели вы. Лучше устранить недостатки заранее, чем потом, во время конкурса, получить меньше баллов за свою невнимательность.

10. Получайте удовольствие от процесса

Наверное, самый странный совет. Я рекомендую выйти из зоны комфорта, уделять внимание каждому слову, постоянно бороться с самим собой, и тут вдруг — получай удовольствие. Для того чтобы прочувствовать этот совет, приведу аналогию. Представьте, как вы в первый раз в жизни пришли в шикарный ресторан и заказали изысканное блюдо, официант неторопливо вам его подносит, а вместе с ним 12 столовых приборов, которыми по правилам этикета необходимо его вкушать. Гости ресторана заметили вашу нервозность, и теперь всё их внимание устремлено на вас! «Каким прибором начать трапезу, а каким продолжить, чтобы не показаться простофилей?» — такой вопрос витает у вас в голове. На конкурсе к вам будет приковано такое же пристальное внимание со стороны жюри, учеников, коллег, зрителей, журналистов.

У меня на всех испытаниях волнение присутствовало только в начале. Я настолько увлёкся уроком, что не заметил, как он прошёл, быстро нашёл «общий язык» с залом во время других испытаний, так что мне становилось жаль, что испытание заканчивается. Получайте удовольствие, ловите кайф от каждого мгновения конкурса, помните, что такое больше не повторится! Успех приходит к тому, кто готов его принять и знает, что с ним делать дальше.

Желаю успеха всем коллегам в ежедневных нелёгких испытаниях на педагогическом поприще! Вдвойне буду счастлив, если мои советы окажутся полезными будущим участникам конкурса «Учитель года».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

«Лучшие люди — это дети». Учитель года — 2019 о себе, честности и своем стиле работы

Победитель конкурса «Учитель года России — 2019», преподаватель русского языка и литературы волгоградской школы «Долина знаний» Лариса Арачашвили рассказала корреспонденту ТАСС, как переезжает со съемных квартир с кипами книг, а за две с половиной недели конкурса ни разу не спала больше пяти часов в сутки.

Статья в тему:  Кто выиграет боруссия или атлетико

Не превратиться в Обломова

Я побывал только на одном уроке Ларисы Арачашвили, но и этого хватило, чтобы убедиться: передо мной — необычный учитель. Собственно, и сама она относит себя к нестандартным педагогам.

Итак, урок русского языка в 7-м классе. «Чего нет у причастия?» Поднято несколько рук, и выбранный Ларисой ученик отвечает: будущего времени. Учитель хвалит: «Супер!» И задает следующий вопрос: «Почему слово бетонный пишется с двумя «н»?» Опять несколько рук, опять жестом учитель показывает, кому отвечать, и ученица, не вставая с места, говорит, что первая буква «н» из корня слова, а вторая — это суффикс. «Класс!» — снова одобряет учитель. Работа на доске. Лариса, замечая ошибку, говорит чуть обиженно: «Слово «отражение» пишется через «а» — это словарное слово, друг мой…»

На уроке оживленно, учитель дружелюбна и даже уютна: когда дети обращаются к ней с каким-либо вопросом, она просто и по-домашнему откликается междометием «ая».

«Я стараюсь быть понятной и услышанной детьми, разговаривать с ними по-современному, даже музыку слушать ту, какую они сейчас слушают, чтобы лучше понимать их. Но самое главное — быть перед ними честной. Тогда и они будут с тобой честны. Мне буквально вчера один ученик пишет СМС в 12 ночи: «А это нормально — рыдать над Обломовым?» Я ему отвечаю: «Нормально. Только пацанам не говори», — улыбается собеседница.

Она призналась, что ей нравится грустная шутка — «как-то незаметно из Чацкого я превратился в Обломова». «Так вот моя цель — не превращаться в Обломова, все-таки Чацкий мне ближе», — уточнила педагог.

Семейный ритуал

А начиналось все, наверное, с глубокого детства. Когда в конце 1940-х годов на казаков начались гонения, семья Кудряшовых из Сталинградской области уехала в Грузию, где бабушка Ларисы 40 лет проработала учительницей русского языка и литературы в средней школе города Рустави.

Конечно, отсюда же у девочки любовь к книгам, чтению, русскому языку. «Помню, был даже такой семейный ритуал — я садилась в бабушкино старое кресло, читала лет в шесть свою любимую сказку «Гадкий утенок» и смотрела в окно, ждала маму с работы, а мама работала юристом в исправительной колонии в Рустави, кстати, там же работал и мой папа, только экономистом, там они и познакомились», — рассказывает Арачашвили.

Статья в тему:  Как выиграть в шашки в assassin&

Мама и сейчас работает юристом, только в райцентре Средняя Ахтуба под Волгоградом. Лариса же, окончив девять классов в Средней Ахтубе, пошла в 10-й класс волгоградской школы-интерната для одаренных детей «Лидер».

«Моим классным руководителем в «Лидере» была преподаватель русского языка и литературы Анна Александровна Селезнева. Вот в ней я впервые увидела классного современного преподавателя. Она вот такая яркая и нестандартная. Когда она на линейке вот так — не зло, не едко, а вот именно интересно, комментировала происходящее… Я еще подумала: наверное, чья-то мама, учителей таких не бывает. И тут вдруг выяснилось, что она наш педагог и даже классный руководитель! При этом она профессионал, она научила меня писать научные работы, однозначно, как педагог она дала мне очень многое. Конечно, она поздравила меня с победой на конкурсе», — улыбается победительница.

«Так, как ты, работать нельзя»

Сначала Лариса поступила в Волгоградский госуниверситет на редакторский факультет. Но когда на втором курсе попала на лекцию в педагогический университет, поняла, что вот это — ее.

«В ВолГУ парты, столы такие чистые, гладкие, а в педуниверситете все парты исписанные. Но они исписаны цитатами классиков русской литературы. И у меня перед глазами цитата Михаила Булгакова: «Вы смеетесь надо мной, потому что я отличаюсь от вас, а я смеюсь над вами, потому что вы не отличаетесь друг от друга!»

И еще цитаты из Есенина, Маяковского, переписка о том, что кто-то хочет в столовую, но она… в стихах! Маме говорю: я хочу в педагогический, она говорит: хочешь — хоти, но ВолГУ не бросай. Договорились, я осталась в ВолГУ на заочном, а в педуниверситет перевелась на очный».

В первый год работы учителем старшие коллеги говорили Ларисе, что так, как она, работать нельзя. Но на втором году работы к ней подошла семиклассница и спросила: а что нужно читать, чтобы быть как вы?

Статья в тему:  Как выиграть поездку в англию

«И вот после этого я решила: пускай вынесут меня из образования вперед ногами, но буду такой, какая есть, потому что это классно, когда ребенок увидел в тебе что-то, чему хочется подражать. Ты-то себя знаешь со всеми недостатками, но дети увидели в тебе самое хорошее, это такой стимул в работе, вы не представляете», — признается педагог.

Сейчас у 29-летней Ларисы Арачашвили уже семь лет педагогического стажа, и ее награда подтверждает, что она была права.

«Лучшие люди — это дети»

Как утверждает Лариса, в школе может быть что угодно, но никогда не бывает скучно.

«Я работаю с самыми лучшими людьми — это дети. Они лучше, чем взрослые, — они чище, они забавнее, они веселее. Уверена, что детям не противно идти ко мне на урок, у нас происходит живое общение. Но уроки я всегда веду на высоких каблуках, это меня как-то собирает, дисциплинирует. И еще — я не добренький учитель: я ставлю двойки, и немало. Но они понимают, за что получают эти двойки. При этом я и пятерок не жалею. Наказываю? Да нет, не наказываю. Хотя… могу наказать своим невниманием. Я не урокодатель, я учитель. Если они очень сильно шумят, а делаю раз, два замечания. Если это не срабатывает, я превращаюсь в урокодателя. То есть распрямляю плечи, голос становится холодным, бесстрастным, и на детей это производит самое большое впечатление — вы так на нас сильно обиделись? У них сразу такой ужас», — рассказывает Лариса Георгиевна.

За опоздание педагог тоже «наказывает», и тоже своеобразно: нужно рассказать любое стихотворение наизусть.

«Сначала они мне Агнию Барто читали, теперь сообразили, что есть короткие стихотворения — у Маяковского, Цветаевой, Пушкина. Я сижу — радуюсь, но сказала, что есть одно стихотворение, оно всего в одну строку, которое я просто как филолог знаю. Вот жду, когда они его найдут, это уже такое исследование и соревнование», — признается собеседница.

Среди 120 ее старшеклассников любимчиков нет. Есть дети, которые больше проводят с ней время, но они сами приходят к своему учителю. А так, чтобы кому-то ставить четверку, а кому-то за такую же ошибку пятерку, потому что педагог как-то по-особому к нему относится, такого нет.

Статья в тему:  Гораздо легче выиграть войну чем мир сочинение

Лариса призналась, что в 9-м классе был один сложный ученик, который провоцировал ее, ждал, когда она «взорвется».

«Как я с ним справилась? Поговорила спокойно, по-честному. Сказала: вот чего ты добиваешься? Хорошо, я «взорвусь», начну кричать, буду выглядеть отвратительно, потом я буду вести себя как нехороший человек — писать на тебя докладные, вызову родителей, пойду жаловаться, ты пройдешь это все вместе со мной, кому будет легче? Он постепенно успокоился. Так он выпустился после 9-го класса, а уже в сентябре пришел ко мне — соскучился, говорит», — улыбается Лариса.

«Преступление и наказание» похоже на «Бойцовский клуб»

Лариса вспоминает случай на уроке русской литературы. Изучали «Преступление и наказание». И ее ученики говорят: это очень похоже на «Бойцовский клуб» Чака Паланика, который читали полкласса. А еще они вспомнили «Заводной апельсин» Энтони Берджесса.

«Хотя все это выходит за рамки школьной программы, но мы обсудили и это. Вообще, я стараюсь далеко не отходить от программы, потому что на это просто нет времени. Тем не менее часто приношу на урок дополнительные книги, рассказываю такую информацию по русской литературе, русскому языку, которой нет в учебниках, например, почему появились две точки над буквой «ё», вот что-то такое познавательное, историческое. Кстати, недавно попросила восьмиклассников собрать десять фактов из истории русского языка. Они замечательно справились. Я вот не знала, что до XVIII века восклицательный знак назывался точкой удивления. А теперь и они, и я это знаем», — рассказывает Лариса Георгиевна.

Что касается чтения книг, она считает, что книгу должны любить и читать прежде всего в семье. Но и роль учителя здесь тоже важна. Неудивительно, что победительница конкурса «Учитель года» следит за всеми книжными новинками, победителями «Букера», «Большой книги».

Пробовала сама писать рассказы, но не пошло. «Я хорошо умею говорить о литературе, чувствую красоту языка, литературы, умею и люблю показывать ее детям, что для меня важнее».

«У меня дома уже лет десять как нет телевизора, но фильмы и сериалы, например «Игру престолов», смотрю по интернету. Конечно, много читаю. Когда я переезжаю с одной съемной квартиры на другую, у меня кипы книг перевязанные. Мама ворчит: нет чтобы что-то путное перевозить», — снова улыбается Лариса.

Статья в тему:  Фото дома который выиграла бородина

Наполнить себя

В финале «Учитель года России — 2019» приняли участие 85 человек — лидеры региональных отборочных туров. Чтобы войти в тройку лучших педагогов страны, участники прошли шесть испытаний: «Урок», «Внеурочное мероприятие», «Мастер-класс», «Образовательный проект», «Публичная лекция» и «Разговор с министром». Два финальных этапа стали решающими.

Как выиграть конкурс учитель года

Газета «Краснодарские известия», 09.04.2011г.

А потом для нас, победителей муниципального этапа, была организована великолепнейшая консультация Татьяны Адольфовны Ваховской, начальника отдела КНМЦ, которая помогла мне подкорректировать свои выступления, что-то безжалостно выкинуть, а что-то добавить, чтобы лучше подготовиться к краевому этапу конкурса.

«Выход на край» принёс мне удивлённые поздравления коллег по школе)))), ещё больше их было, когда был опубликован «последний» список учителей Краснодарского края, набравших наибольшее количество баллов в заочном этапе и допускающихся к очному этапу конкурса на получение денежного поощрения 19-20 апреля 2011 года.
А потом всё было просто замечательно! Я очень старалась во время очных выступлений, меня похвалила сотрудник департамента образования края, но. Но я так и не выиграла конкурс — вместе с двумя коллегами из Краснодара мы стали обладателями губернаторского гранта.
Расстроилась ли я, узнав результат конкурса? А вот и нет! Я понимала, что НАДО РАБОТАТЬ ДАЛЬШЕ!
Как только я узнала, что не победила, первое, что сделала — открыла критерии конкурса и календарь — у меня было 10 месяцев на то, чтобы улучшить свои документы, доработать, доделать начатое!

Как это сделать?
Сначала надо чётко выбрать те позиции, по которым ВОЗМОЖНО и РЕАЛЬНО улучшить результат. Ни в конкурсе 2011 года, ни в конкурсе 2012 года у меня не было результатов ЕГЭ. Ну не сдают дети мой предмет массово! Но вот мои личные достижения в публикации статей, участии в профессиональных конкурсах, а также улучшение качества участия ребят в конкурсах — добавить тут, «поднажать» — это было реально!

Решено — значит, сделано! Я искала новые интересные конкурсы для себя и детей, искала новые возможности выступить, обобщить свой опыт, поделившись с коллегами и научившись самой чему-то новому. Год пролетел не под девизом «Всё для победы в ПНПО!», а «Учить и учиться!». Узнала огромное количество интереснейших интернет-ресурсов, которые могут быть полезны учителям в работе и в подготовке к конкурсу.
Передо мною не стоял вопрос — участвовать или нет в конкурсе ПНПО-2012? — конечно, участвовать! Было намного легче в подготовке папки и оформлении документов — они уже были набраны, оставалось распечатать и заверить, естественно, перед этим добавив новые материалы и сверив критерии. Хочу обратить внимание участников 2013 года: критерии постоянно меняются, в этом году очень сильно изменены критерии №3, №4 и №5!
Это сейчас всё вспоминается очень легко, но даже имея на руках собственные прошлогодние документы, предстояла огромная работа! Я очень благодарна всем, кто помогал, и морально тоже, и прежде всего Татьяне Адольфовне Ваховской, за всестороннюю поддержку и веру, что всё обязательно получится. И ведь получилось!
30 марта для меня действительно стал Днём приятных событий или Сплошным позитиfffом! Ещё бы — открытие конкурса «Учитель года города Краснодара-2012», вручение Знака Кристалл директору КНМЦ Фёдору Ивановичу Ваховскому, публикация итогов II Международного конкурса цифровых образовательных ресурсов и. итогов муниципального этапа Всероссийского конкурса лучших учителей 2012 года. Моё ПЕРВОЕ рейтинговое место в городе ( 52 балла ) стало для меня потрясением — мне казалось, что этого просто не может быть (списки с баллами опубликованы в статье по приведённой выше ссылке), но было очень приятно.

Статья в тему:  Какая начальная форма у слова выиграем

Все цифры взяты с сайта департамента образования г.Краснодара, где были опубликованы итоги.

А потом была ещё одна возможность пересмотреть-откорректировать свои очные выступления перед краевым этапом — консультация всех победителей муниципального этапа, проведённая Татьяной Адольфовной Ваховской.

В крае выступать сложно. Особенно, если выступать во второй день и среди последних (почти вся комиссия — иногородние учителя, зам.директоров и директора школ Краснодарского края, которые за 2 дня устали, которые спешат на автобусы, спешат к своим покинутым на 2 дня семьям. )! Надо было «разбудить» их, заставить себя слушать, удивить их, просмотревших несколько десятков выступлений.
Я рада, что получилось! Я бесконечно благодарна всем, кто мне помогал, кто верил в мой успех! Спасибо вам за то, что вы есть!

Я думаю, что если кто-то решил участвовать в конкурсе лучших учителей в этом году, то из всего, написанного выше, он может почерпнуть что-то полезное для себя.
А теперь хочу обратить внимание, что в это воскресенье (10.02 с 18-00 до 21-00 вместо запланированных 20-00!) в блоге Ассоциации участников конкурса «Учитель года г. Краснодара» проходила онлайн-консультация по вопросам участия краснодарских педагогов в Конкурсе лучших учителей РФ в 2013 году (ПНПО). Информация о данной консультации, в которой мог принять участие каждый краснодарский педагог, даже скрываясь под анонимным посетителем, была опубликована в блоге Ассоциации ещё 2 февраля. Некоторые учителя заранее задали свои вопросы. На них они получили не только исчерпывающие ответы Татьяны Адольфовны Ваховской (начальника отдела Краснодарского НМЦ), а также мои и Ж.В. Умикашвили как победителей конкурса лучших учителей РФ в 2012 году. Некоторые вопросы были заданы on-line.
Настоящим сюрпризом и подарком для всех стало участие в этом мероприятии директора Краснодарского научно-методического центра Ваховского Фёдора Ивановича — его ответы на самые сложные вопросы будут очень полезны учителям, решившим принять участие в конкурсе.
В итоге было получено 48 комментариев, но. Но вопросы задавали только 4 краснодарских учителя, которые воспользовались этой потрясающей возможностью.
У меня вопрос: что, только 4 краснодарских учителя идут на конкурс в этом году. Просмотры данной консультации были (да и остаются) просто ошеломительными.
Но она закончилась. Вопросы больше задавать нельзя! Можете ли вы себе представить, когда ещё вам предоставится возможность не только задать свои вопросы директору КНМЦ и начальнику отдела КНМЦ, но и получить на них ответы? КАК вы это спросите? ГДЕ? КОГДА? Это — самые настоящие упущенные возможности, а настоящие победители себе такой роскоши позволить НЕ МОГУТ!
Всем тем, кто не участвовал, остаётся только перечитывать материалы онлайн-консультации и находить ответы на свои вопросы в школе, у коллег, специалистов по предмету в КНМЦ и т.д.

Статья в тему:  Как выиграть за предателя

Рада, что в этом году в конкурсе примут участие минимум три члена Совета Ассоциации!

Моё выступление на Фестивале педагогических инициатив «Новые идеи — новой школе».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector