4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выиграть компьютер в шахматы

Содержание

Как выигрывать в шахматы – 10 ключевых моментов, которые стоит знать

Дата публикации: 2021-07-06

Когда Вы играете на уровне 1800 и ниже, выигрыши (впрочем, как и проигрыши) достигаются довольно легко. Ведь исход многих поединков между игроками с таким рейтингом решается ошибками и зевками. И если вы сейчас находитесь именно на этой ступени развития, то наверняка мечтаете сделать свои победы стабильными. Откроем Вам небольшой секрет – чтобы выйти на следующую шахматную орбиту, не нужно обладать фотографической памятью или просчитывать на 10 ходов вперед. Всё проще. Просто попробуйте следовать десяти рекомендациям из списка ниже.

1. Научитесь быстро развивать фигуры

Все говорят, что дебюты желательно знать досконально, и чтобы чаще побеждать, следует быть теоретически подкованным игроком. Да, у вас должно быть общее представление, как развивать фигуры и как действовать сразу после. Но главная цель любого дебюта – развить фигуры на нужные поля быстрее, чем ваш соперник. И если вы смогли это сделать, значит вы на шаг приблизились к победе в игре.

Выигрышная стратегия в шахматах №1: быстро развивайте фигуры

2. Ранняя рокировка

Ещё один очень важный ключ к победе — ранняя рокировка. Рокировка не только защищает вашего короля и уводит его подальше от центра доски. Она также активирует ладьи, подготавливает их к вступлению в игру, чтобы взять под контроль последнюю горизонталь и открытые линии. Это единственный ход, который позволяет улучшить сразу две ваши фигуры! Научитесь рокироваться в начале игры, и это поможет вам избегать многих проблем.

Статья в тему:  Кто выиграл квартиру в евроопте

Некоторые игроки-любители совершают ошибку, когда отказываются от рокировки, польстившись на пешки соперника или переключившись на развитие других фигур. Это часто приводит к агрессивной атаке на их короля, и потом они платят огромную цену за восстановление.

Выигрышная стратегия в шахматах №2: Ранняя рокировка

3. Контроль центра

Контроль центра — безусловно, одна из самых значимых шахматных стратегий. Но некоторые новички не понимают, что такого важного в контроле этих четырех центральных полей: e4, d4, e5 и d5. А ведь и на самом деле — тот, кто контролирует эти поля, фактически управляет игрой. Управление центром тесно связано с одной из ключевых шахматных концепций – пространства. Если у вас больше места, то и больше возможностей перемещать фигуры для атаки и защиты. А ваш оппонент лишен этой привилегии и находится в невыгодном положении.

Контроль над центром даёт вам нечто большее, чем просто возможность перемещать фигуры по своему усмотрению. Гораздо важнее, что это обеспечивает легкую транспортировку ваших фигур к обеим сторонам доски. Таким образом, вы получаете отличные возможности для мощной атаки, которая, в свою очередь, может привести к победе в игре.

И если вы колеблетесь и не знаете, как играть конкретную партию, вспомните, что контроль над центром обычно является выигрышной стратегией.

Выигрышная стратегия в шахматах №3: Контроль центра

4. Планируйте больше, чем на один ход вперед

Для победы в шахматах порой достаточно продумать на один ход вперед — если это лучший ход. Но, к сожалению, большинство шахматистов обычно не знают, какой ход является лучшим. Поэтому мы вынуждены анализировать глубоко несколько ходов, чтобы убедиться, что учитываем все разумные возможности.

Конечно, Вам не нужно просчитывать на 10 ходов вперед (хотя, если вы можете, то это здорово).

Вы должны попробовать рассчитать хотя бы 3 хода в глубину во всех позициях. Этой глубины будет достаточно, чтобы избежать большинства тактических ударов, с которыми сталкиваются игроки меньше 2000 ЭЛО. И если вы всегда будете рассчитывать на 3 хода вперед, то можете не сомневаться — вы выиграете немало шахматных партий!

Выигрышная стратегия в шахматах №4: Думайте больше, чем на один ход вперед

5. Научитесь делать связку, вилку и сквозную атаку против фигур соперника

Связка, вилка и сквозная атака принесли за всю историю шахмат больше побед, чем все другие комбинации вместе взятые. Вот почему важно идентифицировать их и быстро находить даже в сложных позициях. Краткое напоминание о роли этой «могучей тройки»:

Статья в тему:  Как выиграть джекпот в manor matters

Связка — ситуация, когда атакующая фигура угрожает захватить другую фигуру, которая не сможет двигаться, не обнажив более ценную фигуру. Это мощный тактический элемент, поскольку он временно парализует фигуру противника, не позволяя ей полноценно участвовать в игре.

Выигрышная стратегия в шахматах №5: Связать фигуру соперника

Вилка — когда одной фигурой одновременно атакуется несколько фигур противника. Это сильный приём, т.к. он часто приводит к потере материала соперником – особенно, если есть шах королю.

Выигрышная стратегия в шахматах №6: Вилка на фигуры соперника

Сквозная атака очень похожа на связку, но здесь сначала атакуется более ценная фигура. Когда она отходит, то теряется менее ценная фигура.

Выигрышная стратегия в шахматах №7: Сквозная атака на фигуру соперника

Потренируйтесь находить эти ключевые элементы в разных позициях, и вы заметите, что начнете выигрывать в шахматы часто!

6. Всегда держите все ваши фигуры под защитой

Игроки-любители игнорируют данное важное правило и расплачиваются за это. Даже если вам в моменте кажется достаточно безопасным оставить своего коня без защиты, дважды подумайте, прежде чем это сделать (хотя есть исключения).

В шахматах все быстро развивается, и очень легко пропустить тактический удар. Одна из популярных стратегий включает в себя комбинацию из нескольких шахов с последующим двойным ударом на незащищённые фигуры. В таком случае их невозможно защитить все одновременно, и одну в конечном счёте придется потерять.

Выигрышная стратегия в шахматах №8: Сохраняйте свои фигуры под защитой

7. Сохраните свою пешечную структуру в наилучшем виде

Многие игроки полагают, что пешечная структура играет важную роль только в гроссмейстерских играх. Это не так. Если ваша пешечная структура слаба, даже на уровне ниже 1800 вы окажетесь в невыгодном положении. Слабые, изолированные или сдвоенные пешки не могут защитить себя и требуют постоянной защиты от других фигур. Если пешки недостаточно защищены, они упадут. И все мы знаем, что очень трудно выиграть в шахматы, если у вас не хватает 2-3 «солдат» в Пешечном окончании.

Чтобы избежать этого печального сценария, всегда учитывайте изменение пешечной структуры, когда вы:

  • размениваете пешки
  • продвигаете пешки
  • размениваете фигуры

Здоровая пешечная структура — огромный плюс не только в эндшпиле, но и в миттельшпиле. Не имея очевидных слабостей, вы значительно усложните задачу вашему оппоненту по компрометации вашей позиции.

Выигрышная стратегия в шахматах №9: Держите свою пешечную структуру в хорошей форме

8. Всегда ищите возможности для атаки

Одна из распространенных ошибок клубных игроков — они пассивны и не ищут возможности атаковать. Даже если вы защищаетесь, всегда параллельно идите в контратаку. Гораздо сложнее победить игрока, который не только защищается, но и делает активные ходы, доставляя неприятности противнику. Вы должны выработать привычку спрашивать себя после каждого хода «где я могу атаковать» и «каковы слабые стороны позиции противника»? Если хотите победить, вы должны научиться запускать и проводить атаки. Да, это непросто, но с практикой станет легче.

Статья в тему:  Кто выиграет боруссия или тоттенхэм

Выигрышная стратегия в шахматах № 10: Атака, атака, атака!

9. Если вы играете чёрными, это не значит, что вы в невыгодном положении

Многие клубные игроки думают, что если им выпало быть на чёрной стороне, то придётся играть на уравнивание или другими словами, на ничью. Это утверждение отчасти верно для профессиональных шахмат. Однако в шахматах до 2000 ЭЛО игра чёрными не означает автоматически более слабые позиции. Большинство исходов партий на этом уровне определяются не крошечными преимуществами, полученными в дебюте. Большее значение имеет разница в материале, серьезные и позиционные ошибки. Если ваш рейтинг не превышает 2200, то не беспокойтесь о цвете фигур. У вас абсолютно равные шансы на победу.

Выигрышная стратегия в шахматах № 11: Чёрными фигурами нужно играть на победу

10. Научитесь играть форсированные ходы

Форсированные ходы заставляют вашего противника реагировать на них. Например, если вы ставите шах королю, то ваш соперник обязан выйти из-под шаха. Таким образом, шах является форсированным ходом. Если вы захватите фигуру противника, то ему, скорее всего, нужно будет отбить её обратно. И это также форсированный ход.

Почему в шахматах важны форсированные ходы?

Форсированные ходы упрощают процесс расчёта, следовательно, снижают неопределенность в игре. Если вы видите, как можете поставить мат противнику через постоянные шахи королю, то это будет намного безопаснее, чем если бы ваша комбинация не предполагала форсированных ходов. Гораздо легче держать ситуацию под контролем, когда вам нужно рассчитать лишь один вариант. Поэтому, если вы хотите выигрывать в шахматы, вам нужно научиться определять форсирующие ходы и применять их в своих играх.

Выигрышная стратегия в шахматах № 12: Применяйте форсированные ходы

Поздравляем — теперь вы знаете, как регулярно выигрывать в шахматы!

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня , то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

На первый взгляд кажется, что предстоит много работы. Но благодаря нашему учебному курсу Ваше обучение пройдёт легко , эффективно и с минимальными затратами времени. Присоединяйтесь к программе обучения «Шахматы. Перезагрузка за 21 День», прямо сейчас!

Люди и компьютеры

С появлением компьютеров шахматный мир сильно изменился за последние 10-15 лет. Прежде всего произошёл у людей перелом в мировоззрении. Если раньше представлялось невозможным, что машина когда-нибудь сможет обыграть человека в шахматы, то сегодня уже наоборот, мало кто верит что человек сможет оказать шахматной программе хоть какое-то сопротивление. Современные шахматные движки играют на несколько порядков сильнее лучших гроссмейстеров мира.С появлением компьютеров шахматный мир сильно изменился за последние 10-15 лет. Прежде всего произошёл у людей перелом в мировоззрении. Если раньше представлялось невозможным, что машина когда-нибудь сможет обыграть человека в шахматы, то сегодня уже наоборот, мало кто верит что человек сможет оказать шахматной программе хоть какое-то сопротивление. Современные шахматные движки играют на несколько порядков сильнее лучших гроссмейстеров мира.

Статья в тему:  Сколько денег выиграл усик

Более того, теперь у всех есть мощные компьютеры и каждый себе легко может установить мощную шахматную программу, чтобы с ней тренироваться, анализировать партии, готовиться к турнирам. Вот интересно, если переместиться в прошлое лет на 70 назад и рассказать людям обо всём этом, то какая будет реакция? Думаю, если повезёт, то в дурдоме не закроют Так быстро меняются времена, технологии, взгляды на жизнь. И сейчас сложно представить что будет ещё лет через 50-100.

Благодаря изобилию разных шахматных программ, шахматистам стало гораздо удобнее готовиться к турнирам, тренироваться, учить теорию. Всё теперь максимально автоматизировано, есть мгновенный доступ практически к любой информации, к партиям любого шахматиста. Удобно стало изучать дебюты. Уже не нужны тетради, вырезки из газет и журналов, обычные книги-энциклопедии, потому что достаточно отсеять в базе денных партии по нужному дебютному варианту, диапазону рейтинга шахматистов, временному промежутку, скомпановать из результатов дерево в один файл и сразу можно все актуальные варианты и идеи этого дебюта просмотреть на мониторе. Даже время не нужно тратить чтобы расставлять фигуры на обычной доске, они автоматически летают на экране монитора. И при просмотре можно и шахматный движок фоном включить, чтобы контролировал силу ходов, показывал ошибки, подсказывал идеи. Так можно очень быстро и качественно подготовиться практически по любому дебюту.

Ещё лет 30 назад на такую же подборку материала, его систематизацию, консультацию с гроссмейстерами могли бы уйти месяцы, если не годы. А сейчас час посидел за компьютером и всё готово. Плюс соперник для тренировок всегда с тобой. И не только на обычном компьютере, но и на телефонах. Потому что телефоны уже сами как компьютеры. Достаточно установить приложение и гроссмейстер, готовый с тобой играть в любое время суток, у тебя всегда в кармане. Причём будет играть на таком уровне, на каком ему скажешь: хоть как начинающий, хоть как чемпион мира. А потом можно занести партию в компьютер, поставить на анализ и он тебе её полностью прокомментирует, укажет на ошибки, где мог сыграть лучше.

Статья в тему:  Кто выиграл конкурс чайковского

Так, даже не выходя из дому, можно научиться играть в шахматы на уровне чемпиона мира. И кто знает, может как раз сейчас и начнут появляться никому неизвестные игроки уровня топ-гроссмейстеров. Которые тренировались дома, достигли со своим компьютером рейтинга в 2750 и решили что пора теперь и в свет выходить, побеждать все турниры один за другим. А что, сценарий очень даже правдоподобный. Вот посудите сами: для достижения уровня элитного гроссмейстера нужно около 10 лет регулярных тренировок. А когда шахматные программы вышли в продажу и стали доступны широкой аудитории? — где-то в 2005 году уже было несколько весьма сильных программ. И вот если представить, что в это время кто-то начал упорно ежедневно тренироваться с программой, то сейчас, когда на дворе уже 2017 год, можно ожидать появления самородков, которые будут беспощадно бить всю шахматную элиту. Очень хотелось бы на это посмотреть

И в целом шахматы стали довольно удобным видом спорта. Соперник всегда есть в телефоне. Не нужно выделять для тренировки особое время, место, не нужна спортивная форма. Появилось немного свободного времени — достал телефон, сыграл партейку. И так в течении дня можно успешно тренироваться довольно часто. Или если неинтересно с компьютером, то можно зайти на какой-нибудь игровой сервер и также играть с людьми. Даже в шахматный клуб ходить не нужно — он тоже всегда в кармане.

Но, как и всё в этом двойственном мире, каждое явление имеет как позитивные стороны, так и негативные. О позитивных моментах уже сказано достаточно. Может даже вообще теперь показаться что всё теперь настолько замечательно, что компьютеры принесли буквально шахматный рай. Но как бы не так. Есть и много негативных моментов. Появилась проблема читерства. Технологии продолжают стремительно развиваться и у людей всё больше возможностей появляется использовать помощь компьютера. А организаторам турниров всё сложнее становится контролировать шахматистов, чтобы всё было честно. Всё чаще появляются скандальные случаи, когда относительно слабый шахматист вдруг начинает играть пунктов так на 700 сильнее своего уровня.

И даже на высоком уровне гроссмейстеры иногда подозревают друг друга в использовании компьютера, вплоть до скандалов. Но такие случаи довольно редки. На мой взгляд, в подавляющем большинстве случаев всё проходит честно. Тем более на таком уровне используются самые современные технологии контроля, чтобы никакое внешнее послание никаким образом не дошло до игрока.

А вот рядовые турниры контролировать гораздо сложнее. И уже давно перестали откладывать партии. Теперь партия играется полностью от начала и до конца даже если 7 часов будет длиться. Ведь откладывать уже нет смысла. Потому что доигрывать партию потом будут уже не столько шахматисты, сколько их компьютеры. И это очень плохо, потому что в советское время откладывание партии было очень сильным фактором роста шахматиста. Когда он приходил домой и начинал долгими часами анализировать позицию, искать планы, идеи, вникать в её суть. И на следующий день при доигрывании начиналось именно противостояние шахматного понимания, кому лучше удалось проанализировать позицию и вникнуть в её суть. Это здорово поднимало класс игры.

Статья в тему:  Можно ли выиграть в азино

Конечно, и сегодня можно брать разные позиции, анализировать сколько хочешь. Но это уже совсем другое. Не будет такой сильной мотивации и напряжения, не будет сильного желания постичь суть позиции, найти единственно верное решение. Потому что доигрывать эту позицию ни с кем не нужно, турнирное положение от этого не зависит. Нет того стрессового фактора, который бы заставлял напрягаться и выходить за рамки своих возможностей. Теперь это приходится делать только во время самой партии. Поэтому и игра по переписке потеряла всякий смысл.

Далее, «благодаря» компьютерам, шахматная теория настолько развилась, что практически исчерпала себя. За последние 10 лет теория продвинулась во много раз больше, чем за всю предыдущую историю шахмат. Уже глубоко проанализированы практически все существующие дебютные системы и их ответвления. Раньше шахматист мог разработать какую-то ошеломляющую новинку, придумать дебютную ловушку. А теперь всё изучено и изъезжено вдоль и поперёк. И довольно сложно теперь чем-то удивить опытного эрудированного шахматиста.

Поэтому шахматная игра на высоком уровне в каком-то смысле иссушилась, потеряла свою былую зрелищность, творческие порывы, неожиданные идеи. Стала уж слишком технична и нацелена на результат. Вообще, современные гроссмейстеры на самом деле редко играют в шахматы, как это ни странно звучит. Скорее соревнуются в теоретической подготовке, играют одни и те же заезженные схемы. Поэтому часто получаются скучные ничьи.

Но конечно, есть и довольно яркие творческие шахматисты, которые стараются играть нестандартно, творчески. Например, молодой венгерский гроссмейстер Ричард Раппорт играет весьма неординарно. И нередко делает настолько удивительные ходы, что зрители остаются крайне удивлены. И хотя Раппорт частенько попадает в трудные позиции от чрезмерной оригинальности, но зато нередко и выигрывает в довольно красивом эффектном стиле.

Украинский гроссмейстер Василий Иванчук тоже довольно яркая творческая личность. Играет все дебюты подряд, под настроение. Поэтому к нему невозможно подготовиться, никогда не знаешь как будет сегодня играть. И за доской он по-настоящему творит. Если есть вдохновение, то может обыграть кого угодно, хоть Крамника, хоть Карлсена.

Хорошо, что такие яркие творческие личности разбавляют ряды чрезмерно прагматичных и техничных шахматистов. Так появляется больше болельщиков, больше людей начинают интересоваться шахматами. Но если вернуться к влиянию компьютеров и шахматной теории, то теперь жизнь шахматистов усложнилась в том плане, что нужно уж очень много учить теории. Раз в 10 больше, чем в докомпьютерную шахматную эпоху. И поэтому шахматистам очень сложно справляться с такой нагрузкой, часто забывают варианты, которые вроде бы учили.

Статья в тему:  Кто выиграл чемпионат мира среди женщин 2007

Но, как показывает убедительный пример Магнуса Карлсена, вовсе необязательно учить много теории. Есть и другой подход к шахматам. Новый молодой чемпион мира одерживает победы благодаря своему шахматному пониманию и мастерству, а не знанием теории. Более того, Магнус Карлсен даже хуже знает теорию, чем большинство гроссмейстеров из первой мировой двадцатки. Поэтому в дебюте преимущество чаще у его соперников. Но зато начиная с миттельшпиля он постепенно выравнивает позицию и начинает переигрывать соперника. Часто выигрывает в эндшпиле, когда соперник вымотан и начинает ошибаться. Таким образом, Магнус Карлсен доказывает, что главное просто уметь играть в шахматы, а не знать теорию.

Как видим, компьютеризация сильно изменила шахматный мир. Некоторые жанры шахматной игры вовсе исчезли (игра по переписке, игра с откладыванием и последующим доигрыванием). Но зато появляются и новые жанры. Например, «пуля», когда по интернету играют с контролем времени 1-2 минуты на партию. Там особый азарт и задор. Хотя от такой игры потом страдает игра в нормальные классические шахматы. Способность рассчёта вариантов укорачивается до полутора ходов и появляется рефлекс быстро сделать ход, а потом думать.

Другой популярный жанр — «адванс». Когда шахматисты играют при помощи компьютера. Смотрят какие компьютер считает варианты, какие ходы рассматривает для данной позиции как сильнейшие. И потом, прибавляя своё человеческое понимание, выбирают лучший по их мнению ход из предложенных компьютером. Но такой жанр мне тоже как-то не очень нравится. Потому что компьютер становится костылём, без которого потом сам думать не можешь. Появляется рефлекс по любому поводу запускать шахматный движок, чтобы он за тебя думал и анализировал позицию.

В целом от всего этого шахматы потеряли часть своей человечности. А ведь эта игра была создана для людей, а не для компьютеров. Вот в советское время какой ажиотаж был вокруг шахмат. С каким интересом и энтузиазмом люди следили за турнирами, матчами. Глядя на демонстрационную доску сами считали варианты, думали как бы они здесь сыграли и потом ход гроссмейстера часто оказывался неожиданным и приводил зрителей в восхищение. А сейчас комментаторы вооружены компьютером, на экране трансляции партии висят компьютерные оценки. Комментатор быстро заглядывает в базу данных, рассказывает кто как играл в этой позиции, как ошибался, потом включает компьютер, прикидывает варианты и всем картина полностью ясна.

Играющим гроссмейстерам только остаётся или повторить эту оценку и сделать сильнейший ход, который от них ожидают, или сделать неожиданный для компьютера ход, что в 95% случаев означает что он слабый. И теперь, если гроссмейстер играет очень хорошо, то все это воспринимают как должное. А если допускает ошибки (т.е. играет не по компьютеру), то начинают думать почему же он так слабо играет. А ты сам сядь на место шахматиста и без компьютера и попробуй сделать 40 точных ходов подряд

Статья в тему:  В каком году 95 квартал выиграл квн

Когда шахматные программы только начали появляться, то проводились матчи, турниры людей против компьютеров. Это было очень интересно. Например, противостояние Гарри Каспарова и программы Deep Blue в 1996-1997 гг. Было два напряжённых интереснейших матча. В первом выиграл Гарри Каспаров со счётом 4-2. А во втором уже победил компьютер со счётом 3,5-2,5.

Следующее яркое противостояние компьютера и человека было в 2002 году, когда сражались чемпион мира Владимир Крамник и программа Deep Fritz. Матч закончился вничью со счётом 4-4. А в 2006 году Deep Fritz уже победил Крамника со счётом 4-2. Были и другие противостояния людей и компьютеров. Но потом такие матчи прекратили проводить. Особенно когда компьютеры стали слишком сильны. Считается, что уже нет в этом смысла, потому что у человека нет никаких шансов. Но я с этим несогласен. Верю, что возможности мозга безграничны и если их все задействовать, то компьютеру нечего будет противопоставить. Нужно только найти способ проявить эти возможности. Или вообще выйти на уровень озарений, входить в такое состояние, в котором великие музыканты и художники творили свои шедевры, а учёные совершали открытия. Наверняка и в шахматах можно войти в подобное состояние, когда и компьютер будет нипочём.

Было бы очень интересно сейчас смотреть на сражения компьютера и человека. Даже единичные факты побед уже будут говорить о том, что человек в принципе сильнее, просто не может одинаково хорошо считать в течении всей партии и не допускать неточностей. Человек всё же устаёт, выматывается, а у компьютера нет этого недостатка и он может сколько угодно играть на одном уровне. Жаль, что сейчас такие сражения не практикуются. Потому что это были бы не просто партии, а философия, влияющая на мировоззрение. Людям всегда будет интересно кто сильнее — машина или человек. Об том свидетельствует даже ошеломляющий успех фильма «Матрица».

Можно было бы аккуратно включить компьютер как игрока в какой-нибудь супер-турнир, но вне зачёта. Вот к примеру, проходит турнир по круговой системе. Если количество гроссмейстеров нечётное, то каждый день кто-то отдыхает. А вместо того, чтобы отдыхал, можно его усадить играть с компьютером. Причём по такому правилу, что если сумеет сделать ничью или даже выиграть, то получит дополнительные пол очка или очко соответственно. Таким образом, гроссмейстеры будут хорошо мотивированы сражаться против компьютера в «выходной», потому что есть дополнительный шанс улучшить своё турнирное положение. А зрители за такой партией будут следить с не меньшим интересом, чем за обычными партиями между людьми.

Статья в тему:  Наше золото кто выиграл

Вряд ли эта мысль дойдёт до шахматных верхов и организаторов супер-турниров, но для начала хотя бы пусть будет просто высказана в пространство. Вдруг когда-нибудь долетит по назначению или кто-то подумает точно также

Каспаров против компьютера – битва, которая закончилась поражением человека. Гарри обвинил машину в жульничестве

Сейчас у человека нет никаких шансов против приличной шахматной программы – обыграть компьютер можно, лишь прыгая по уровням сложности.

Но еще 20 лет назад все было иначе: человек на равных сражался с машиной и даже побеждал – за счет творческого подхода и неординарных ходов.

Переломным оказался 1997 год – лучший шахматист мира Гарри Каспаров уступил компьютеру Deep Blue.

Хотя не обошлось без теории заговора.

Каспаров не верил, что компьютер может его обыграть (сначала так и было)

В 1997-м Каспаров был главным шахматистом планеты. Он еще не ушел в политику, обладал титулом чемпиона мира по версии Профессиональной шахматной ассоциации (ПША) и часто представлял человечество в играх против шахматных программ.

Еще в 1989-м Каспаров легко выиграл две блиц-партии у суперкомпьютера Deep Thought, пообещав, что машина никогда не обыграет человека в шахматы.

«Если компьютер сможет превзойти в шахматах лучшего из лучших, это будет означать, что ЭВМ в состоянии сочинять лучшую музыку, писать лучшие книги. Не могу в это поверить. Если будет создан компьютер с рейтингом 2800, то есть равным моему, я сам сочту долгом вызвать его на матч, чтобы защитить человеческую расу», – уверял Гарри.

В первой игре с Каспаровым Deep Thought находился на шахматном уровне в 2552 пункта – далеко до рейтинга чемпиона мира. На помощь искусственному разуму пришел компьютерный гигант IBM, предложивший сотрудничество команде Deep Thought. Проект начинался как диссертационная работа в университете Карнеги-Меллон, а со временем перерос в подготовку первой машины, способной бороться с чемпионом на равных.

IBM поменяла название шахматной программы с поэтичного Deep Thought (Глубокая Мысль), навеянного романом Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», на Deep Blue. Причина была проста – носившая неофициальное название Big Blue компания решила увековечить себя в названии шахматного компьютера.

Разработчики постоянно наращивали скорость машины, параллельно совершенствуя программное обеспечение. Работа компьютера основывалась на переборе всевозможных действий после хода соперника и просчете вариантов ответных ходов до тех пор, пока есть время на принятие решения.

Чтобы выстраивать так называемое древо ходов, машина перебирала миллионы вариантов – для этого требовалась максимально высокая скорость. Deep Thought просчитывал около 700 тысяч позиций в секунду, а усовершенствованная версия Deep Blue 1997-го – уже до 200 млн позиций.

Статья в тему:  Игровой автомат резидент как выиграть

Каспаров возвращается спустя 12 лет. И это большой сюрприз

Над машиной работали не только программисты, но и шахматисты. Спаррингом компьютера и разработчиком дебютной книги был американский гроссмейстер Джоэл Бенджамин, позже к нему присоединились другие профессионалы.

Первый матч между Каспаровым и обновленным Deep Blue прошел в 1996-м. Турниру благодаря IBM выделили щедрый призовой фонд: 500 тысяч долларов, из которых победителю доставалось 400. Формально партии проходили в Филадельфии, хотя компьютер находился в Нью-Йорке, а ходы за него делал оператор, получивший сигнал онлайн. На случай проблем со связью IBM привезла две резервные машины с чуть меньшей мощностью.

Первая партия завершилась сенсационной победой Deep Blue – впервые в истории компьютер выиграл у чемпиона мира партию с классическим контролем времени. Но Каспаров быстро отыгрался, без особых проблем сведя матч к победе – 4:2 в пользу человека.

Радостный Каспаров после матча хвалил IBM, но уже не был так категоричен в отношении его перспектив:

«Впервые в истории человечества мы имеем что-то очень близкое к искусственному интеллекту. Уже есть возможность уменьшить число ошибок и достичь уровня игры, который определяется интуицией человека. Сейчас – там где я интуитивно чувствую, играю ли я правильно или ошибочно, – машина просто перебирает миллиарды и миллиарды вариантов. Но не исключено, что в дальнейшем удастся создать алгоритм, который был бы сравним с интуитивным мышлением человека».

Создатели компьютера согласились с Каспаровым и предложили ему реванш через год.

Реванш: машина победила, но Гарри считал, что ей помогали гроссмейстеры

Второй матч Каспарова и Deep Blue назначили на май 1997-го.

Разработчики оперативно правили ошибки, делая мысли машины более гибкими, а к работе привлекли нового топ-гроссмейстера Мигеля Ильескаса. Ожидалось, что Каспаров выберет антикомпьютерную тактику – нестандартные решения и неожиданные ходы.

Матч проходил на 35-м этаже нью-йоркского небоскреба Equitable Building. В этот раз Каспарова и Deep Blue разделяли не километры, а несколько стен – компьютер из двух блоков находился в отдельном помещении. Призовой фонд вырос до 1,1 млн – 400 тысяч получал уже проигравший, а не победитель, как год назад.

IBM поработала и над пиар-составляющей матча: пригласила журналистов, организовала трансляцию и отдельный зрительный зал.

Регламент сохранился – 6 партий за 6 дней. Каспаров начал белыми и выиграл – компьютер оказался не готов к нестандартному подходу человека. В конце партии машина грубо ошиблась: вместо того, чтобы продлить партию еще на десяток ходов, пришла к безнадежной позиции намного быстрее.

Статья в тему:  Кто выиграет боруссия или тоттенхэм

Но уже во второй партии Каспаров, уверенный, что компьютер просчитывает дальновидные схемы, в какой-то момент остановил партию и поздравил машину с победой. Оказалось, что Гарри переоценил возможности машины: атакующий маневр, с которым он смирился, машина просто не видела, а значит, партия легко сводилась к ничьей. В этом момент чемпион мира заподозрил владельцев в махинациях, обвинив IBM в том, что компьютеру помогает живой человек, а связка машина-гроссмейстер превосходит даже лучшего шахматиста мира в несколько раз.

«Я думал, раз машина, которая так сильно провела всю партию, уверенно делает ход, значит, она видит, что вечный шах черные объявить не могут. И не стал проверять. А ничья там была! Вот у меня и возникло подозрение: больно уж некомпьютерная ошибка. Элементарный человеческий зевок», – сетовал Каспаров в интервью «Коммерсанту» после матча.

Карпов или Каспаров? 35 лет главному спору шахмат: играли без флагов, матч обрывали – а Гарри протестовал уже тогда

Дальше последовали три ничьи – к последней партии человек и компьютер подошли с равными шансами: 2,5:2,5. Deep Blue играл белыми, а Каспаров пошел ва-банк – выбрал нетипичный для черных дебют. Поражение случилось уже на 19-м ходу – самое быстрое в его карьере.

После матча Каспаров был в ярости – снова утверждал, что компьютеру помогали гроссмейстеры, иначе странную игру в первых партиях не объяснить. IBM даже получила от чемпиона мира запрос расшифровки отдельных ходов.

«После невероятного напряжения того матча, которое усугублялось подозрительным поведением IBM и моей склонностью к сомнениям, я не был готов легко признать поражение. Честно говоря, я никогда не умел проигрывать. Человек, который легко смиряется с поражением, никогда не станет настоящим чемпионом, и этот принцип, конечно, справедлив и в моем случае. Но я верю в честную борьбу. Тогда же я считал, что IBM обманула меня – а также весь мир, пристально следивший за нашим матчем», – писал Каспаров в книге «Человек и компьютер: Взгляд в будущее».

По одной из версий, именно эмоции помешали Гарри выиграть. После нестандартных ошибок в первых партиях он переоценил машину и начал ее бояться. В книге «Сигнал и шум» журналиста The New York Times Нейта Силвера один из создателей Deep Blue Мюррей Кэмпбел объяснил ошибку в первой партии обычным багом.

То, что Каспаров принял за дальновидность (а потом – за человеческий фактор), оказалось ошибкой в программе. По условиям матча разработчики вносили изменения в код компьютера, поэтому баг исправили после первой же партии. Вот только чемпион мира об этом не знал и напряженно ждал непредсказуемых ходов.

«Каспаров решил, что неожиданная игра была признаком высшего интеллекта. Он никогда не думал, что дело – просто в сбое. Машина не проявляла упорства не потому, что видела новый вариант развития партии, а всего лишь из-за того, что в проигрышной ситуации делала выбор случайным образом – компьютеру все равно, на каком ходу закончится партия, если вариантов для победы нет. А Каспаров не просчитал этот вариант», – объяснял Кэмпбел.

Статья в тему:  Как выиграть джекпот в manor matters

Гроссмейстер еще долго не мог смириться с поражением. Появлялись разные объяснения: недостаток подготовки, начало политической деятельности (в книге «Мой шахматный путь» Каспаров писал, что весной помогал генералу Александру Лебедю). Конечно, досталось и IBM:

«Я столкнулся с могучим противником, обладающим неограниченными ресурсами, который поставил перед собой задачу любой ценой выиграть матч у Каспарова. При этом IBM одновременно является спонсором, арбитром, организатором. IBM дала мне понять, что идет война. При этом весь военный антураж они контролировали от начала до конца. Все, что находилось в этом здании, принадлежало IBM, оплачивалось IBM. И если отвлечься от необъяснимых моментов в игре машины, то человеку в таких условиях очень трудно нормально сосредоточиться. Я так и не смог настроиться на нормальный матч».

Спустя годы Гарри поменял мнение, согласившись, что был частью важнейших перемен. Он принял результат матча, а будущее видел уже не в противостоянии человека и машины, а в их сотрудничестве.

Deep Blue больше никогда не играл в шахматы. А по его матчу с Каспаровым даже поставили пьесу

Матч Каспарова против Deep Blue поджег интерес к шахматам – за поединком следил весь мир.

Гроссмейстер, отойдя от болезненного поражения, предложил IBM реванш, а на кон ставил чемпионский титул, но компания ожидаемо отказалась – благодаря победе над чемпионом мира акции IBM устремились вверх. Новый успех уже не повлиял бы на котировки, зато поражение могло испортить ситуацию.

После матча в Нью-Йорке Deep Blue никогда не участвовал в официальных матчах – ни против людей, ни против других машин. Сейчас один из блоков компьютера хранится в Музее компьютерной истории в Калифорнии, второй – в Национальном музее Американской истории в Вашингтоне. Платы остались в исследовательском центре IBM.

Каспаров позже садился за стол против других компьютеров: в январе 2003-го разошелся миром с программой Deep Junior, а в ноябре участвовал в мачте с использованием 3D-технологии против программы Fritz (и снова ничья). Дальше Гарри не играл с машинами на публику, а через пару лет завершил карьеру.

После него шахматисты несколько лет сражались с программами, но с каждым разом все с меньшими шансами на победу. Последней точкой стало поражение чемпиона мира Владимира Крамника в конце 2006-го программе Deep Fritz (2:4).

Интерес к противостоянию людей и машин пропал, когда шансов против компьютера уже не осталось. Сейчас подготовку гроссмейстера не представить без компьютера, но игра на результат с ним бесполезна: рейтинговый рекорд действующего чемпиона мира Магнуса Карлсена составляет 2882 пункта, а сильнейшая шахматная программа набрала 3534. Для сравнения: разрыв между Карлсеном и 100-м номером шахматного рейтинга – всего 213.

Статья в тему:  Сколько денег выиграл усик

В 2003 году вышел документальный фильм Game Over: Kasparov and the Machine. Первое поражение чемпиона мира в матче с компьютером привлекло внимание и поп-культуры: в 2013-м в Нью-Йорке поставили театральную пьесу «Машина» по мотивам поединка. В том же году Disney приобрела права на экранизацию этой пьесы.

Благодаря сериалу Netflix «Ход королевы» шахматы снова в топе обсуждений у массового зрителя.

Статьи о шахматах

Здравствуйте, уважаемые пользователи портала «Боевые шахматы». Эта статья в первую очередь адресована всем тем, кто готов бросить домашний уют, расстаться с покоем и крепким сном и раскошелиться для шахматных баталий в интернете. Тем, кто готов усесться в «потертое седло» своего «железного» Россенанта с неизвестным количеством процессоров, пришпорить его и с диким криком, в котором с трудом узнается древний боевой клич, вроде «Ура», «Банзай», «Сантьяго», чтобы вновь броситься на поиски приключений, истины и сойтись в бесконечном поединке со злом. Сегодня нашим злом будет компьютер, точнее не компьютер, а шахматные программы — эти «зловредные» симуляторы великой шахматной игры.

если верить Марксу, «труд сделал из обезьяны человека», а уже намного позже человек изобрел компьютер. А чтобы это диковинное электронное животное не скучало и не лезло за плодами с древа познания Добра и Зла, человек научил его играть в шахматы. И все бы было прекрасно в отношениях между творением (точнее — тварью, он же был сотворен) и его создателем, если бы не одна проблема. Эта чертова железяка стала играть в мудрую игру слишком хорошо! Все чаще и чаще в наших «белковых процессорах» возникает вопрос: «Как обыграть эту проклятую железку?», а рядом эхом раздается: «Как обыграть паршивца, играющего против Вас шахматной программой?» В этой статье Вы найдете некоторые мысли, подсказки и советы, которые могут помочь Вам в схватках с электронными монстрами и монстриками, не используя кувалды или молотка.

Начнем с самого главного — универсального способа победить компьютерную программу не существует, гарантированного рецепта победы просто нет! Это надо сразу осознать и принять. Конечно, эта мысль страшна, но, как говорил Илья Муромец, срубая головы Горынычу «И Кощей Бессмертный смертен, главное ему яйцо разбить». Вы играете в шахматы, и программа играет в шахматы. Победу одержит тот, кто играет лучше. Все очень просто: чтобы победить программу, нужно уметь лучше нее играть в шахматы! Если говорить еще проще, чтобы обыгрывать компьютер, надо улучшать свою игру. Но в наше время уже многие программы играют очень сильно, и научиться играть еще лучше их, бывает очень проблематично, а иногда и просто невозможно, не все же из нас Крамники и Каспаровы.

Статья в тему:  Можно ли выиграть в азино

Конечно, это и не так страшно, это даже здорово с другой стороны. Какой смысл играть против программы, которую Вы постоянно обыгрываете, где удовольствие от игры? Такую лучше и не включать вовсе! И так, жребий брошен, кулаки чешутся, Вы рветесь в бой с «консервной банкой». Пора показать, кто царь природы в пределах Вашего микрорайона! С чего начать? Давайте начнем с изучения сильных сторон шахматных программ.

Сильные стороны компьютерных программ
Любая программа, с которой Вам предстоит сойтись в шахматном поединке, обладает четырьмя основными преимуществами по сравнению с людьми:

  1. Компьютер — это обычная машина, и как любая машина, он не подвержен усталости, перепадам настроения и другим проявлениям человеческой эмоциональности. Ему все равно — день или ночь на Вашем дворе, льет дождь или Вас обжигает Солнце. У него не болят зубы, он не знает что такое мигрень. Он всегда играет на 100% заложенных в него возможностей.
  2. Компьютер содержит в себе огромную базу данных, электронные библиотеки и т.д., т.е. априори у него больше информационных ресурсов, чем у «белкового» шахматиста.
  3. Компьютер является прекрасным тактиком, т.к. его сильнейшей стороной всегда был точный расчет любых вариантов.
  4. Эта бездушная железяка никогда не прощает ошибок!

Как с этим бороться? Давайте начнем по порядку

  1. Не стоит играть против компьютера в шахматы, если Вы находитесь не в оптимальном физическом и эмоциональном состоянии. «Лучше сидеть в церкви на службе и думать о Боге, чем стоять все время и думать о своих больных ногах» говорили в свое время мудрые монахи. Не вступайте в поединок утомленным, голодным, раздраженным и т.д., когда Ваши мысли ну очень далеки от игры.
  2. На любую базу данных можно создать свою еще более мощную и глубокую, конечно это требует большого объема работы, что для любительских шахмат не всегда нужно и удобно. В конце концов, базы данных создают такие же люди, как и все остальные, а значит, у них есть свои недостатки. Можно предложить компьютеру борьбу на своей территории и заманить его в свои хорошо продуманные схемы и расставленные теоретические ловушки.
  3. Многие программы почти идеально видят и рассчитывают тактические варианты. Если Вы хотите одержать верх над таким ПО, то просто необходимо избегать осложнений и запутывающих игру ходов и вариантов, надо придерживаться выбранной стратегии и не пускаться с компьютером в тактические бури, в них Вы утонете быстрее.
  4. не прощает не просто ошибок, но даже ошибочек. Поэтому, в тяжелой битве надо быть максимально объективным и рациональным. Если играя с человеком можно просто блефовать, то с ПО этот номер не пройдет, единственный путь к успеху — играть на максимуме своих возможностей.
Статья в тему:  Кто выиграл квартиру в евроопте

Самое главное, о чем надо помнить — не избегайте сильных сторон компьютера постоянно, не забывайте — он Вас учит, тренирует, помогает заполнять Ваши проблемы в шахматном образовании. Бейте его только тогда, когда надоест ему проигрывать!

Теперь давайте познакомимся со слабыми местами шахматных симуляторов.

  1. Радуйтесь люди, созданный нами шахматный монстр туповат. Он начисто лишен возможности думать, в его силах только считать. Он не может обучаться, планировать, он просто действует в рамках созданной для него программы. Поэтому, даже проиграв, можно с гордостью ему заявить: «Ну, ты и тупой» и спокойно лечь спать предварительно его, обесточив, чтобы неповадно было Вас обыгрывать.
  2. Еще одной ахиллесовой пятой электронного ворога является его жадность. Одна из сложнейших задач в шахматах — что важнее, материальное преимущество или позиционное, стратегическое. Компьютер, в силу своей порочной жадности, не всегда может получить четкий и правильный ответ. Часто он прав, выбирая материальное, но так бывает далеко не всегда, лирики тоже могут побить физиков.
  3. Компьютерные программы еще не умеют составлять план игры, они просто решают математическую задачу в поисках, с точки зрения ПО, максимального результата. Часто это приводит к бесцельным ходам, топтанию на месте, промедлению, которое, как известно, бывает смерти подобно. Особенно «прогам» не по нраву закрытые позиции с длительным маневрированием, заманивайте их в позиционные сети. Обычно такую игру называют «антикомпьютерными шахматами».

Вот вроде бы и все, что накопилось и чем хотелось с Вами поделиться, уважаемые посетители портала. Не бойтесь играть против компьютеров и прогеров. Но помните, что играть на слабости программ можно только тогда, когда Вы сами играете в максимальную силу. Играйте те позиции, в которых Вы хорошо ориентируетесь и которые Вам нравятся, делайте сильные и хорошие ходы. Научитесь получать удовольствие, играя против «прог» и их и обыгрывайте их, хотя бы изредка, им все равно будет обидно! Хорошей игры в шахматы!

История соревнований ИИ и человека: кто кого

Люди проигрывают искусственному интеллекту на собственной территории — компьютеры уже выигрывают у нас в шахматы, го, покер и даже Dota 2. Мы составили краткий обзор таких противостояний и попробовали разобраться, какие прикладные задачи могут решать игровые алгоритмы в будущем.

В 1914 году испанский инженер и математик Леонардо Торрес-и-Кеведо, который изобрел одну из первых систем радиоуправления, представил шахматный автомат. Он был достаточно примитивным и умел разыгрывать только эндшпиль — финальную стадию партии — но ни один из мастеров того времени не смог выиграть у автомата Торреса.

Статья в тему:  Наше золото кто выиграл

Начавшаяся в том же году Первая, а вскоре после нее и Вторая мировые войны остановили дальнейшие разработки. Следующий важный этап для искусственного интеллекта наступил только в 1955 году — тогда и появился сам термин «искусственный интеллект». Его придумал американский ученый Джон Маккарти, а через три года он создал язык программирования Lisp, который стал основным в работе с ИИ.

В 1956 году другой инженер Артур Сэмюэл создает первый в мире самообучающийся компьютер, который играет в шашки. Сэмюэл выбрал именно шашки из-за элементарных правил, которые при этом требуют определенной стратегии. Компьютер обучался на простых гидах по игре, которые можно было купить в магазине. В них описывались сотни партий с хорошими и плохими ходами. Через три года Сэмюэл ввел понятие машинного обучения.

Интересный факт: в 1966 году Джозеф Вейценбаум представил Элизу, первого в истории чат-бота. Элиза могла говорить на английском на любые темы. Вейценбаум разработал ее, чтобы сымитировать прием у психотерапевта. Он специально выбрал сложную ситуацию, в которой многое опирается на умение слушать и распознавать главное в репликах собеседника — компьютер того времени этого не мог. Разработчик таким образом хотел показать, насколько ненатуральным будет общение человека и компьютера, но при тестах оказалось, что люди испытывали в разговоре с Элизой чувства и эмоции, как с полноценным собеседником.

В 1985 году университет Карнеги-Меллон начал разработку ChipTest, компьютера для игры в шахматы. В 1988 к проекту присоединилась IBM и прототип переименовали в Deep Thought. Через год его решили проверить в деле и пригласили Гарри Каспарова, который без труда победил в обеих играх.

В 1995 IBM представила Deep Thought II, который позже назвали Deep Blue, сделав отсылку к прозвищу компании, Big Blue. Через год состоялся первый матч Каспарова и улучшенного компьютера. Человек снова выиграл: в шести партиях Каспаров три раза победил и один раз проиграл, два матча закончились вничью.

Еще через год, в мае 1997, сильно улучшенный Deep Blue одержал в ответном матче две победы, один раз проиграл и трижды сыграл вничью, став первым компьютером, выигравшим у действующего чемпиона мира по шахматам.

Уже в начале 2000-х компьютеры стабильно выигрывали у мировых чемпионов, и шахматы стали первой игрой, в которой люди уступили компьютерам.

Разработчики искусственного интеллекта начали искать новый вызов в более сложных и непредсказуемых играх, для которых нужны более комплексные алгоритмы. После победы Deep Blue астрофизик из университета Принстона заявил, что «пройдет 100 лет перед тем, как компьютер сможет обыграть человека в го — может, даже больше». Ученые приняли вызов и начали разрабатывать машины для этой игры с простыми правилами, в которой тем не менее очень сложно стать мастером.

Статья в тему:  Кто выиграл чемпионат мира среди женщин 2007

Первые компьютеры, которые действительно могли составить конкуренцию человеку, появились только в этом десятилетии. В 2014 году Google DeepMind представила алгоритм AlphaGo, который два года соревновался с людьми на равных, но одержал первую значимую победу только в октябре 2015, одолев чемпиона Европы.

Через год на популярном азиатском сервере Tygem, где играют и мировые чемпионы, появился пользователь под ником Master. За несколько дней он провел 60 матчей и ни разу не потерпел поражения, чем вызвал возмущения и подозрения в нечестной игре. 4 января 2017 года Google раскрыла, что все это время под ником скрывалась улучшенная версия AlphaGo.

В мае 2017 AlphaGo — все тот же, который прославился в сети под ником Master — сразился с Кэ Цзе, первым игроком го в мировом рейтинге, и победил в трех матчах из трех, а уже в октябре Google DeepMind выпустила версию, которая была мощнее Master. AlphaGo Zero самообучался вообще без участия человека, просто бесконечно играя сам с собой. Через 21 день он достиг уровня Master, а через 40 уже был лучше всех предыдущих версий.

В декабре 2017 вышел AlphaZero, еще более мощный вариант AlphaGo Zero. Он смог стать лучше предшественника за 8 часов, одновременно достигнув уровня гроссмейстера в шахматах. Так го стала второй игрой, в которой люди больше не могут выиграть.

Го и шахматы подчиняются строгим правилам, и тренировка искусственного интеллекта в них — дело времени. Но есть игры, в которых человеческий фактор выходит на первый план. Например, покер — во многом психологическая игра, построенная на эмоциях, неверабальной коммуникации, умении блефовать и распознавать блеф.

В 2017 году, после более чем 10 лет попыток и неудач, две команды независимо друг от друга разработали свои модели ИИ, способные обыграть профессионалов в покер. Университет Альберты представил DeepStack, нейросеть, обладающую искусственной формой интуиции, а исследователи уже знакомого университета Карнеги-Меллон показали Libratus AI. Нейросеть за 20 дней провела 120 тысяч игр против профессионалов, которые собирались каждый вечер, чтобы обсудить возможные лазейки и недоработки в Libratus. Каждый игровой день анализировала и нейросеть, совершенствуясь по его итогам.

Меньше чем за месяц Libratus выиграла у профессионалов $1,7 млн (пока что виртуальных), а один из участников эксперимента так описал свои впечатления: «Это как играть с кем-то, кто видит все твои карты. Я не обвиняю нейросеть в нечестной игре, просто она действительно настолько хороша».

В 2015 году Илон Маск и Сэм Альтман, президент Y Combinator, основали компанию OpenAI, чтобы создать открытый и дружественный искусственный интеллект.

Статья в тему:  В каком году 95 квартал выиграл квн

В 2017 году в рамках эксперимента команда разработчиков решила натренировать свою нейросеть в Dota 2 — игре, в которой две команды по пять человек сражаются друг с другом, используя множество комбинаций более сотни героев. У каждого из них есть свой набор навыков, а игроки могут собирать предметы для усиления персонажа. Это крупнейшая игра в современном киберспорте.

За две недели нейросеть смогла обучиться и победить нескольких лучших игроков мира в режиме один на один, и сейчас ее создатели готовятся выпустить версию для основного режима, пять на пять.

В начале 2018 алгоритмы от Alibaba и Microsoft превзошли человека в тесте на понимание прочитанного текста.

В марте 2018 года небольшой робот собрал кубик Рубика за 0,38 секунды. Рекорд среди людей — 4,69 секунды.

В мае 2018 искусственный интеллект стал лучше людей распознавать рак кожи.

По данным опроса более чем 350 экспертов в области искусственного интеллекта, скоро алгоритмы смогут победить нас в любой игре, через 10 лет научатся водить лучше нас, а к 2050 году будут проводить операции точнее нас.

Сами же исследователи, создав нейросети, которые за несколько дней достигают сверхчеловеческих способностей в играх, теперь пытаются найти им применение в реальной жизни. Google DeepMind использует AlphaGo Zero для исследования сворачивания белка, пытаясь найти лекарство от болезней Альцгеймера и Паркинсона.

«Наша конечная цель — использовать прорывы вроде AlphaGo для решения всех видов насущных проблем в реальном мире», — говорит Демис Хассабис, СЕО компании. «Если такие алгоритмы можно применить и в других ситуациях, как, например, изучение сворачивания белка, снижение уровня потребляемой энергии, или создание новых революционных материалов, то это сильно продвинет вперед все человечество и положительно скажется на наших жизнях».

Искусственный интеллект активно идет и в бизнес — не только в лабораториях Google, но и в российских компаниях: «Тинькофф» использует искусственный интеллект для одобрения кредитов, а «Газпромбанк» распознает улыбки клиентов с помощью компьютерного зрения.

Как выиграть в шахматы начинающему игроку?

Автор: Дядя Валера

Доброго времени суток, дорогой друг!

Полагаю, на вопрос «Как выиграть в шахматы?», вас вряд ли устроит ответ: «Поставить мат». А посему разберем эту тему чуть подробнее.

  • В чем загвоздка?
  • Кавалерийский наскок
    • за 3 хода
    • за 5 ходов
    • за 7 и 9 ходов
    • Игра на ловушку
  • В расчете на ошибку
  • Переиграть соперника
  • В заключение

В чем загвоздка?

В том, что вопрос заголовке статьи не имеет однозначного ответа, за исключением того, который дан выше. Надеюсь, не слишком разочаровал.

Шахматы игра не азартная. В том плане, что они не относятся к азартным играм типа карточных игр или на игровых автоматах.

Статья в тему:  Кто выиграл конкурс чайковского

Причина очень проста. Элемент удачи, везения, — в шахматах сведен к минимуму. Игра, к примеру, на автоматах – чисто в расчете на везение.

Игра в покер, — требует определенного мастерства, однако элемент везения также велик. За счет того, что вы изначально можете получить карты, вероятность выигрыша с которыми 80% против любого соперника (например два туза).

В шахматах все иначе. Это игра с полной информацией . У обоих соперников одинаковый комплект фигур и «скрытые карты». Если начинающий игрок садится за доску против мастера, его шансы «унести ноги» практически равны нулю.

Полагаю, для шахматиста с опытом, пусть даже небольшим, вопрос, поставленный в заголовке статьи, выглядит достаточно наивно. Он знает ответ. Чтобы выиграть , надо:

  1. Хорошо играть в шахматы
  2. Хорошо играть в данной конкретной партии
  3. Хорошо играть в данной конкретной партии против данного конкретного соперника.

Шахматы игра мастерства. И все же ограничиться этим утверждением, — было бы неправильно.

Есть несколько советов , которые можно дать начинающим шахматистам, ставящим перед собой вопрос из заголовка статьи.

Кавалерийский наскок

При таком подходе быстро развиваем фигуры, включая ферзя, и стремимся поставить мат.

Есть достаточно примеров, когда такая стратегия увенчалась успехом очень быстро.

за 3 хода

Мат в 3 хода – своего рода клише. На самом деле этот типовой мат, как видите, — ставится за 4 хода.

Очевидно также, что черные совсем не обязаны получать этот детский мат. Они могут сыграть к примеру, 3…g6 и на 4.Фf34… Kf6

за 5 ходов

Нетрудно сделать вывод, что без помощи белых такая картина маслом вряд ли возможна.

за 7 и 9 ходов

3. Кd4 — ход плохой, но в расчете на ошибку. Ловушка, в которую белые со всего маху и угодили.

Королевский гамбит не тот дебют, где позволительно неторопливо ходить пешками.

Кавалерийский наскок дело рискованное. Успех возможен только при совсем неправильной игре соперника или просто «зевках».

Например, широко известный «детский» мат «в три хода», который показан выше. Черные легко могут парировать наскок и получить лучшую игру (см. пример).

Совсем уж «дикий» пример мата в 2 (!) хода и также хорошо известный:

Полагаю, всерьез делать ставку на такой результат партии не приходится. Вероятность подобной игры белых почти нулевая. По крайней мере в моей практике такого не было.

Игра на ловушку

«Ловушечный» стиль сродни кавалерийской атаке, хотя и не столь наивный. В шахматах существует огромное количество ловушек в начале партии. Есть даже книги на эту тему. Только в одной статье я приводил около 30 примеров.

В расчете на ошибку

По большому счету в шахматах два способа одержать победу:

  • Переиграть соперника
  • Воспользоваться ошибкой соперника
Статья в тему:  Кто выиграл конкурс чайковского

В первом случае вы постепенно увеличиваете свое преимущество за счет более сильной игры. И в какой-то момент наступает закономерная развязка. Так сказать, качество переходит в количество.

Во втором , — вы не допускаете грубых ошибок, «держите» позицию, напряжение. И соперник допускает серьезную ошибку. В партиях начинающих и даже шахматистов среднего уровня это произойдет обязательно.

Вполне рабочая стратегия, которая может привести к неплохим практическим результатам. Важно только одно: не «зевать» самому.

Лекарство от зевков – самоконтроль. Перед тем как сделать ход, смотрим: не зеваю ли я мат, фигуру, пешку… Даже тогда, когда уже занес руку над доской для хода, не помешает еще раз окинуть взглядом позицию на предмет зевка.

Переиграть соперника

Для этого важно, как минимум, играть «правильно». Следовать определенным принципам. Я перечислю только несколько и коротко, поскольку за каждым из них стоит не один десяток книг, написанных за несколько веков шахматной истории.

  • Быстрое развитие

В дебюте не следует ходить неколько раз одной и той же фигурой. Для начинающих рекомендуется вначале выводить легкие фигуры.

  • Удобное размещение фигур

Слонов на поля с4, b5, d3 f4, g5 e3 . Коней к центру (f3 c3) . Ладьи ставит на открытые и полуоткрытые центральные вертикали.

  • Контроль над центральными полями

Фигуры и пешки следует группировать ближе к центральным полям. Центр – поля е4,d4, е5, d5 . Контроль над центром – ключ к преимуществу.

  • Безопасность короля

При первой возможности короля лучше «эвакуировать» с помощью рокировки, дабы обезопасить его в середине игры.

В заключение

Если бы был один – два секрета победы, или универсальная победная схема, — шахматы давно бы перестали существовать.

В том и прелесть шахмат, что они до сих пор открывают бескрайние просторы для творчества, интеллектуального и личностного развития.

И не стоит пугаться проигрышей. Как говорил Капабланка:

Если вам поставили мат, не расстраивайтесь, у вас впереди ещё сотни проигранных партий )

Вы можете узнать гораздо больше из проигранной игры, чем от выигранной игры. Вы должны проиграть сотни игр, прежде чем стать хорошим игроком.

Отсюда вывод: чтобы научиться выигрывать, вначале нужно научиться проигрывать. Таковы «законы жанра». За одного битого двух небитых дают.

Ну и само собой : Чтобы выигрывать не разово, а на постоянной основе, требуется обучение и практика. Полагаю, это вполне очевидно и развивать сегодня эту тему считаю излишним.

Учитесь шахматам и побеждайте!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector