4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Движение вверх кто выиграл

Три секунды, или О чём умолчали создатели фильма «Движение вверх»

Олимпийский финал между сборными США и СССР в 1972 году стал без всяких натяжек самым драматичным в истории международного баскетбола. То, что фильм «Движение вверх» об этом потрясающем матче сняли только сейчас, само по себе удивительно: эта история просилась на экран. Результаты проката — фильм режиссёра Антона Мегердичева собрала в прокате 1,69 миллиарда рублей и стала самым кассовым российским фильмом в истории — доказывают, что зритель давно ждал такую спортивную драму. В жизни всё обстояло несколько иначе, чем в кино, но не менее драматично.

Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Долягин, kinopoisk.ru / «Движение вверх»

К началу 70-х годов баскетбольная сборная СССР ходила в странном статусе. Она стабильно входила в обойму лучших и с 1952 года ни разу не проваливалась на Олимпиадах. Сборная всегда брала медали… но серебряные (кроме бронзы в Мехико 1968 года). Главным и, по сути, единственным претендентом на золото всегда считалась непобедимая и легендарная сборная США, dream team, команда мечты. До 1972 года она выиграла все Олимпиады, причём каждый раз брала золото с большим, а иногда — просто сокрушительным отрывом от проигравших. Естественно, в СССР никто не собирался оставаться в ранге вечного догоняющего. Тем более если на Олимпиадах обыграть американцев не выходило, то на чемпионатах мира команда Советского Союза обыгрывала в том числе и Штаты. И всё-таки главный трофей не поддавался.

Непрерывные полуудачи шестидесятых серьёзно повлияли на карьеру легендарного тренера Александра Гомельского. После двух бронзовых медалей подряд — на очередных Олимпийских играх и на чемпионате мира — Гомельский потерял место главного тренера сборной и даже слёг в больницу с аритмией сердца. Уход многолетнего «рулевого» сборной казался революцией.

XVI чемпионат Европы по баскетболу среди мужских команд выиграла сборная СССР. Слева направо сидят: Виталий Застухов, Александр Куликов, Зураб Саканделидзе, Модест Паулаускас, Сергей Белов, Прийт Томсон. Стоят: Валентин Сыч (руководитель делегации), Сергей Коваленко, Сергей Белов, Александр Гомельский (старший тренер), Владимир Андреев, Георгий Авсеенко (массажист), Александр Болошов, Анатолий Поливода, Геннадий Вольнов, Юрий Озеров (тренер), 1 октября 1969 года. Фото: © РИА Новости / В Ун Да-Син

На место Гомельского пришёл Владимир Кондрашин, тренер ленинградского «Спартака». Хотя тёмной лошадкой его было не назвать, вопрос о том, сможет ли он поднять сборную на новый уровень, стоял в полный рост. Так началось соперничество двух великих тренеров. И Гомельский, и Кондрашин были невероятно амбициозными людьми, ревнивыми к славе, оба считали себя достойными привести команду к олимпийскому золоту.

Эта гонка завершится вничью: высшую награду в разное время возьмёт и тот, и другой. Но пока в копилке сборной СССР не было ни одной такой награды. Правда, Гомельский оставил Кондрашину не выжженную пустыню, а лучшую национальную команду Европы, которая стояла уже не так далеко от того, чтобы стать сильнейшей в мире. И всё же этот шаг ещё предстояло сделать.

Фото: © кадр из видео YouTube «До и после 3 секунд»/канал Ностальгия Эпоха СССР

Кондрашин оказался человеком с непростым характером. Нелюдимый, мрачный интроверт, он лишний раз старался не контактировать с игроками, которые его просто побаивались. Впоследствии один из лучших игроков той сборной, Сергей Белов, писал в мемуарах, что даже за элементарной организационной информацией к Кондрашину старались не обращаться. Несколько сглаживал это взаимное отчуждение Сергей Башкин, помощник тренера, отношения с которым установились неплохие.

Фото: © РИА Новости / Фред Гринберг

Зато Кондрашин был исключительно цепким, эффективным тактиком. Он отлично понимал, что главный соперник сборной СССР — это американцы, и самым тщательным образом изучил их манеру игры. Своего рода репетицией стало выступление на универсиаде в 1970 году в Турине. Американцы привезли туда весьма сильный состав, по мнению советских игроков, мало уступавший олимпийскому. Этот этап советская сборная выиграла, но главным стал не успех сам по себе, а возможность при меньших ставках и в более мягкой форме лишний раз оценить игру чужой сборной. Другим «тренировочным подходом» стал чемпионат Европы. Для сборной СССР этот турнир имел неожиданное значение: именно там в сборную впервые включили Ивана Едешко, тогда мало кому в сборной известного новичка. Однако проверить, насколько Кондрашин сумел подготовить сборную, предстояло в 1972 году в Мюнхене, на Олимпиаде.

К 1972 году сборная СССР находилась на пике возможностей. В сборной США, наоборот, царил некоторый разброд. Из-за организационных проблем и необходимости увязывать интересы сборной с интересами клубов американская сборная в Мюнхене была слабее и значительно «моложе», чем могла быть. С другой стороны, сыграла свою роль общая расслабленность: к европейскому баскетболу относились без особого почтения. Тем более что и в существующем виде это была исключительно мощная сборная, способная затоптать любого противника во главе с Генри Айба — великолепным тренером, уже дважды бравшим золото. Однако, кроме сборной СССР, американцев остановить не мог тогда никто.

Три секунды на доигрывание

Первые матчи не принесли никаких сюрпризов. СССР и США находились в разных группах и не встречались. Однако в своих группах обе сборные выглядели, без сомнения, сильнейшими. Как ни странно, под началом замкнутого и мрачного Кондрашина сборная начала играть более свободно, чаще полагаясь на импровизацию. «Тренировка на кошках» на второстепенных турнирах позволила избавиться от комплексов перед сборной США, а к Олимпиаде сборная подошла отменно слаженной и готовой ко всему. Интригу создали поединки с Кубой и Пуэрто-Рико, и нельзя сказать, что сборная Кондрашина проехала по ним катком, однако в итоге поражений на групповом этапе удалось избежать.

Международная товарищеская встреча по баскетболу между командами СССР и США. Сергей Белов (№ 10) у кольца американской команды. Фото: © РИА Новости / Долягин

9 сентября 1972 года начался финал, которого все так ждали. Зал был набит битком и распалён, причём там находилось довольно много болельщиков из СССР. Это были последние дни Игр, так что поболеть пришли многие спортсмены других видов спорта. Но у советской сборной хватало доброжелателей и из нейтральных стран — просто в пику фавориту, которым, несмотря ни на что, была сборная США.

Кондрашин начал игру ярким быстрым составом в расчёте на агрессивный рывок с самого начала. При этом на скамье оказался Модестас Паулаускас, спортсмен из Литвы, один из ключевых игроков сборной, привыкший выходить в первой пятёрке. Решение было неожиданным для всех, в том числе для самого литовца. Игра началась в стремительном темпе, советская команда сразу выскочила вперёд и удерживала отрыв, даже увеличила его. Нервы у всех были на пределе, во время игры даже случилась драка между Михаилом Коркия и Дуайтом Джонсом. Джонс случайно или сознательно попал локтем в голову Коркия, грузинский игрок взбесился и двинулся выяснять отношения, в итоге обоих удалили до конца матча. Кондрашин был скорее доволен: лучший из игроков сборной США сел на скамейку.

В игре был момент, когда казалось, что американцы «поплыли» и их можно добить. Позднее Сергей Белов говорил, что, если бы ему и Паулаускасу дали провести на площадке ещё немного времени, знаменитые три секунды уже не понадобились бы. Однако произошло то, что произошло. Сборная вела в счёте, но уже уставала после исключительно динамичной игры в самом начале.

В итоге Александр Белов сделал ошибку перед самым концом матча. Остаётся шесть секунд, СССР ведёт одно очко, и в этот момент чуть не происходит катастрофа. Белов в сложной, но не безнадёжной ситуации отдаёт неудачный, неточный пас. Его тут же перехватывает Даг Коллинз из университетской команды Иллинойса. На Коллинзе фолят, но тот получает право на два штрафных — и забивает оба. За три секунды до конца игры счёт 50:49 в пользу США.

Не верьте глазам. 7 исторических несоответствий в фильме «Движение вверх»

Фильм «Движение вверх», в основу которого положена драматическая истории победы баскетбольной сборной СССР над командой США в финале Олимпиады-1972, ждали с нетерпением. Легендарные «три секунды Мюнхена» — сюжет, который, безусловно, достоин экранизации.

Любой художественный фильм — это не документалистика, и авторы имеют право на вымысел. Весь вопрос заключается в том, не перебарщивают ли создатели киношедевра. Фильм «Легенда №17» близкие двух главных героев — тренера Анатолия Тарасова и хоккеиста Валерия Харламова — одобрили.

А вот «Движение вверх» сильно расстроило Евгению Кондрашину и Александру Овчинникову, вдов тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова. Женщины даже предприняли попытку отстоять свои права в суде.

Что же не так с фильмом и в чем его ключевые отличия от реальных событий?

Советские баскетболисты побеждали американцев еще при Гомельском

Создатели «Движения вверх» убеждают зрителей в том, что до прихода нового тренера Гаранжина советские баскетболисты испытывают прямо-таки патологический страх перед американцами, который не может победить наставник Александр Гомельский.

На самом деле это не так. Сборная США действительно не проигрывала на Олимпиадах, а вот на чемпионатах мира советские баскетболисты под руководством Гомельского американцев побеждали. Кстати, в 1988 году именно под руководством Гомельского сборная СССР впервые обыграет профессионалов из Национальной баскетбольной ассоциации. И в том же году на Олимпиаде в Сеуле сборная Гомельского выиграет золотые медали, в полуфинале обыграв команду США.

Гаранжин на экране — антипод реального Кондрашина

На экране зрители видят тренера по фамилии Гаранжин, а не Кондрашин. Связано это с тем, что сценаристы так и не нашли общего языка с вдовой тренера Владимира Кондрашина. «Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово. Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью, — это победа в Мюнхене. Всё остальное — не то», — заявила журналистам вдова наставника сборной СССР. В интервью СМИ Евгения Кондрашина сказала: «Я потребовала, чтобы из фильма убрали сцены, где мой муж спекулирует валютой. Их убрали, в сценарий внесли некоторые коррективы. У некоторых героев изменились имена: например, Кондрашина сделали Владимиром Гаранжиным. Но суть осталась прежней». Похожее мнение у многих из тех, кто работал под руководством Владимира Кондрашина и хорошо знал его: человек на экране к наставнику отношения не имеет, это скорее некий антипод реального тренера.

Реальный Александр Белов не был смертельно болен в 1972 году

Имя баскетболиста Александра Белова создатели фильма изменять не стали, а вот биографию ему поменяли очень серьезно. Реальный Белов действительно ушел из жизни от редкой болезни сердца в возрасте 26 лет, но произошло это через шесть лет после Олимпиады в Мюнхене. А перед Играми-1972 ни о каком смертельном заболевании Белова и речи ни шло. Соответственно, личную драму Белова сценаристы также придумали от начала до конца. «Саша в 1972 году был гением баскетбола, молодым, очень перспективным, о нем можно было такое снять. Красивое что-то. Саша и так мало прожил. А здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным. Это очень неприятно… Лично мне очень больно за всё за это. Там показывают его личную жизнь, я была против, чтобы про него что-то выдумывали. На что мне ответили, что, мол, у него и до вас было много девушек, вы якобы не единственная. Мне, честно говоря, плакать хочется», — рассказала журналистам вдова Белова Александра Овчинникова.

Модестас Паулаускас не был антисоветчиком и не планировал побег

Еще один человек, чью судьбу на экране полностью переписали создатели фильма «Движение вверх», — это литовец Модестас Паулаускас. Баскетболист из фильма люто ненавидит советскую власть, русских и готовит побег за границу, от которого отказывается в последний момент.

Реальный Паулаускас никаким диссидентом и антисоветчиком не был. Более того, на протяжении пяти лет он был капитаном сборной СССР. Когда в 1976 году Паулаускас заканчивал карьеру, на его прощальный матч в Каунас приехала сборная Советского Союза: такие почести «неблагонадежному элементу» в СССР не оказывали.

В 2008 году Паулаускас дал интервью «Российской газете». Журналистам стало интересно: зачем титулованный спортсмен и тренер два раза в неделю приезжает из Литвы в небольшой российский город Краснознаменск, где занимается с местными мальчишками? «Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам», — сказал Модестас Паулаускас. Судите сами, насколько литовский баскетболист в жизни похож на того, кого показали создатели «Движения вверх».

Советская делегация не планировала отказаться от финала со сборной США

Создатели фильма «Движение вверх» приложили немало сил, для того чтобы показать, как давит на баскетболистов бездушная советская система. Вступать в дискуссию на эту тему смысла нет, но нельзя пройти мимо одного принципиального момента, связанного непосредственно с матчем СССР — США. У советской делегации на самом деле не было намерений отказываться от участия в баскетбольном финале, никаких документов по этому поводу никто не готовил и пресс-конференций не собирал. Стоял вопрос о том, будет ли после теракта, совершенного палестинскими террористами, продолжена Олимпиада в целом, но решался он на уровне устроителей Игр и Международного олимпийского комитета, а не на уровне сборной СССР.

Баскетбол из фильма «Движение вверх» не имеет отношения к баскетболу 1972 года

Сам баскетбол, который показан в фильме «Движение вверх», к баскетболу 1972 года отношения не имеет. Создатели в интервью признались, что сделали это намеренно, так как молодежь уже привыкла к красочной игре Майкла Джордана и других великих игроков конца XX — начала XXI века. Но на самом деле на Олимпиаде-1972 трюковых бросков сверху с повисанием на кольце не было: в СССР подобные вещи считали неуважением к сопернику, а в студенческой лиге США, игроки которой составляли американскую сборную, такие приемы на тот момент были запрещены правилами.

Женского баскетбола на Олимпиаде в Мюнхене не было

Не удалось создателям «Движения вверх» и обойтись без довольно грубых исторических ляпов. Яркий пример — это появление девушки Александра Белова на Олимпиаде-1972. Про нее известно, что она баскетболистка, член сборной СССР (как, кстати, и реальная жена Белова Александра Овчинникова). Вот только не могла советская девушка-баскетболистка оказаться на Олимпиаде в Мюнхене в качестве официального члена делегации. По той простой причине, что женский баскетбол на Олимпиадах дебютировал только в 1976 году, на Играх в Монреале.

Фильм «Движение вверх». Что правда, а что вымысел

В российских кинотеатрах идет фильм «Движение вверх» Антона Мегердичева, посвященный легендарному баскетбольному финалу Олимпиады-1972. Та игра стала одной из самых ярких в истории олимпийского баскетбола в том числе благодаря скандалу с переигранной концовкой поединка и трем секундам, за которые советской сборной удалось вырвать золото у непобедимых американцев. Фильм снят очень эффектно, пробуждая в зрителях чувство патриотизма, интерес к баскетболу и к нашей спортивной истории. Но при этом в адрес режиссера и сценаристов раздается и критика.

Вдовы тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова даже подали на создателей «Движения вверх» в суд за искажение исторической правды. Авторы картины не отрицают, что слегка приукрасили действительность, но не видят в этом проблемы – фильм является художественным, а не документальным, хоть в его основе и лежат одноименные мемуары Сергея Белова. Мегердичев полагает, что кино было обречено на некоторые искажения и выдуманные эпизоды ради повышения зрелищности. Что же в этой яркой картине не соответствует истине?

1. СТИЛЬ БАСКЕТБОЛА

Техника игры в «Движении вверх» адаптирована для современной массовой публики. Первое, что бросается в глаза – обилие бросков сверху («слэм-данков») и эпизод с разбитым щитом. Это красивая мистификация. В советском баскетболе традиции забивать сверху тогда не было, а в американском студенческом баскетболе слэм-данки запрещались правилами. Однако, по словам Мегердичева, его задачей было показать баскетбол как явление, а не слепо копировать стиль игры начала 1970-х. Для массового зрителя все это – нюансы, не влияющие на доверие к рассказанной на экране истории. Кроме того, баскетбол никто и никогда не снимал так, как Мегердичев, поэтому картинка изначально является непривычной для баскетбольных болельщиков.

2. ОПЕРАЦИЯ ДЛЯ СЫНА КОНДРАШИНА

Это, собственно, та самая линия, из-за которой режиссеру пришлось изменить фамилию главного тренера сборной СССР с Кондрашина на Гаранжина. У Владимира Петровича действительно был сын Юрий, с детства страдавший церебральным параличом. Однако тренер не планировал делать ему операцию за границей и не собирал на нее деньги. Соответственно, наставник не отдавал накопленные для сына средства на лечение Александра Белова и баскетболисты не компенсировали Кондрашину деньги из своих призовых в раздевалке. Вдове тренера удалось уговорить режиссера убрать из сценария эпизод, в котором Кондрашин ради сына нелегально торгует валютой, но в целом душещипательный сюжет, в котором очень мало правды, остался. Дабы избежать обвинений в клевете, авторы картины пошли на изменение фамилии тренера.

3. ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ Александра БЕЛОВА

Известно, что гениальный баскетболист Александр Белов скончался в 26 лет от редкого онкологического заболевания – саркомы сердца. Однако во время Мюнхена-1972 великому центровому было 20 лет, и его страшная болезнь еще не проявлялась. Диагноз, о котором говорится в фильме, относится к более позднему периоду жизни Александра. «В 1972-м Белов был абсолютно здоров, – признает режиссер. – Но в 1976-м он был уже болен. Это к вопросу о времени и месте. Но мы позволили себе поместить эту историю в рамки Мюнхена. Как мне кажется, это ни в коей мере не оскорбляет память величайших наших спортсменов».

4. МАТЧ ПРОТИВ АМЕРИКАНСКОЙ ШПАНЫ

В фильме рассказывается о том, что, попав в Америку, советские баскетболисты вдруг решают сыграть в Гарлеме с местными хулиганами, поставив на кон привезенную контрабандой черную икру. В итоге наши уступают неизвестным пацанам, после чего с горя идут в бар и напиваются. В действительности ничего такого не было. В мемуарах Сергея Белова о подобной истории нет ни строчки. И, естественно, эта мифическая попойка не могла повлиять на состояние здоровья Александра Белова. Данный ход от начала и до конца – выдумка сценариста, который в целом склонен преувеличивать тот пиетет, который питали к американскому баскетболу и Кондрашин, и его подопечные. Например, в 1959-м и 1963-м годах, сборная СССР обыгрывала сборную США на чемпионатах мира, и это не считалось суперсенсацией.

5. ОБЕЩАНИЕ ПОБЕДЫ НАД США

Тренер сборной России в «Движении вверх» публично обещает обыграть в Мюнхене «непобедимых» американцев, поставив на кон свою карьеру и карьеры своих подопечных. В реальности никаких обещаний на пресс-конференциях в 1972 году Кондрашин не давал. Тем более, что советских спортивных чиновников на тот момент устроил бы и просто выход в финал. Популярность баскетбольной сборной была намного меньше популярности хоккейной или футбольной команд, поэтому ажиотажа относительно олимпийского результата баскетболистов на государственном уровне быть не могло. И уж тем более в Мюнхене никто не планировал отказаться от финального баскетбольного матча с американцами. Во всяком случае, до выхода в свет «Движения» об этом никто не догадывался.

6. ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНДРАШИН И АНТИСОВЕТЧИК ПАУЛАУСКАС

Люди, знавшие Кондрашина уверяют, что фигура «железного человека», созданная в фильме, не соответствует действительности. Это, скорее, собирательный образ всех советских специалистов. Владимир Петрович же был необщительным и очень погруженным в себя. В то же время капитан сборной литовец Модестас Паулаускас представлен в фильме диссидентом и русофобом, который готовил свой побег за границу. Это тоже собирательный образ «злобного прибалта», причем не из начала 1970-х, а из конца 1980-х. Об антисоветских настроениях реального комсомольца, а впоследствии – детского тренера Паулаускаса ничего неизвестно. Больше того, Паулаускас и в 1990-х тепло отзывался о советских временах в целом, и о русских людях – в частности.

7. ЛИНЗА ЖАРМУХАМЕДОВА И БАСКЕТБОЛИСТКА ИЗ БУДУЩЕГО

Центровой Алжан Жармухамедов действительно плохо видел, но первые линзы по индивидуальному заказу были изготовлены ему уже после Мюнхена. История с потерянными в ходе игры линзами произошла уже после Олимпиады-1972. Она передвинута вперед по времени волей сценариста, так же, как и болезнь Александра Белова. Еще один пример путешествия во времени – появление в Мюнхене в составе советской делегации баскетболистки – девушки Александра Белова. Такого не могло быть поскольку женский баскетбол на Олимпиадах дебютировал в 1976 году, ну а включение в команду родных и близких спортсменов тогда не практиковалось.

Но несмотря на все эти исторические неточности, сам фильм стоит признать сверхуспешным. В нем много фактов и спорта, он вызывает сильные эмоции, великолепно снят и смотрится на одном дыхании.

А что касается приукрашенных сцен, то каждый создатель имеет на них право. Не правда ли.

Объектом исследования являются прогнозы на важные матчи и события, которые представлены в наибольшем количестве источников, и не менее чем в 50 процентах от общего числа, изучаемых источников. Данные и коэффициенты анализируются на 14.00-16.00 (мск) пятницы накануне спортивного уик-энда. При наличии новых прогнозов, агрегатор обновляется в субботу до 14.00

В основе статистических выкладок лежит сравнительный анализ, типологизация и синтез прогнозов на указанные матчи из более чем 200 источников, включая текстовые и видео-прогнозы. С целью представления наиболее полной и достоверной информации данные из любого источника имеют равный вес в общей статистике.

Агрегатор прогнозов и его выводы основаны на статистическом анализе прогнозов специалистов, но не могут являться рекомендацией для принятия решения в отношении того или иного матча/события.

«Движение вверх»: ложь с первых кадров. История финала, рассказанная очевидцем

Спортивный блокбастер «Движение вверх» стал самым кассовым фильмом за всю историю российского кинематографа, о чем сообщил портал kinobusiness.com. Стал ли он самым лживым, судить не берусь, поскольку недостаточно хорошо знаком с российским кинематографом, но, не исключено, что может претендовать в лауреаты и в этой категории. Правда искажается с первых же кадров.

Александр Гомельский, смещенный с поста тренера сборной СССР после третьго места на чемпионате мира в Любляне (Югославия) в 1970 году, прощается с игроками сборной, и, как только он покидает зал, где выстроились баскетболисты, парням представляют нового тренера – Владимира Кондрашина (в фильме – Гаранжин). На лицах баскетболистов – недоумение: мол, что за хмырь? Да и Гаранжин будто бы неуверен в себе: мол, убрали великого, которому я и в подметки не гожусь.

Это неправда. Точнее – прямая ложь. Каждый из игравших в сборной Гомельского знал: Кондрашин – прекрасный тренер. В 1968 году он вывел ленинградский «Спартак» на третье место в чемпионате СССР, в 1969-м и 70-м «Спартак» был вторым – сразу после ЦСКА, составлявшего костяк сборной. Кондрашин был хорошо знаком игрокам. Сергея Белова называл Серега, Модестаса Пауласкаса – Модя. «Меня зовут не Модест, а Модестас», – говорит киношный Паулаускас киношному Кондрашину, и, повернувшись к нему спиной, уходит возмущенный из зала, в котором игроки будто бы впервые в жизни видят нового тренера сборной.

«Но да ведь это ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм, не документальный!» – слышу я. – «Авторы имеют право на вымысел!»

Художественность позволила превратить в антисоветчика капитана сборной литовца Паулаускаса, которого советская власть награждала орденами. Баскетболистов сборной, приехавших в Америку на тренировочные матчи, отправить в фильме погулять в негритянских трущобах и сыграть в баскет с местной шпаной. Во время подготовки к турниру послать баскетболистов – с разрешения тренера! – в Грузию на грузинскую свадьбу.

И не может, разумеется, быть художественный фильм без постельной сцены! Авторам художественного фильма дано право сделать зрительницей финального матча с американцами киношную любовь Саши Белова. Только почему она в форме сборной СССР – дело-то происходит в 1972 году, а женский баскетбол включили в программу Олимпийских игр только в 76-м?

О’кей, я понял: что не позволено документалистам, разрешено авторам художественного фильма. Но если бы картина «Движение вверх» ограничилась только этими – и подобными им – выдумками. Если бы.

Цель авторов фильма однозначна: представить героев патриотами, готовыми жертвовать своей жизнью ради победы на Олимпийских играх над американцами, которые за всю историю олимпийского баскетбола не потерпели ни одного поражения. И в 1971 году, на пресс-конференции после победы на чемпионате Европы, Гаранжин объявляет: его команда будет сражаться в Мюнхене за первое место. Дескать, раньше, в гомельские времена, команда ехала за серебром, но теперь поедет за золотом.

Так мог говорить Гаранжин. Но так никогда не говорил Кондрашин. Он говорил совершенно иное.

Перед Олимпийскими играми тренеры всех советских команд – не только баскетбольной – докладывали в Спорткомитет (тогдашнее министерство спорта), какое место они займут. Кондрашин поставил начальство в известность: второе место. «Почему вы всегда говорите о втором?» – спросил его председатель Спорткомитета Павлов («румяный комсомольский вождь», как назвал его Евтушенко). «Сергей Павлович, когда вы организуете в Сочи питомник по выращиванию негров, команда будет играть за первое место!» – ответил реальный Кондрашин. Вероятно, он не был патриотом, поскольку не удосужился вступить в партию; был единственным(!) не членом партии среди всех главных тренеров советских команд в Мюнхене. И ехал за вторым местом. В отличие от патриота Гаранжина, поехавшего за первым..

Патриотизм киношного Кондрашина проявляется не только уверенностью, что его команда выиграет олимпийское золото. Он собирает деньги на лечение сына за границей, но когда становится известно, что будущий герой финального матча Александр Белов смертельно болен, то решает все собранные деньги отдать на лечение Белова. Здесь все абсолютная ложь. К началу 70-х Кондрашин знал, что сына Юру вылечить нельзя, никаких денег он не собирал. И в 1972 году Саша Белов был совершенно здоров, заболел спустя шесть лет и вскоре скончался.

Но зрителям требовалось внушить: ради победы над американцами Кондрашин готов пожертвовать здоровьем сына, а Белов готов играть смертельно больным. Вот он, истинный патриотизм! Почти как Александр Матросов, который, согласно легенде, бросился грудью на пулемет. Почти как 28 героев-панфиловцев, стоявших, согласно легенде, на смерть, но не пропустивших немцев к Москве.

А спросите-ка любого выходящего из российского кинотеарта зрителя: с кем играла в Мюнхене сборная СССР? Восемь из десяти, а, может быть, и девять, а то и все десять, ответят: с профессионалами. И у зрителей есть основание так считать.

Во-первых, большинство россиян вряд ли знают, что профессионалы НБА были допущены к международным турнирам только в 1992 году. Во-вторых, фильм, который они только что посмотрели, дает основание считать, что в Мюнхене советская команда встречалась с профессионалами.

Вспомните-ка, как Гаранжин говорит своему помощнику, что перед Олимпийскими играми следовало бы сыграть «со студентами или любителями». Такого сказать настоящий Кондрашин не мог, поскольку прекрасно знал, что студенты – это и есть любители. Но сказанное Гаранжиным позволяет зрителю уразуметь: тренировочные матчи «со студентами или любителями» должны стать проверкой для более трудного испытания – поединка с профессионалами НБА.

Конозрителю невдомек, что в Мюнхене советские зрелые мужчины, большинство в возрасте от 25 до 28 лет (некоторые из них – отцы семейств), встречались со студентами, старшему из которых было 23, а большинству 19-20. И зрителю не дано, конечно, знать, что в американской команде не было даже всех звезд студенческого баскетбола – в частности, центрового Билла Уолтона из Калифорнийского университета, который отказался играть, протестуя против войны во Вьетнаме. Кстати, а был ли он патриотом?

Что же касается фильма «Движение вверх», то он может спососбствовать воспитанию только лжепатриотов.

Несколько слов о патриотизме Владимира Петровича Кондрашина. Он был патриотом Питера, и, будучи патриотом своего родного города, делал все, что в его силах, чтобы Саша Белов оставался игроком ленинградского «Спартака». Офицер советской армии коммунист Гомельский хотел мобилизовать Белова в армию. Кондрашин сражался за спартаковца Белова.

Я был дружен с Кондрашиным не один год и однажды сказал ему: «Мне легче представить Медного Всадника на Красной площади, чем Сашу в форме ЦСКА».

“Движение вверх”: 3 секунды, которые потрясли мир

Журналистам “Чемпионата” удалось посетить закрытый пресс-показ и одними из первых увидеть, что же получилось у создателей “Экипажа” и “Легенды 17”.


Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Для того чтобы быть более объективными, мы отправились на премьеру вместе с куратором раздела “Баскетбол” Никитой Загдаем. В нашем обзоре мы представим две позиции: человека, который не разбирается в баскетболе и каждые 15 минут судорожно доставал телефон, чтобы сверить слишком уж лихо закручивающийся сюжет с фактами из «Википедии», и человека, который точно знал, что происходило в те последние несколько секунд на площадке, и пришёл в зал для того, чтобы понять, получился ли фильм “о баскетболе” или это всего лишь красивая художественная и коммерческая картинка.

Небаскетбольный взгляд на фильм “Движение вверх”

Весь фильм меня не покидало ощущение: “Ну ведь так не могло быть на самом деле!”. Поэтому рука тянулась за телефоном, чтобы в который раз перепроверить фактологию, изученную накануне премьеры. В своём обзоре я постараюсь сосредоточиться на тех фактах, которые могли бы зацепить самого обыкновенного зрителя, пришедшего в кинотеатр. Лично меня, как человека, не сильно глубоко погружённого в баскетбольную тематику, больше всего волновал вопрос: “А как было на самом деле?”.

О сюжете фильма: 1970 год — в сборной СССР по баскетболу сменяется главный тренер, с формулировкой “советская власть проигрышей не прощает”. На смену легендарному Гомельскому приходит пока ещё не такой известный тренер ленинградского “Спартака” Владимир Петрович Гаранжин (прототип — реальный тренер сборной Владимир Петрович Кондрашин). Вместе с ним меняется всё: начиная от состава и заканчивая методикой тренировок и тактикой игры. У сборной появляется не просто амбициозная, но, на первый взгляд, недостижимая цель — обыграть непобедимых американцев на Олимпиаде в Мюнхене в 1972.

Как было на самом деле?

Матчи между спортсменами США и СССР во всех видах спорта всегда носили принципиальный характер. Сборная США по баскетболу перед турниром игр 1972 года считалась фаворитом. С 1936 года, то есть с того момента как баскетбол появился в программе летних Игр, американские спортсмены не проигрывали ни разу.

На фоне основного сюжета разворачивается несколько сложных и одновременно драматичных линий, которые и делают этот фильм живым и наполненным. Сын Владимира Петровича нуждается в дорогостоящей операции за рубежом, единственный шанс убедить советское правительство подписать все выездные листы — стать героем, сделать что-то невозможное и важное для всего советского спорта.

Как было на самом деле?

Сын легендарного тренера Владимира Кондрашина Юрий действительно нуждался в дорогостоящей операции, всю жизнь он прикован к инвалидному креслу. Диагноз: детский церебральный паралич.


Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Параллельно с этим закручивается сюжет вокруг центрового сборной Александра Белова. Во время поездки на сборы в Америку у него диагностируется редкое заболевание — саркома сердца, врачи дают ему от шести месяцев до пары лет жизни.

Как было на самом деле?

После олимпиады в Мюнхене Белов прожил ещё шесть лет. Знаменитого спортсмена лечила целая группа именитых профессоров, которая и установила причину его заболевания: панцирная сетка. Болезнь, когда известь, как панцирем, из года в год покрывает сердечную мышцу. В конце концов человек перестаёт дышать. Болезнь была неизлечимой, и врачи прекрасно это знали. Тренер Белова Владимир Петрович Кондрашин пытался найти в США врача, который смог бы вылечить его талантливого ученика, но эта попытка не увенчалась успехом. Когда Белову стало совсем плохо, он написал письмо другу Ване Рожину, что олимпийскую медаль завещает тренеру (тогда медали давали только игрокам).


Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Девизом последних лет жизни Белова становится фраза “Пока живой — всё можно”. Этим пронизан весь сюжет фильма. Победа сборной на последних секундах матча становится не просто победой страны, но чем-то более личным для каждого героя той самой игры. Тогда решался не просто исход поединка, а вершились судьбы.

Но это не все сюжетные линии и перипетии, в фильме нашлось место и красивой истории любви между Александром Беловым и Александрой Свечниковой (прототип героини — баскетболистка Александра Овчинникова). И грузинским застольям с Зурабом и Мишико (Михаил Коркия иЗураб Саканделидзе — “грузинский тандем” — игроки сборной СССР).

И печально известному “олимпийскому теракту”, который унёс жизни 11 человек из сборной Израиля. Об этом подробнее расскажет в обзоре мой коллега.

Всё это нужно смотреть, нужно прочувствовать и пронести через себя, а если рассказать заранее, то и смотреть будет не интересно. Главное, что хотелось бы отметить, говоря о фильме, он получился честным и по отношению к нам, и по отношению к американской сборной. В отличие от карикатурных хоккеистов из “Легенды 17”, в фильме “Движение вверх” отдали должное обеим командам, не было цели показать американцев в невыгодном ракурсе, была цель передать атмосферу битвы чемпионов против чемпионов, лучших против лучших.

Баскетбольный взгляд на фильм “Движение вверх”: история, которую необходимо было придумать

Рассказывает Никита Загдай, куратор раздела «Баскетбол»

«Красная машина», «советский спорт», «играли за страну» и прочие стереотипные штампы можно смело выбрасывать из головы, когда пойдете в кинотеатр на «Движение вверх». Всё, что нужно знать про этот фильм — он не про баскетбол.

Это был как раз мой самый большой страх. Потому что знал, как трепетно создатели подошли именно к баскетбольным историям. Режиссёр Антон Мегердичев вникал в тему так, что начал смотреть тематические тележурналы и изучать баскетбольные новости. Иван Едешко выступал консультантом и практически отвечал за достоверность фактуры.


Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Автор того самого паса, герой главного эпизода и один из творцов победы – соучастник экранизации! В съёмках принимали участие баскетбольные люди. От чемпиона Европы 2007 Николая Падиуса до героев уличных площадок Москвы. И были серьёзные опасения, что это будет всего лишь спортивный фильм для крайне узкой аудитории. Для съемок фильма практически из пенопласта собрали баскетбольный корт. Чтобы снимать трюки и не убить актёров и дублёров о жёсткий паркет. Но всё это, как выяснилось, лишь иллюстрации для другой истории.

  • Мюнхен-72 — это не просто спортивная сказка со счастливым концом. Это что-то большее. Начать с того, что это просто одна из самых невероятных олимпийских сказок. Не случайно американцы до сих пор не забрали серебряные медали, словно добавляя в ту мистическую историю ещё несколько штришков. Но даже в этой легенде найдётся ещё тысяча скрытых сценарных линий, которые даже придумывать не надо.
  • Мюнхен — это трагедия с политическим окрасом. Террористы расстреливают сборную Израиля и меняют олимпийский спорт. Политический окрас (но почему-то под слоганом «спорт вне политики»), безопасность – всё это едва ли не важнейшие аспекты каждой последующей Олимпиады.
  • Мюнхен — это точка отсчёта для мирового баскетбола. В 1972 году американцы впервые проиграли. И родилось противостояние в рамках холодной войны. СССР против США. То, как выглядит баскетбол сейчас, – это последствия той самой битвы. Итог всего этого – появление «дрим-тим» через 20 лет, и глобализация баскетбола. 3 секунды не просто перевернули мир, они его взболтали, но не сразу смешали.
  • Мюнхен родил настоящее тренерского противостояние. Гомельский создал ту самую сборную. Но Кондрашин смог с ней выиграть Олимпиаду. А дальше отечественный баскетбол фактически разделился на два лагеря. Ради справедливости — Гомельский выиграл золото Игр только в 88-м. Поставив точку в баскетбольной главе под названием «Советы против США».


Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

  • Эта победа практически официально оформила Сергею Белову статус легенды. Без этого золота его величие было чуть менее ярким. Каким бы доминирующим баскетболистом своего времени он ни был, только победы делают великими. А 20 очков в финале против непобедимых американцев – пожалуй, главный подвиг в карьере Сергея Белова.
  • Александр Белов — автор победного броска и обладатель неизлечимого недуга. Такую историю могла выдумать только сама жизнь. Стать героем главного эпизода в истории олимпийского баскетбола и уйти из жизни в 26 лет.
  • Иван Едешко. Разыгрывающий с ростом 195. Это опережало время на годы вперёд. И в сборной не такой быстрый, но высокий плеймейкер появился именно по инициативе Владимира Кондрашина. Ноу-хау начала 70-х. Мэджик Джонсон своего времени! Итог – тот самый пас. Ещё один сюжет.
  • Модестас Паулаускас. Одна из первых литовских легенд. Чуть было не сбежал из СССР. Но остался и выиграл Олимпиаду. Ещё один сюжет, заслуживающий экранизации.

  • Владимир Кондрашин. Тот, кто не боялся смелых экспериментов и отдельно готовился к матчу с американцами. Он сделал ставку на Едешко. Он впервые выпустил двух грузин Саканделидзе и Коркию вместе в финале, подняв уровень страсти до запредельного уровня.


Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Это история людей. Тех, для которых баскетбол был смыслом жизни, а для кого-то просто работа. Режиссёры «Движения вверх» не стали выбирать историю. Они перемешали все это и переплели между собой. Трикотажные костюмы советских спортсменов, и отличные декорации. Немного политики партии, которая была важной частью «любительского спорта» того времени. И невероятные истории людей. Разных национальностей, рожденных в деревнях, городах, в разных культурах и иначе принимающих общий флаг СССР.

После просмотра фильма, неумело сдерживая восторг, захотел сделать только одно — набрать номер Ивана Едешко и задать два вопроса. Иван Иванович ответил на звонок сразу.

— Насколько точно переданы характеры игроков той сборной?
— Слегка утрировано, но ничего не придумано. Примерно всё так и было.

— Хронология финального матча Олимпиады – это художественный ход?
— Да вы что?! Мы столько раз все проговаривали, обсуждали и дискутировали. Создатели фильма хотели максимально точно передать эмоции и настроение того времени. Конечно, баскетбол показан иначе. Но суть верна. Мы выигрывали тот матч и сами чуть не проиграли. Сергей Белов был великолепен. Никто из американцев не мог его остановить. Всё это показано, и в этом есть некая справедливость. Конечно, мы не забивали с такими выкрутасами, но мне объяснили это желанием показать всю яркость баскетбола. Так что если не акцентировать внимание на всей этой акробатике, то да. Фильм больше документальный, чем художественный.

Сборная СССР по баскетболу

Сейчас, когда фильм уже готов к премьерам, продюсеры занимаются серьёзным промоушеном. И это не просто использование инструментов отечественной киноиндустрии с билбордами в центре Москвы. Это по-настоящему баскетбольная история. Актёры ходят на матчи, вместе с Алжаном Жармухамедовым и Иваном Едешко устраивали автограф сессию на матче Евролиги. И это было невероятно трогательно. Едешко вместе с актёром, который сыграл Ивана Ивановича. Актёры фильма уже провели несколько выставочных матчей. Предпоказ для кинокритиков прошёл параллельно для «баскетбольной тусовки». И если суровые кинокритики цинично и холодно хвалили фильм, то неискушённые зрители едва сдерживали слёзы. Одни из-за того, что баскетбол заслужил большого экрана. А другие – из-за осознания масштаба личностей того подвига. 3 секунды — это не просто эпизод финального матча. Это вишенка на торте большой драмы.

На какое-то время баскетбол стал не просто основой для отличного фильма. Он стал частью чего-то большего, чем просто вид спорта с хештегом «лучшая игра с мячом».

«Движение вверх»: Как все было на самом деле

Картина «Движение вверх» о победе сборной СССР по баскетболу на Олимпиаде-1972 собрала в прокате более двух млрд рублей и обогнала «Последнего богатыря», который до этого считался самым кассовым российским фильмом.

«Мир Новостей» разбирается, в чем феномен этого спортивного фильма и много ли там вымысла.

ПРОКЛЯТОЕ «СЕРЕБРО»

Вокруг «Движения вверх» в эти дни много бурления.

На «Эхе Москвы» выпущен материал, рассказывающий, как же все было тогда, в 1972-м. Вдовы подали на создателей фильма в суд. Поклонники Навального ставили в вину, что Дмитрию Киселеву тоже понравился фильм, а это дурной знак.

Владимир Познер хвалил фильм, а значит, это пропаганда. Антон Долин пришел в восторг от кино, а его положительная оценка — не комильфо.

Очернение светлой памяти предков. Разоблачение государственной направленности фильма, восхваляющего отечественный спорт.

Актеры в кино забивали мячи сверху, а такого быть в 1972 году не могло. Заявления людей о том, что они не пойдут в кино, потому что его сильно пиарят.

Бла-бла-бла. Какая же нервная реакция! Сколько негатива вокруг! И за всей этой шумихой не видят главного — фильм в самом деле получился классным.

О чем он? О том, что сборная США ни разу не уступала в финалах Олимпиад. И вот Мюнхен-1972. Решающий матч против сборной СССР. Счет на табло — 50:49 в пользу американцев. Главный тренер советской сборной Владимир Кондрашин берет тайм-аут.

Первая попытка завершается неразберихой у судейского столика. Арбитр-секундометрист отказывался подписывать протокол, потому что игру по его хронометру остановили чуть раньше положенного. Табло включили в тот момент, когда Иван Едешко отдавал пас, а не в момент касания мяча игроком, принимающим передачу, как того требуют правила.

После устранения всех неполадок Едешко получил еще один шанс и на этот раз через всю площадку бросил мяч к щиту американской команды, где находился Александр Белов.

Джеймс Форбс в этот момент упал, а Кевин Джойс оказался за лицевой линией. Советский баскетболист поймал мяч и отправил его в кольцо.

Американцы подали протест, и судейская коллегия до самого утра обсуждала ситуацию.

«Всю ночь шло заседание комиссии, а мы не спали, — рассказывал Едешко. — В гостинице ждали решения. В холодильнике пиво, баварские сосиски, но к этой красоте не притрагивались. Вдруг переигровка? Утром открывает дверь второй тренер Башкин: «Переигровка. » Наши лица вытянулись. А он после паузы добавляет: «В 1976-м».

Все решил голос президента Международной федерации баскетбола (ФИБА) Абделя Монейма Уаби. Он утверждал, что справедливо было бы переиграть матч, но времени для этого до окончания Олимпиады не осталось.

Американцы в знак протеста до сих пор не забрали свои серебряные медали. Они так и лежат в хранилище одного из швейцарских банков. Ну а игрок сборной США Джойс категорически запретил в завещании своим потомкам забирать это проклятое «серебро».

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Теперь пробежимся по сюжетным линиям. Правда ли, что автор золотого броска Александр Белов испытывал большие проблемы с сердцем? Да, он умер в возрасте 26 лет. Постоянно жаловался на боли в груди, и Кондрашин в «Спартаке» давал ему отдохнуть в каждой игре минуту-другую.

23 января 1977 года, когда команда проходила таможенный досмотр на выезд из СССР на соревнования, в сумке Белова были обнаружены иконы. Вспыхнул скандал, замелькали статьи в центральной печати.

Александр был лишен звания заслуженного мастера спорта, а также стипендии. Потерял место в национальной сборной. Хотя мелкая контрабанда — водка, икра, видеотехника — была обычным явлением для советских спортсменов тех лет. Но политическое руководство страны выбрало большого во всех смыслах спортсмена и устроило показательный процесс.

А еще возможно, что Белов стал жертвой провокации. Кто-то пытался занять его место в стартовой пятерке советской сборной, при этом ослабив ленинградский «Спартак». Так или иначе скандал и отлучение от баскетбола стали страшным ударом для спортсмена.

В августе 1978 года Белова пригласили на сборы, но через несколько дней он почувствовал себя плохо и через два месяца скончался от редкой болезни — саркомы сердца.

Вдова Белова оказалась недовольна тем, как отразили в фильме ее мужа.

ГОМЕЛЬСКИЙ ПРОТИВ КОНДРАШИНА

Вдова Владимира Кондрашина тоже резко осудила фильм — слишком много художественных допущений в сценарии. К примеру, мелодраматический сюжет о том, что тренеру нужны были деньги на операцию для ребенка.

Но их сыну в 1972 году было уже 20 лет. Какой же это ребенок? Поэтому фамилии персонажей пришлось изменить. Так Кондрашин (герой Машкова) превратился в Гаранжина.

Александр Гомельский («папа») и Владимир Кондрашин («батюшка», Петрович) полтора десятилетия конкурировали друг с другом и на площадке, и в начальственных кабинетах за место главного тренера сборной СССР. Значительная часть советской творческой интеллигенции была на стороне Кондрашина.

Причины этого эстетического выбора опишет в 1971 году писатель Василий Аксенов в «Рассказе о баскетбольной команде, играющей в баскетбол»:

«В команде ЦСКА собраны действительно великолепные игроки, и Сергей Белов первый среди них. Замечательная команда, но. знаете ли. некоторым любителям баскетбола все-таки больше нравится «Спартак», в котором собраны не столь великолепные игроки. Что же тут кроется? ЦСКА — это совершенное творение, созданное для победы, для накопления славы. Для победы в данном случае по баскетболу. Делают они свое дело хорошо — побеждают уже десять или сколько там лет подряд.

«Спартак» — несовершенное творение, созданное для игры в баскетбол. Мы хотим, чтобы он выиграл, и он выиграет, а потом, наверное, проиграет, чтобы в следующий раз снова выиграть, а может быть, и наоборот — позорно продуть. Пусть он играет за милую душу в свой человеческий, полный надежд и горечи баскетбол».

Кондрашин сменит Гомельского на посту главного тренера сборной СССР в 1970 году, после того как советская команда займет третье место на чемпионате мира в Любляне. Гомельский сменит Кондрашина, когда сборная СССР в 1976 году займет третье место на Олимпийских играх в Монреале.

Владимир Петрович умер в 1999 году, посмертно включен в Зал славы ФИБА.

НЕ АНТИСОВЕТЧИК

Еще одна линия фильма — антисоветский настрой Модестаса Паулаускаса. Он был капитаном сборной СССР в 1969-1974 годах, то есть лицом команды.

Когда в 1976 году Паулаускас заканчивал карьеру, ему устроили прощальный матч, половину которого он провел в форме «Жальгириса», а вторую — в форме сборной СССР. Так что вопрос о благонадежности капитана никогда не стоял. Да и сейчас, с 2005 года, он два раза в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (Калининградская область).

По словам Паулаускаса, «в Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам».

. Можно долго говорить о «Движении вверх». Но лучше посмотреть самим. И есть статистика: просмотры страниц в Википедии по запросу «финал баскетбольного турнира Олимпийских игр — 1972» за последний месяц выросли в 38 раз. То есть молодежь заинтересовалась темой, о которой раньше даже не слышала.

Та теплота, с которой показаны все игроки великой сборной со всеми индивидуальными переживаниями и рефлексией, заставляет сопереживать им каждую секунду. В этом фильме столько тепла, любви и драматизма, что сложно сдержать эмоции.

Но фильм не только о великих советских игроках. Что отличает нас от тех парней, в которых никто, кроме тренера, не верил? Сегодня ситуация в спорте, к сожалению, похожая — у нас тоже есть чиновники, думающие вместо спорта о своих интересах, и среди нас по-прежнему живут великие спортсмены и великие тренеры, которых невозможно сломить. Эти несгибаемые люди всеми силами будут доказывать на Олимпиаде в Пхенчхане, что мы способны победить даже там, где в нас не верят даже свои.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x