Борг макинрой кто выиграл
10 матчей, которые потрясли Уимблдон. Победа и поражение Бьорна Борга
Портал GoTennis.ru представляет четвёртую часть цикла публикаций о выдающихся матчах в истории Уимблдона. Как пройти от свиста трибун к их обожанию, как не стать Джоном Бромвичем, и как сыграть один из величайших финалов в истории турнира – читайте в новом материале из цикла «10 матчей, которые потрясли Уимблдон».
К 1980 году Бьорн Борг подошёл в ореоле величайшего игрока, когда-либо выходившего на корты. Он четыре года подряд выигрывал Уимблдон, пять раз (из них три подряд) побеждал на Ролан Гаррос. За две недели до того Витас Герулайтис снова ничего не смог противопоставить шведу в финале Открытого чемпионата Франции. Великий «грунтовик» готовился взять свой пятый подряд, рекордный, титул на покрытии, которое никогда не благоволило к спортсменам с его манерой игры.
Две недели турнира прошли под аккомпанемент непрекращающихся дождей, превративших корты Уимблдона в болото. Под стать погоде были и матчи мужского турнира, уверенно готовившегося стать в ряд самых скучных в истории розыгрыша. Один за другим вылетали бывшие и будущие легенды – во втором круге проиграл великий в прошлом Ян Кодеш, в третьем – великий в будущем Иван Лендл и никак не желающий смириться с беспощадным временем Илие Настасе. Борг разве что не церемониальным маршем двигался по сетке турнира, потеряв по пути всего два сета. Второй же сеяный, Джон Макинрой, в лучших своих традициях устраивал шоу. Преимущественно, негативного характера.
Вначале Джон умудрился едва не проиграть во втором круге 112 ракетке мира австралийцу Терри Рокаверту, затем устроил демонстрацию нервов в полуфинале. За время четырёхсетового матча с Джимми Коннорсом он четырнадцать раз апеллировал к арбитру, в итоге получив персональное предупреждение – первое в истории Уимблдона, вынесенное на Центральном корте. В итоге, матч остался за Макинроем, а общественное мнение – против него.
Как и три года назад, во время представления зрители освистали соперника шведа. Макинрой начал сет подачей в сетку (простите за каламбур), а закончил его со счётом 6/1 в свою пользу. Американец сделал два брейка, во втором и шестом геймах, аккуратно подрезал мяч у сетки на розыгрыше сетбола. Первая партия заняла менее получаса, но ни один из соперников не демонстрировал пока ничего сверхъестественного. Обычный теннис, высокого уровня, конечно, но далеко не великий.
Во втором сете швед стал играть активнее, чаще выходя к сетке. Преимущество Макинроя в скорости, столь заметное, когда он играл впереди, стало спадать. Впрочем, у американца оставалось ещё одно безотказное оружие – подача. Если с первой подачей не всё было гладко – за весь матч процент её попадания у Джона едва перевалил за пятьдесят процентов, то вторая всегда была едва ли не лучшей в мировом теннисе. За первые девять геймов на подаче Макинроя шведу удалось взять всего тринадцать очков. Неудивительно, что во втором сете соперники один за другим брали свои геймы, пока при счёте 6/5 в пользу Борга американец не провалил почти все свои выходы к сетке. Один раз Бьорн переиграл его накоротке, один раз – потрясающе сыграл на приёме, обведя рванувшегося вперёд соперника. Ещё два розыгрыша, в том числе и решающий, закончились ударами в сетку. Центральный корт взорвался криками – Борг сравнял счёт по партиям.
Чемпион поймал свой ритм и, несмотря на то, что Макинрой продолжил доминировать на своей подаче, смог сделать брейк во втором гейме. Этого оказалось достаточно – больше никто из соперников подачи не терял. Сет закончился со счётом 6/3 в пользу Борга. Игра вошла в привычное русло, которое должно было привести к очередной уверенной победе фаворита. По крайней мере, так на тот момент всем казалось. Всем, кроме одного 21-летнего парня со смешной курчавой шевелюрой и детским лицом.
Когда в девятом гейме четвёртого сета Боргу удалось сделать брейк, всё, казалось, было кончено. На своей подаче швед повёл 40:15, а это значит, что у него было два матчбола на то, чтобы выиграть чемпионат. Два следующих розыгрыша завершались почти одинаково – Бьорн выходил к сетке, Джон его обводил. После того, как американец отыграл второй матчбол, трибуны впервые за сегодня разразились аплодисментами в его адрес. На решающем розыгрыше Макинрой выманил соперника к сетке и со средней линии уверенно его расстрелял. Первый брейк в этой партии и первое чудесное спасение американца за сегодня. Но далеко не последнее.
На эмоциональном подъёме в следующем гейме Макинрой сделал два эйса (один из них – со второй подачи!), а ещё две закончились неудачным приёмом Борга. Зато швед защитил свой гейм и соперники вышли на тай-брейк.
Тай-брейк начался великолепным смэшем американца, когда Борг пытался его перебросить. Соперники раз за разом брали очки на своей подаче, пока при счёте 4:4 шведу не удалось отобрать один мяч. Следующий розыгрыш Макинрой отыграл, сравняв счёт, но Борг снова вышел вперёд, получив очередной матчбол. Шоу началось. Для справки, первый сет в этом матче длился двадцать восемь минут. Тай-брейк четвёртого сета занял у соперников всего на шесть минут меньше. У шведа было пять матчболов, у американца – семь шансов выиграть сет. Зрители, начавшие понимать, что становятся свидетелями новой легенды, благоговейно молчали, взрываясь аплодисментами только после очередного маленького подвига кого-то из игроков. Когда соперники при счёте 15:15 менялись половинами корта, трибуны приветствовали каждого так, как будто оба только что выиграли чемпионат. Макинрой взял шестнадцатое очко на подаче Борга, успев за совершенно «мёртвым» мячом, но уже в следующем розыгрыше глупейшим образом ударил в аут после выхода к сетке. Тут же последовал ответный реверанс от шведа – неудачный приём второй подачи, и у Джона очередной сетбол. Борг подаёт, Макинрой принимает в центр корта, куда уже набегает швед. А тот, пытаясь, в свою очередь, сыграть острее, бьёт с лёта прямо в сетку! 18:16 – победа Макинроя на тай-брейке и в сете.
За четвёртую партию несгибаемый, железный швед проиграл семь матчболов. Сейчас он находился в состоянии, близком к паническому. Позднее Бьорн скажет, – «я подумал – это ужасно. Я же так проиграю». Последним человеком, проигравшим финал Уимблдона, имея по ходу игры матчбол, был Джон Бромвич из Австралии. Дело было в 1948 году, но даже спустя тридцать два года Бьорн Борг не хотел пополнять собой эту не очень везучую компанию.
В решающем сете на стороне чемпиона был целый ряд преимуществ. Во-первых, он подавал первым, а поскольку каждый из соперников играл на подаче почти идеально, получалось, что на каждую свою подачу Макинрой выходил, проигрывая по ходу сета. Конечно, для человека, только что отыгравшего семь матчболов, это не бог весть какое неудобство, но всё же, игра складывается из мелочей. Во-вторых, из-за дождя полуфинал Джона против Коннорса доигрывался в пятницу, за день до финала, так что швед имел на один день больше отдыха. Ну и, наконец, в ту же пятницу Макинрою пришлось играть финал парного турнира, где он вместе с Питером Флемингом уступил австралийцам Макнамаре и Макнами (вот же этот Флеминг! Испортил своей фамилией такой Мак-финал!). Усталость постепенно сказывалась на игре претендента – за пятый сет он предоставил сопернику семь брейк-пойнтов, которые, правда, тот не реализовал. Зрители были шокированы – Борг не реализовал четырнадцать брейк-пойнтов за матч!
При счёте 7/6 в пользу шведа Макинрой вышел подавать. Первый розыгрыш завершился ударом в сетку, второй – тоже, но на сей раз неудачно принял Борг. Следующее очко Бьорн выиграл идеальным ударом с приёма по боковой линии. Когда американец попал в сетку, пытаясь подрезать мяч против окопавшегося на задней линии соперника, Борг получил восьмой за сегодня матчбол. Теперь всё прошло идеально – приём, выход Макинроя к сетке и великолепный кросс слева. Швед в экстазе падает на колени перед беснующимися трибунами. Величайший финал за сто три года существования Уимблдона окончен!
После матча на Борга было непривычно смотреть. Он закрывал лицо ладонями, неуверенно улыбался, как будто не веря в произошедшее. Ему было всего двадцать четыре года, но сегодня в нём что-то сломалось. Следующие три финала турниров Большого шлема против Макинроя (два US Open и Уимблдон-81) он проиграет, победив только Ивана Лендла в Париже. Еще через год он сыграет только один турнир в сезоне, проиграв в четвертьфинале в Монте-Карло Яннику Ноа. А ещё через полгода, в январе 1983 года, в возрасте двадцати шести лет, объявит о завершении карьеры. Самым шокированным от этого решения окажется Джон Макинрой, который постарается уговорить шведа передумать. Впрочем, ещё два турнира (Монте-Карло в 1983 году и Штутгарт годом позднее) ничего не изменят.
Шестого июля 1980 года Бьорн Борг сыграл свой величайший матч в жизни, но потерял уверенность в себе. Впереди будут развод и банкротство, предполагаемая попытка самоубийства и неудачное возвращение в тур. Бьорн Борг остаётся с нами – успешным человеком, но потребовались годы, чтобы вернуть себе душевное спокойствие и удачу. А ещё с нами остаются его победы, и тот матч. Когда железный швед вошёл и ушёл в историю.
«Борг/Макинрой»: до победного
В прокат вышел фильм о знаменитом теннисном финале «Уимблдона»
Москва. 6 октября. INTERFAX.RU — В российский прокат вышел фильм «Борг/Макинрой» про легендарный финал «Уимблдона» 1980 года.
Шведский теннисист Бьорн Борг (Сверрир Гуднасон) – четырехкратный победитель «Уимблдона» — приезжает на турнир в надежде взять кубок в пятый раз. Борг известен своим нордическим спокойствием, за которое СМИ даже прозвали его «королем». Мало кто из поклонников теннисиста знает, что в детстве его исключили из секции за плохое поведение, и после нервных срывов у него появился своеобразный набор ритуалов – от того, как выбирать ракетку с тренером (Стеллан Скарсгард), до того, во что одеваться. Против него в финал выходит американец Джон Макинрой, известный своим дурным поведением, пререкательством с судьями и плохими отношениями с игроками (Шайа ЛаБаф, который, кажется, сыграл самого себя). Приближается финал турнира, который определит победителя.
Даже не важно, знали ли вы перед просмотром исход игры, в картине датчанина Януса Меца Педерсена (работал над сериалом «Настоящий детектив») главное — это напряжение, которое, в соответствии с драматургией турнира, поднимается до высшей точки к финальной игре. Пока герои преодолевают отборочные соревнования, нам показывают путь обоих теннисистов (но в большей степени именно Борга) к матчу за титул первой ракетки мира. И обнаруживается, конечно, что у казавшихся антагонистами Борга и Макинроя много общего: сложные отношения с родителями, детские травмы и полная отдача игре, оборотной стороной которой является тотальное одиночество.
Если определить этот матч – да и весь фильм – одним словом, то это «катарсис», но на одном напряжении, которое создатели картины беспрерывно нагнетают, кино не снимешь: долгие паузы и драматические жесты на втором часу экранного времени утомляют, а то и производят обратный, комичный эффект. Из-за этой исключительной серьезности фильм, например, проигрывает своему юмористическому брату-близнецу, полнометражной шутке «Семь дней в аду» от HBO.
Кроме того, Педерсен, кажется, просмотрел одну довольно очевидную вещь: то, что спортсмены прилагают сверхчеловеческие усилия для победы на соревнованиях подобного уровня, общеизвестно, это и делает большой спорт столь захватывающим зрелищем – а потому сам матч Борг/Макинрой как противостояние двух воль автоматически становится более интересным, чем рассказ о пути героев к нему в ленте «Борг/Макинрой».
В то же время фильму нельзя отказать в увлекательности и в некоторой милоте – где еще вы еще посмотрите на Шайю ЛаБафа в спортивной повязке на голове и ретроформе, бегающего по корту?
Игра в мир. Фильм «Борг/Макинрой» режиссера Янус Мец
Имена теннисистов Бьорна Борга и Джона Макинроя в начале 1980–х гремели на весь мир: знаменитое противостояние, которое продлилось 2 года, с Masters–1979 до US Open–1981. Почему это вызвало такой интерес? В этом противостоянии был известный символизм — все понимали, что это не просто спортивная история.
Открытый мир. «Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года»
Было время глобальных противостояний, двух идеологий, и хотя формально оба теннисиста относились к миру Запада, тем не менее мир тогда решал важнейший для себя вопрос: как возможно договариваться, по каким правилам соперничать, как возможна политика мирного сосуществования? Теннис подходил для иллюстрации этого как никакой другой вид спорта.
«В теннисе важно не то, что ты победил, но как именно ты победил», — говорит тренер юному Боргу. И именно благородство, а не история борьбы стала главной темой этого противостояния. В самый напряженный момент матча, на Уимблдоне–1980, когда Макинрой сначала выиграл, а затем начал проигрывать, Борг вдруг обращается к своему сопернику — бросает всего одну фразу, подбадривая его, — в том смысле что возьми себя в руки, просто играй.
Теннис — игра для двоих, то есть парадоксальным образом ты заинтересован не только в победе, а и в том, чтобы другой хотел победы. Тут, конечно, еще и играет роль личный фактор, странные сближения между двумя великими спортсменами. Для шведа Борга и американца Макинроя это соперничество — еще и спор с самим собой. Теннисист — эгоист, в хорошем смысле, без эго в спорте нельзя, но, когда это эго начинает тобой управлять, весь вопрос в том, как ты со своим эго договоришься. Общим и тогда, и даже еще сейчас является представление о том, что Борг и Макинрой — полные противоположности.
Фильм, однако, это опровергает: просто Борг старше, и он свое эго уже победил; а Макинрою это еще предстоит. И странное покровительство Борга по отношению к своему сопернику (потом они стали лучшими друзьями) объясняется тем, что он узнает в нем себя, юного. «Кусок льда» Борг не всегда был таким — что и демонстрирует нам фильм; когда–то он был таким же, как Макинрой. И на самом деле они очень похожи, и именно поэтому каждый из них видит в другом, словно в зеркале, свою темную или светлую сторону.
Так получается история соперничества / дружбы, и для спорта это, так сказать, высший результат. Но в сущности это обычная человеческая история о преодолении, и она в высшей степени объективна — именно потому и интересна. В этом смысле хорошие фильмы о спорте захватывают, словно детектив, — если не лезть в последний момент в Википедию, можно пережить в течение фильма то, что переживали современники.
Автор в детстве играл в теннис, но, к стыду своему, забыл, кто победил в том матче, — тем интереснее было смотреть. У нас фильмы о спорте всегда снимаются как отражение идеологического противостояния с Западом; и проблема в том, что мы всегда заранее знаем, кто победил: «наши». Гораздо, однако, интереснее, когда «наши» соревнуются между собой; первое, что приходит в голову похожего (на нашем материале), — конечно же, поединок между шахматистами Карповым и Каспаровым. Примерно в те же годы, и тоже длился много лет. Из этого и сейчас можно было бы сделать фильм не хуже. Но, конечно же, сегодня это в России невозможно: едва ли найдется режиссер, который рискнет сделать героем Гарри Каспарова, одного из непримиримых критиков нынешней российской власти.
Лед на корте: Бьорн Борг, изменивший историю тенниса
Бьорн Борг был настоящей звездой на корте с его невероятной игрой, привлекательной внешностью и ледяным спокойствием. За это его прозвали «Ice man». Имея 11 титулов Большого шлема, Борг установил многочисленные рекорды. Его беспрецедентная слава и последовательный успех помогли повысить популярность тенниса в 1970-х годах. В 1979 году Бьорн стал первым игроком, который за один сезон заработал более миллиона долларов призовых. То время называлось не как иначе, как «Боргоманией».
Содержание
Теннис с 9 лет
Бьорн Борг (Björn Borg) родился в Стокгольме, Швеция в 1956 году. Будучи хоккейным болельщиком, он влюбился в теннис, когда отец принес призовую золотую ракетку, полученную им на турнире по пинг-понгу. Будущему чемпиону было на тот момент всего 9 лет. Начав тренировки с Перси Росбергом, Бьорн выиграл свой первый турнир в возрасте 11 лет, а в 13 лет — соревнования среди ровесников и старших на год соперников. Ему пришлось бросить школу, чтобы полностью отдаться теннису.
Дальше события развивались по нарастающей. В 15 лет Борг попадает в шведскую команду Кубка Дэвиса, становится чемпионом Уимблдона среди юниоров и выигрывает турниры в Берлине, Барселоне и Майами. В 1972 году в возрасте 16 лет спортсмен уже играет как профессионал.
Титулы и рекорды Бьорна Борга
Сложно найти человека в любом виде спорта, который вырос до небывалых высот так быстро, как Бьорн Борг. Чемпион одиннадцати крупных синглов всего за семь лет (1974-81), он ошеломил и шокировал теннисный мир, уйдя «на пенсию» в 26 лет. Скорее всего так случилось из-за постоянного внимания к его персоне и давления на еще довольно молодого игрока. Он отдавался на корте без остатка и быстро сгорел.
Даже в такой короткий промежуток времени Борг оставил неизгладимое наследие в истории тенниса. Он выиграл шесть чемпионатов French Open, среди них 4 подряд с 1978 по 1981 год. Борг доминировал на Уимблдоне, как ни один другой игрок с 1877 года. Получив пять титулов подряд, он отличился невероятной игрой в матче с Джоном Макинроем в 1980 году. Теннисисты встречались в общей сложности 22 раза, а их противостояние назвали встречей огня и льда.
«Никто никогда не знал, что я думаю или как я себя чувствую. Если я смеюсь, плачу, разочарован или счастлив, они этого не знают. Это не значит, что я не кипел внутри, но я никогда не позволю никому это видеть».
Бьорн Борг и Макинрой
Борг был известен своим спокойным и беззаботным поведением на корте, в то время как Макинрой отличался несдержанностью и агрессией. Из-за их контрастных личностей это соперничество было описано как «огонь и лед».
В 1980 году Макинрой впервые попал в финал на Уимблдоне в одиночном разряде. Там ему «посчастливилось» встретиться с Бьорном который стремился к пятому по счету титулу. В начале финала Джона освистали за трения в предыдущем матче с Джимми Коннорсом. Макинрой шел впереди, однако в пятом сете все решила подача Борга. В итоге шведский теннисист получил свой титул, а матч считается одним из лучших за всю историю тенниса.
Макинрой победил Борга в финале US Open в том же году в пяти сетах. В 1981 году он снова разгромил его и снова на US Open. В тот день Бьорн ушел со стадиона, не дождавшись церемонии награждения. Вскоре после этого он покинул теннис, так никогда не выиграв Открытый чемпионат США. Заключительная встреча огня и льда произошла в 1983 году в Токио на Кубке Suntory (пригласительный турнир), где победил Борг. Их невероятные матчи стали основой для фильма «Борг/Макинрой» 2017 года.
«Мы не были вовлечены в работу с самого начала. Когда я увидел фильм, я подумал, что вроде там все в порядке. Но все же это больше вымысел», — сказал Бьорн.
В статье для «Sports Illustrated» 1991 года Артур Эш сказал, что Бьорн был больше, чем игрок.
Diadora Borg
Бьорн Борг был поп-звездой не только на корте, его обожали подростки, девушки влюблялись в его игру, длинные светлые волосы и задумчивые голубые глаза. Безупречное чувство стиля сделало Борга образцом моды.
На корте одежда спортсмена была вполне традиционна до определенного времени. Однако особо выделялись стильные кроссовки от Diadora. В 1970-е годы итальянский бренд набирал популярность и ударился в спорт. Заключив контракт с самым успешным и привлекательным игроком в теннис, они представили именную пару обуви Diadora Borg Elite. Сделанные из кожи кенгуру, они дополнялись золотыми, серебряными, черными или красными полосками. К ним шла специальная сумка с изображением Борга. Именно благодаря ему Diadora обеспечила себе место в моде, а также в спортивной истории.
Тот выпуск, который чемпион носил в 1976-77 годах, переиздавался ограниченным тиражом в ознаменование первого триумфа спортсмена на Уимблдоне. Бренд также выпускал их в 2008 году, как первые Bjorn Borg OG 70-х и Elite 80-х годов. В 2017 году они снова возвращались в оригинальной бело-золотой гамме и, несомненно, появятся снова.
Еще в 1970-е годы теннисист также заключил контракт с Fila, что привело к созданию его знаковой полосатой рубашки поло. Контракт позже был расторгнут по причине ухода Борга из спорта.
Одежда Бьорн Борг
В то время как другие спортсмены продолжали сотрудничать с именитыми марками, у шведского теннисиста появился свой бренд одежды Björn Borg. Борг фактически не является его создателем. Bjorn Borg AB названа в честь бывшего профессионального теннисиста. Ранее компания существовала как World Brand Management (WBM). С 1997 года они имеют эксклюзивную лицензию на товарные знаки с именем чемпиона. Это дает им право производить и продавать продукцию во всех странах. Основные продукты — нижнее белье, есть также обувь, кошельки, очки и парфюмерия. Буквально недавно, в 2014 году бренд начал выпускать полноценные коллекции спортивной одежды.
После карьеры
Когда-то известный своим ледяным характером в качестве игрока, Борг стал самым молодым и богатым пенсионером, когда покинул профессиональный теннис. Он дважды развелся, с румынской теннисисткой Марианой Симьонеску и итальянской певицей Лореданой Берте. У Борга есть сын от шведской модели. В 2002 году спортсмен женился в третий раз на Патриции Остфельд.
«Он был как Элвис, Элизабет Тейлор или кто-то подобный».
Сегодня бывшая первая ракетка мира Бьорн Борг занимается предпринимательской деятельностью, проживет в Монако и все еще невероятно хорош собой. Он также наслаждается возрождением линии одежды Bjorn Borg, которая превратилась в один из самых популярных брендов в Европе.
Удивительным выглядит союз Бьорна с композитором Йонасом Валфридсом. Вместе они создали симфонию для физических тренировок. Борг носил эту идею еще с 1993 года, когда узнал про исследование Калифорнийского университета о «Эффекте Моцарта». Прослушивание сонаты ре-мажор для фортепиано помогало снизить количество приступов эпилепсии у больных. Symphonia Exercitii Et Intelligentiae рассчитана на повышение выносливости во время выполнения физических упражнений, а также на развитие IQ.
Лео Борг
Сын Бьорна и Патриции Лео довольно успешный теннисист в Швеции. Кстати, именно он сыграл детскую версию своего отца в фильме «Борг против Макинроя». При этом многие родственники и школьные тренеры верили в будущую успешную карьеру Лео в футболе, а мать Патриция видела в нем актера кино и театра. Но он выбрал теннис.
«Он обожает теннис и хочет играть все время, – говорит Борг-старший. – Он тренируется в одном из лучших шведских клубов, где работают отличные тренеры. Сам я в его подготовку особо не лезу», — говорит отец.
Несмотря на то, что у Лео просто легендарный отец, его кумир — Рафаэль Надаль, что неудивительно, ведь парень не имел шанса видеть игру своего отца вживую. А по записям полного впечатления получить невозможно.
У отца и сына есть негласный договор. Бьорн не посещает турниров Лео, чтобы не вызывать излишний ажиотаж на молодежных соревнованиях. Мальчишка уже не раз попадал в не самые приятные ситуации из-за славы и популярности отца. Например, на турнире Les Petits As во французском Тарбе ему пришлось сбегать от толп фанатов сразу после пресс-конференции. Его тренер Рикард Биллинг сообщил, что скорее всего Лео специально проиграл решающий матч, чтобы избежать излишнего внимания и сбежать домой.